Такие специфические машины в коллекции DataArt пока составляют небольшой раздел. Их создавали для работы в суровых условиях или сферах, требующих повышенной надежности, к ним же относят ЭВМ, заточенные под решение одной, но крайне ответственной задачи. Проследить происхождение и историю промышленных компьютеров бывает особенно трудно. В некоторых случаях мы рассчитываем и на помощь читателей нашего блога, которые, возможно, когда-то сталкивались с подобными машинами.
Автоматизировать гражданские производства в СССР постепенно начали только в 1960-х. До того послевоенная конверсия шла очень медленно, все возможные ресурсы направляли на создание новых видов вооружений и увеличение выпуска военной техники. Поэтому на протяжении 1950-х практически все разработки в области электроники и автоматизации оставались секретными и применялись, прежде всего, в ядерной и космической программах.
Но уже в результате Восьмой «золотой» пятилетки 1966-1970 годов было внедрено 2700 автоматических систем управления и открыто 2600 вычислительных центров. Именно тогда сформировалась тенденция к внедрению АСУ, более того, для директоров многих предприятий, инженеров и разработчиков это стало почти наваждением. Результат при этом не всегда был успешным. Советская технология уже заметно отставала, сложности возникали не только из-за недостаточного количества оборудования, но и в связи с его низким качеством. Сказывалась и разобщенность экономики: конструировались бесчисленные ЭВМ разных архитектур, слабо совместимые друг с другом. Для создания АСУ, включающих множество датчиков, периферийных устройств и других элементов, это оказалось неразрешимой проблемой.
Считается, что как отдельное направление развития вычислительной техники создание промышленных компьютеров сложилось в 1980-е годы. Компания IBM тогда выпустила модель 5531 — промежуточный вариант между настольным ПК и мини-ЭВМ. Большинство устройств нашей коллекции произведены в начале 1990-х годов в Западной Европе, но есть в Музее DataArt и образцы советской электроники.
1. «Электроника МС 2702», универсальный программируемый контроллер, СССР
С этим устройством нам повезло — Глебу Ницману удалось приобрести полный комплект, включая модуль самого контроллера, 16-клавишный пульт ввода с 12-разрядным дисплеем и официальной документацией. Заводской индекс контроллера «К1-20», он входит в семейство микро-ЭВМ Электроника К1. Основное применение всех устройств семейства — отладочные комплексы для проектируемого оборудования, в которых используется тот же набор БИС. В нашем случае 580 серии.
«Электроника К1-20» предназначен для использования в системах управления производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, к которому подключается через два разъема: ХС2 и ХС3. В комплекте с контроллером идет программное обеспечение — «Монитор КПУ» — программа диалогового взаимодействия с пользователем.
Этот контроллер вспоминает бывшией сотрудник управления главного конструктора АвтоВАЗа Ю. Миронов во второй части книги «Высокой мысли пламень» в контексте взаимодействия министерства автопромышленности с другими министерствами (энергетики, радиопрома и пр.). Правда он указывает не совсем ту серию БИС, на которой собрано устройство, посколько в серии микросхем К537 не было микропроцессора:
«„Интеграл“ в силу своих амбиций не пошёл „на поводу у МАП“ (министерства автомобильной промышленности) и решил разработать контроллер на базе микропроцессорного комплекта серии К537 собственной разработки. В результате получился очень сложный и очень дорогой контроллер („Электроника МС 2702“), надёжность которого была чрезвычайно низкой. Несмотря на это, „Интеграл“ всё же изготовил опытную партию контроллеров (200 шт.) и поставил их на ВАЗ и ЗИЛ.
Тем самым министерский приказ по разработке завод выполнили.
Впоследствии „Интеграл“ всеми силами пытался согласовать применение этого контроллера для автомобилей ВАЗ и ЗИЛ. Но стоимость контроллера опытной партии „Электроника МС 2702“ была более 1000 рублей, а стоимость серийного контроллера была в пределах 600-700 рублей. Естественно, ВАЗ на такое не пошёл».
2. Индустриальный компьютер Bernecker & Rainer, Австрия
Этот сложносоставной рэковый модульный компьютер в коллекцию музея передал один из наших бывших коллег по DataArt — продукт-менеджер Николай Горбунов. Сейчас мы пытаемся установить, где был установлен этот компьютер и какие задачи он выполнял.
Сама компания Bernecker & Reiner, основанная в Австрии в 1979 году, в основном занималась автоматизацией сложных производственных линий. В 1983 году она запустила серию модульных компьютеров B&R Multicontrol. Модули строились вокруг 8-битного микропроцессора Motorola 6809, в нашем случае использованы аналоги — HD63B09EP производства Hitachi.
Такие микропроцессоры известны, прежде всего, как основа игровых компьютеров Commodore SuperPET и TRS-80 Color Computer. Но использовали их и в очень серьезных системах, для управления которыми корпорация Microware специально разработала операционную систему реального времени OS-9.
Модули Multicontrol собирались и устанавливались в рэк. Наш экземпляр системы состоит из:
- модуля питания NT40 24 вольта, 50 Ватт;
- модуля центрального процессора CP80 на микропроцессоре архитектуры Motorola 6809:
Этот модуль снабжен очень специфической системой защиты — физическими ключами доступа. В зависимости от роли того или иного инженера, имевшего доступ к компьютеру, менялся и сам ключ. Например, ключ администратора — самый длинный из связки, им можно повернуть селектор во все позиции.
- набора сопроцессорных модулей MAESTRO: управляющий модуль на микропроцессоре архитектуры Motorola 6809, модуль расширения памяти MM2M, модуль графического контроллера MGC2, модуль сетевого контроллера подключения к сетям Ethernet MENC, модуль жесткого диска MDISC 40R;
- двух модулей процессоров периферии PP40 со статическим ПЗУ на 16 Кб и электрически стираемым ПЗУ на 16 Кб — опять же на микропроцессоре архитектуры Motorola 6809;
- Модуля для 16 цифровых входов E161;
- модуля на 16 транзисторных выходов A115;
- модуля на 16 цифровых релейных выходов A161.
Несмотря на то, что большинство из этих модулей уже сняли с производства, оборудование все еще используют на некоторых европейских заводах.
3. Платформа для разработки индустриальных компьютеров от Gesytech, Германия
Платформа собрана на архитектуре х86. Устройство включает противоударный кейс, а ПО для него также разработано компанией Gesytech.
Экспонат в коллекцию DataArt также передал Николай Горбунов
В нашем случае использован микропроцессор фирмы AMD Elan SC410, агрегат с пониженным потреблением энергии и встроенным ядром Am486 — аналог Intel i80486.
Компанию Gesytech создали аспиранты Аахенского университета. С 1992 года фирма занимается разработкой и автоматизацией производства, в конце она 1990-х создала собственную серию отладочных устройств. Наша платформа построена на одной плате с двумя 16 Мб-модулями памяти, поставленными по принципу DIMM. Это вынесено в название — вся плата называется DIMM PC. В 2000-х Gesytech выпускала серию подобных одноплатных энергоэкономичных компьютеров, изменив процессор и увеличив объем памяти.
Одноплатный компьютер подключается к интерфейсной плате портов ввода-вывода: RS 232, COM2-порт для подключения принтера, RJ45-порт с возможностью подключения других периферийных устройств. Дополнительная плата, позволяет увеличить количество подключенных элементов.
Работает машина под операционной системой Windows CE, для разработки на ней использовался Windows CE Platformbuilder 2.11.
4. Загадочный компьютер Bull (Франция)
Устройство для музея приобрел его вдохновитель — Глеб Ницман
Из опознавательных знаков у этого промышленного компьютера только оборванная наклейка с названием дистрибуционного центра компьютеров французской фирмы Bull в Кельне и датой — 1993 год. В том, что устройство действительно произведено Bull, мы убедились, разобрав моноблок и проверив марки на печатных платах.
Марки: Bull MTS и Bull S. A. (Société anonyme — акционерное общество)
К сожалению, документации к этому устройству в нашем распоряжении нет. Процессор i80186, контроллер памяти Intel c8208 и набор остальных БИС указывают, что произвели его, скорее всего, не ранее 1988 года. Размещенные пары портов для подключения периферии и графических выводов свидетельствуют, что устройство предназначалось для специфических задач.
Необычными выглядят и разъемы — в частности, вариация разъема типа RJ
Пока точно установить модель и назначение устройства не удалось. С помощью наших коллег из итальянского Museo del Computer мы связались с бывшими инженерами Bull. Но навскидку они агрегат опознали и взяли паузу на изучение вопроса. Возможно, у вас есть свои варианты? Будем рады услышать ваши предположения!
Автор: DataArt