История эта началась осенью 1991 года, когда я озадачился покупкой усилителя мощности в свой домашний стереокомплекс. В «комплекс» тогда входили: катушечный магнитофон первого класса (с усилителем мощности), катушечный магнитофон высшего класса (без усилителя мощности), ЭПУ «Вега ЭП-122» (без фонокорректора) и пара колонок «Radiotehnika S-90». Проблема с покупкой усилителя заключалась в том, что страна переживала непростые времена, и из магазинов сметалось всё.
В это время в продаже появились усилители «Прибой 50УМ-204С». Собирали их в Таганроге, стоили они 350 рублей. Особой популярностью эти усилители не пользовались. Во-первых, они имели довольно-таки неказистый вид. Во-вторых, они были ламповыми. И это в конце XX века!
Мне же ламповая электроника нравилась всегда, денег было достаточно, и я решился на покупку. Сколько раз я пожалел об этом, вы узнаете дальше.
TL/DR: пожалел я о покупке лампового усилителя ровно один раз: через неделю работы усилитель загорелся так, что его пришлось тушить. А потом – ни разу!
▍ Первое знакомство
Конструкция усилителя очень простая. В её основе лежит сварная рама из алюминиевых уголков. Передняя панель из алюминия. Нижняя и задняя стенки – пластиковые. На корпус надет П-образный кожух из стали. Габаритные размеры усилителя: 430х400х163 мм. Масса усилителя без упаковки: 18 кг.
Вес усилителю придают три трансформатора: два выходных и один силовой. Конструкцию выходных трансформаторов разработчики решили не усложнять, мотать обмотки «бутербродом», перемежая слоями первичную и вторичную, не стали. Зато «железа» для трансформаторов не пожалели, а стянули его так прочно, что трансформаторы в работе не издают никаких вибраций.
На переднюю панель усилителя выведены: кнопка включения, индикатор питания и двойной движковый регулятор уровня. На задней стенке – ввод сетевого шнура, гнездо предохранителя, гнездо линейного входа и клеммы для подключения АС.
Регулятор уровня имеет оригинальную конструкцию. На фото ниже приведён его вид справа и слева:
Выходные каскады усилителя собраны на мощных лучевых тетродах 6Р3С-1. Такие же лампы десятилетиями работали в трансляционных усилителях У-100У4.2. В школе, где я учился, такой, кстати, и стоял.
Выходные каскады двухтактные (Push-Pull, PP), включение ламп – пентодное. Смещение на управляющих сетках – фиксированное, не «автоматическое». Есть отрицательная обратная связь через RC-цепочку с выхода динамика на вход усилителя. Компоненты смонтированы на печатных платах. Никаких «аудиофильских заморочек», короче.
При первом включении «Прибой» потряс меня тем, что не ничем себя не обнаруживал. Светился индикатор, через решетки кожуха просвечивал накал ламп, а колонки не издавали ни звука. Не было ни характерного для транзисторных усилителей «шебуршания», ни фона переменного тока, только при перемещении движков регулятора громкости раздавались негромкие пощёлкивания.
Первое прослушивание произвело благоприятное впечатление. Усилитель давал очень хорошую «детализацию». Омрачалось всё тем, что «S-90» с этим усилителем время от времени весело похрюкивали «басами». «Верхов» же этим колонкам от усилителя не хватало.
У одного из моих приятелей были колонки «Союз 130АС-002». Они ему не нравились своим «топорным» видом, и он решил поменять их на мои «S-90».
Оказалось, что усилитель «Прибой 50УМ-204С» и акустические системы «Союз 130АС-002» просто созданы друг для друга. На месте, где «Radiotehnika S-90» «хрюкала», «Союз 130АС-002» «бумкнул» и сдул струёй воздуха из фазоинвертора лежащую рядом с ним газету.
По невероятному стечению обстоятельств масса акустической системы «Союз 130АС-002» без упаковки – тоже 18 кг.
▍ Склонность к «выгоранию»
В катодных цепях выходных ламп усилителя стоит плавкий предохранитель. Как оказалось, он там совсем не лишний. Вот только на заводе вместо предохранителя на 0,4 А был поставлен предохранитель на 4 А.
Возгорание усилителя произошло так: у выходной лампы проплавился стеклянный баллон, выгорели резисторы в цепях катода и экранной сетки, а предохранитель остался цел! К счастью, трансформатор не пострадал.
Общеизвестный факт, что усилительные каскады на электронных лампах склонны к самовозбуждению. Лампы 6Р3С-1 (1989 год выпуска), купленные вместе с усилителем, к самовозбуждению оказались особенно склонны и «выгорели» подобным образом месяцев за шесть. К счастью, предохранители в этих случаях отрабатывали штатно.
«Выгоревшие» 6Р3С-1 я заменял на лампы 1977 года выпуска, которые мне удалось «достать». Лампы подбирал парами, так чтобы при одинаковом отрицательном смещении на управляющих сетках у них был одинаковый ток покоя.
Проверяю режимы этих ламп раз в пять лет, потеря эмиссии есть конечно, но не сильная. А работают они уже скоро как тридцать лет без замены.
▍ Доработки усилителя
В сети есть огромное количество рекомендаций по переделке усилителя «Прибой 50УМ-204С». Может сложиться впечатление, что усилитель состоит из одних недостатков.
Я же всегда исходил из того, что число «204» в названии усилителя означает принадлежность к аппаратуре 2 группы сложности. Это самая низшая категория для усилителей по ГОСТ 24388-88.
Но так ли усилитель «Прибой 50УМ-204С» плох? В 2005 году я получил вместе с журналом «Салон AudioVideo» тестовый диск «АудиоДоктор FSQ». На диске 14 основных дорожек, 2 бонусных. В буклете указано, что записано на дорожках, как это должно звучать, и что делать с аппаратурой, если дорожка звучит не так.
На моем усилителе и акустических системах, все дорожки тестового диска звучат так, как и должны звучать. Согласитесь, что это совсем неплохо для «аппаратуры 2 группы сложности»!
За свою долгую жизнь усилитель пережил полную замену электролитических конденсаторов; подбор номиналов резисторов, подключенных к катодам и экранным сеткам выходных ламп; замену выходных ламп с подбором по парам. И всё!
▍ От автора
В усилителе «Прибой 50УМ-204С» соединились моя любовь к музыке и моя любовь к ламповой электронике. Этот усилитель вкупе с АС «Союз 130АС-002» одинаково хорошо воспроизводит как классическую музыку с «винила», так и industrial или trip-hop с компакт-дисков.
Вот например, как звучит финал русского танца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»:
Практика тридцати лет работы моего «Прибоя» подтверждает правило: простые схемы требуют подбора комплектующих.
В этом усилителю «Прибой 50УМ-204С» совершенно не повезло. Аппаратуру ставили на производство во время крушения хозяйственных связей в стране. По комплектации усилитель напоминает винегрет: качественные конденсаторы К73-16 перемежаются с «помоечными» К10-7; «разнобой» типов резисторов в регуляторе уровня; некачественные лампы 6Р3С-1, наконец.
Никто из моих товарищей по увлечению музыкой на покупку лампового усилителя так и не решился.
Автор: Дмитрий Руднев