Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок

в 12:17, , рубрики: акустические системы, Аудиомания, Блог компании Аудиомания, домашнее аудио, звук, история технологий, периферия, старое железо

В прошлый раз мы рассказали о том, как пластинки и радио изменили подход к прослушиванию музыки в начале XX века. Сегодня говорим о технологиях, которые получили распространение после Второй мировой войны и вновь изменили акустическую экосистему в домах людей.

Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 1
Фото dom christie / CC BY

Магнитная звукозапись

Эта технология позволила записывать высококачественный звук и меньше переживать о возможных механических повреждениях носителя. Хотя по взгляду на её ранние реализации сложно сказать, что ей было суждено перевернуть представление о музыке. Отцом магнитной записи считают датского инженера Вальдемара Поульсена (Valdemar Poulsen), который еще в конце XIX века получил патент на технику аудиозаписи на стальную проволоку и разработал телеграфон. Но устройство было не самым удобным в использовании и не выдержало конкуренции с более доступными фонографами.

Хотя ситуация переменилась с началом Второй мировой.

Во время боевых действий проволочный носитель использовали для аудиозаписи в полевых условиях — он легко переносил перепады температуры и не боялся влаги. Однако качество воспроизведения оставляло желать лучшего. Проблему решили немецкие инженеры, разработав пленку с напылением оксида железа и с помощью технологии высокочастотного подмагничивания сумели повысить качество звукозаписи. Они использовали плёночные рекордеры для пропаганды того времени.

Фото jglazer75 / CC BY / Ampex Model 300
Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 2Магнитная лента распространилась по миру уже после окончания войны, когда американские солдаты вывезли конфискованное оборудование из Германии. Один из них затем разработал новое устройство воспроизведения.

Оно увидело свет в 1948 году — это был бобинник Ampex Model 200. Система довольно быстро стала неотъемлемой частью звукозаписывающих студий, где ее использовали для мастеринга. Но у установки был недостаток — она была слишком громоздкой.

Одним из первых эту проблему решил польский аудиоинженер Стефан Кудельски (Stefan Kudelsky). В 1951 году он самостоятельно разработал и собрал прототип магнитофона NAGRA I (на КДПВ изображена его улучшенная версия — Nagra IV-S).

Он был портативным, размером с небольшой чемоданчик. За свое удобство система получила признание среди работников телевидения, радио и кино. Проигрыватели NAGRA использовали при восхождении на Эверест и во время космических миссий.

Вскоре бобинники получили самое широкое распространение. Все больше компаний начали выпускать их, и эти устройства можно было встретить в домах большого количества людей — в том числе в Советском Союзе. Кто производил такие устройства в СССР, мы рассказывали ранее.

Долгоиграющий винил

Технология магнитной звукозаписи должна была затмить собой ненадежные пластинки, которые до начала войны изготавливали из шеллака. Но пластинки не собирались сдавать позиции и уступать музыкальный рынок без боя. В 1948 году шеллак сменили новые материалы — винилит и поливинилхлорид. Они были более прочными и меньше шумели при воспроизведении.

Помимо материала, была усовершенствована технология нанесения звуковых дорожек — она позволила снизить скорость вращения пластинки без потерь в качестве звучания. В результате вырос объем накопителя — на него стало влезать больше музыки. 12-дюймовые шеллаковые пластинки вмещали несколько минут на одной стороне, а новый винил мог уместить до 23 минут аудио.

Это факт полностью изменил подход к звукозаписи — раньше пластинки часто содержали всего одну песню, теперь же на них начали размещать целые альбомы. Но эта тема достаточно обширна и достойна отдельного материала, поэтому об эволюции музыки мы поговорим в следующий раз.

Со временем изменился не только объем пластинок, но и количество дорожек. До 60-х пластинки выпускались в моноформате, но в конце этого десятилетия появились стереопластинки. В них левая и правая стенки дорожки отвечали за соответствующие каналы воспроизведения.

К середине 70-х подавляющее большинство виниловых релизов выходило в стереоформате — они играли как в гостиных людей, так и на радиостанциях.

Новые акустические системы

По достоинству оценить возможности новых аудиоформатов — как магнитной ленты, так и виниловых пластинок — позволили электродинамические громкоговорители. Первые такие устройства были изобретены задолго до войны — они использовали электромагнитный капсюль.

Но их конструкции не выдержали проверку временем. Отчасти потому, что такие динамики имели высокий уровень нелинейных и частотных искажений. На замену им пришли громкоговорители с катушкой, магнитом и диффузором — их начали массово выпускать в 1950 годах. С этого момента не прошло и десяти лет, как на сцену вышло стереооборудование.

Одними из первых появились двухканальные магнитофоны. За ними последовало производство коммерческих двухканальных бобин. В 1957 году началась разработка стереокартриджей для виниловых проигрывателей, а годом позже на музыкальный рынок вышел первый коммерческий стереоальбом. О том, как развивалась новая музыка, мы расскажем в следующем материале.


Дополнительное чтение по теме в «Мире Hi-Fi»:

Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 3 Как развивалось домашнее аудио — от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 4 Как домашнее аудио стало доступным для более широкой аудитории
Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 5 Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 6 Находки аудиомана: где послушать музыку ушедших эпох
Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой — от магнитной звукозаписи до новых колонок - 7 История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры


Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js