Подборка статей о пиратстве в 1990-е, отчего-то воспринятая Хабром в штыки, заканчивалась оптимистичными прогнозами лидеров IT-индустрии о том, что развитие сетей уже в скорейшем будущем позволит заменить большинство ПК простенькими «тонкими клиентами», и ресурсоёмкие приложения будут работать не на компьютере пользователя, а на центральных серверах. Прогресс пошёл не совсем в этом направлении — даже веб-приложения ныне требуют существенных ресурсов на стороне пользователя — но интересно взглянуть, что писали о прогрессе ПК всего за пару лет до той статьи о «замене персональных компьютеров сетевыми»:
(КомпьютерПресс, январь 1995)
Слухи о рождении домашнего компьютера немного преувеличены
Н.Иванов
В летнее время, под тенью акации,
Приятно мечтать о дислокации.
Фаддей Козьмич Прутков
В последнее время в российской прессе, не толь-ко компьютерной, но и общечеловеческой, все чаще можно встретить словосочетание «домашний компьютер». Шум, поднятый вокруг «компьютера для народа», несколько напоминает кампанию повальной информатизации и всеобщей компьютерной грамотности начала перестройки. Та кампания была вызвана невиданными успехами советских инженеров, которым удалось-таки скопировать Intel 8080 и освоить серийный выпуск клона (прошу не рассматривать это как упрек в адрес вышеупомянутых инженеров — все мы выпали из одного гнезда). Вы помните, что 3-4 года назад в каждом магазине культтоваров можно было по дешевке приобрести уродца, программируемого на Бейсике, со стримером «Электроника-302» и черно-белым монитором высокого разрешения, который к тому же можно было использовать в качестве телевизионного приемника. Правда, массовый покупатель не пошел на поводу у пророков компьютерной эры, отдав предпочтение колбасе, а профессионалы собирали из подручных средств компьютеры и помощнее (если им не удавалось утащить с работы буржуазную АТ-шку). В общем, первая волна одомашнивания «умных машин» разбилась о стену безразличия.
Нынешняя ситуация существенно отличается от тогдашней. Во-первых, в связи со значительным подорожанием колбасы платежеспособный спрос постепенно смещается в сторону наукоемких товаров. Во-вторых, промышленный и деловой рынок, кажется, насытился компьютерами, и предложение естественным образом ищет выход в другие сегменты рынка. В-третьих, новая волна инспирирована не успехами отечественной науки и движется не из Зеленограда и Подлипок, а откуда-то из-за океана. Журнал Fortune (25 июля 1994, с. 113) замечает, что в 1993 году «беспрецедентный рост продаж «домашним» пользователям застал промышленность врасплох». Постепенное возвращение России в лоно мировой экономики способствует тому, что российский рынок все быстрее откликается на изменения рынка западного. Таким образом, предпосылки для второй компьютерной революции, которая позволит каждой кухарке управлять компьютером, более существенны. Что же мы можем ожидать на наших прилавках, и как к этому относиться?
У нас есть достаточно ясная картина того, что происходит в эпицентре всех компьютерных катаклизмов, — в США. Компания Channel Marketing (Даллас, штат Техас) опубликовала свое исследование, из которого явствует, что в 1993 году 30% компьютеров в США было продано именно домашним пользователям. Ожидается, что к 1996 году эта цифра вырастет до 42%. 33% американских семей имеют дома один или больше компьютеров, что оборачивается 36 миллионами компьютеров в 33 миллионах домов. Авторы исследования полагают, что к 2000 году число домашних компьютеров возрастет в 8 (!) раз. Подавляющее большинство владельцев компьютеров приобретают их (чаще всего за счет своих работодателей) для того, чтобы выполнять на дому основную работу, или для ведения собственного бизнеса. Среди других основных мотивов покупки отмечается возможность использовать средства multimedia и вести собственные финансы.
Из всего сказанного можно заключить следующее:
- те, кто приобретают компьютеры для выполнения основной работы, скорее всего, выбирают модели и конфигурации, подобные использующимся в их офисе, то есть современные бизнес-компьютеры;
- для эффективного использования multimedia тоже подходит не всякий компьютер: быстрый процессор, много памяти, монитор высокого разрешения, CD-ROM необходимы.
К этому следует добавить развитую инфраструктуру компьютерных коммуникаций (хотя бы надежные телефонные линии), множество on-line-систем с огромным объемом разнообразной информации, тысячи справочников и энциклопедий на компакт- дисках, обучающие программы для школьников и студентов — и все это, заметьте, на родном языке! Как же тут не купить компьютер-другой. Особенно если денег хватает.
Ситуация на российском рынке немного отличается от описанной выше радужной картины. По данным опроса социологической службы «Мониторинг» («Центр Плюс», №24 за 1994 год), проведенного среди москвичей, 10% жителей столицы уже имеют дома компьютер, 21% очень хотят его иметь, а еще 18% хотят, но могут и обойтись. Москва, как понятно, хотя и является первой скрипкой во всех российских новациях, все же не может представлять общероссийскую тенденцию. Тем не менее перспективы кажутся заманчивыми, особенно если учесть, что основные игроки на компьютерном рынке работают именно в Москве. Что же предлагают (или собираются предложить) почти 4 миллионам москвичей, желающих приобщиться к высоким технологиям?
Лидеры «красной сборки» — Ками, Стинс Коман, Аквариус и набивший руку на «Денди» Стиплер, практически одновременно и скорее всего независимо друг от друг решили в конце этого — начале следующего года выбросить на рынок свои модели массовых компьютеров. По понятным причинам детали этих акций остаются засекреченными, только Ками и Стинс Коман изложили свои планы подробно. Компьютеры для дома, вероятнее всего, будут дешевы даже по сравнению с самыми простыми моделями «компьютера для офиса». Более того, планируется наладить систему продажи в кредит (капиталистический аналог советской рассрочки). Такая схема должна привлечь интерес постсоветского человека с относительно тощим кошельком — или же экономного «нового русского». Очевидно, что с микроэкономической точки зрения такой компьютер должен пользоваться успехом.
К сожалению, компьютер является наукоемким товаром и для маркетингового анализа необходимо учитывать его технические характеристики. «Народный компьютер», видимо, будет напоминать увеличенную в размерах игровую приставку с (постепенно выходящим из употребления) 386-м процессором, 1-2 Мбайт ОЗУ и флоппи-дисководом. Вероятна установка небольшого по объему винчестера, привода CD-ROM, звуковой платы; в качестве монитора скорее всего будет использоваться бытовой телевизор. Понятно, что такая конфигурация значительно уступает по мощности обычным деловым компьютерам. Человек, привыкший к «486DX2/66, RAM 8 MB, HDD 200 MB...», вряд ли сможет спокойно пить чай, пока его «электронный домочадец» загружает файл.
Есть еще несколько сомнительных моментов. Вряд ли для домашнего компьютера подойдет такая интуитивная операционная среда, как «С:>». А как вы сможете загружать Windows с дискеты? Не говоря уже о Системе 7. Другой проблемой может стать то, что после 15 минут работы с телевизором на расстоянии полуметра пользователь такого компьютера будет похож на слоненка Денди с выпученными розовыми глазами. Работать, сидя в трех метрах от монитора с компьютером на коленях, тоже не очень удобно.
Есть и другой подход к понятию «домашний компьютер». Небольшие фирмы, импортирующие готовые модели или собирающие их здесь на коленке из комплектующих, предлагают обычные западные (вернее, восточные) конфигурации multimedia. Такие компьютеры имеют вполне приличный набор характеристик, включая цену (порядка 2000 долларов). В несколько лучшем положении находятся Макинтоши, которые, помимо традиционных средств multimedia, обладают не менее традиционной простотой и интуитивностью интерфейса. Кроме этого, многие могут предпочесть известную марку по соображениям престижа и гарантированной надежности. Тот же Роджер Мак-Нэми (Fortune, см. выше) считает, что «любая компания с сильной торговой маркой имеет преимущество [на домашнем рынке], в частности, Apple и Compaq».
Тем не менее каждый из этих подходов, безусловно, принесет свои плоды, счастливые владельцы принесут в свои квартиры нарядные коробки и, окруженные радостно возбужденными детьми и сомневающимися тещами, включат свои покупки в розетки. Что же они увидят на экране? Уиндоуз. Тс, кому достались бездисковые «Ками Мегадрайв» — PTS-DOS (разработка ФизТеха, если не ошибаюсь). Текстовый процессор Лексикон. Турбо-Бухгалтер или 1C. Десяток примитивных обучающих программ. Два десятка игрушек. Счастливчики с приводом CD-ROM смогут пройти курс обучения компьютерной грамотности, вплоть до написания резидентных программ, или посмотреть путеводитель по музеям Московского Кремля, разработанный для ищущих экзотики иностранцев и переведенный на русский язык. Похоже, что это все (или почти все), что может предложить наша софтверная промышленность российскому пользователю, окончательно и бесповоротно сдавшему английский язык на третьем курсе. Те, у кого дома завалялся модем, смогут почитать новости UNIX и узнать курс доллара в сети Релком или пообщаться с хакерами на одной из местных BBS. Впрочем, чтобы запустить UUCP (протокол, используемый в Релкоме), одного высшего образования будет маловато.
Довольно безрадостная картина. Но у нас еще осталось немного времени. Пока домашние компьютеры будут пробивать путь к сердцам и кошелькам потребителей, мы должны успеть написать хотя бы десяток программ, ориентированных на российскую действительность; отштамповать десяток CD-ROM с Большой Российской Энциклопедией и телефонным справочником; создать пару-тройку наших CompuServe’ов, которые были бы интересны простому человеку, разговаривающему не только на языке ассемблера. Если же нам это не удастся, боюсь, вторая российская компьютерная революция завершится столь же бесславно, сколь и недавняя «информатизация всей страны».
Примечание. Эта статья ни в коей мере не претендует на полноту и однозначность. Замечания, предложения и оскорбления будут с интересом восприняты автором.
Отдельно хочется обратить внимание на фразу «Впрочем, чтобы запустить UUCP (протокол, используемый в Релкоме), одного высшего образования будет маловато.»
К 1995 г. в Россию уже пришёл Интернет — WWW ещё только образовывался, но электронная почта и Usenet-конференции уже ходили вовсю; тем не менее, слова «интернет» в повседневном обиходе до сих пор не было — его называли «релкомом» по названию единственного провайдера. Как пример тогдашнего словоупотребления, в Google Groups сохранились заголовки постов: «О нарушениях свободы слова в релкоме.» «Некоторые постинги с релкома не доходят...» «Можно ли по Fido получить файл из Релкома?» и т.д.
Сохранился и такой трогательный рассказ:
Hачалось все с того, что примерно в 1986 г. разные команды стали играть с различными сетевыми приладами. Появились первые внутренние сети, которые в основном базировались на телефонных каналах — как на резервированных, так и на
dial-up (с набором номера).«Гамма» прокладывала свои сети в организациях, где она ставила ОС МISS, а команда ИПК-КИАЭ создала в Москве сеть из трех узлов: Демос — КИАЭ — СП Диалог. Все юниксные сети того времени базировались на протоколе UUCP, до TCP/IP было еще далеко.
В том же 1990 г. оказалось, что у одного из сотрудников Демоса — Димы Володина — есть знакомый финн по имени Leo Tomberg, проживающий в Эстонии. А он, в свою очередь, знал Petri Ojala — 19-летнего студента Хельсинского Университета, имевшего хороший доступ к университетским компьютерам.
Как-то раз, когда уже в Демосе были модемы, Leo Tomberg зашел в Демос на чашку чая. Попив немного чаю, демосовцы и Leo подумали: А почему бы нам не позвонить и не залогиниться в Хельсинки. Сказано — сделано: позвонили и зашли.
Так Демос получил UUCP login в Университете Хельсинки. А тут уже и до Релкома было недалеко. Стали гонять почту, news'ы. И пошло, и поехало — релкомизация всей страны.
Через месяц после подключения к Хельсинки, 19 сентября 1990 г., Вадим Антонов зарегистрировал домен .su (этот домен все еще жив). Первой машиной, связывавшей СССР с остальным миром, был 486-ой писюк, работающий на 25 Мгц.
Сначала всех подключали бесплатно, в духе, так сказать, соборности и приобщения к ценностям заграничной цивилизации. Был этакий энтузиазм по поводу открывшихся возможностей. Потом в Демос стали приходить телефонные счета за международные звонки в Финляндию, и сетевое строительство в России пришлось коммерциализировать.
Hа деньги от коммерциализации был закуплен модем Telebit T2500 который на советских линиях выдавал 2 кб/с. В феврале 1991 г. был запущен первый в России TCP/IP link. Линк был по модему между Москвой и Барнаулом на скорости аж 9600 бод.
Между тем журналы объясняли своим читателям, что такое этот Релком, и как им пользоваться:
(КомпьютерПресс 2'92)
Продолжая начатый разговор о необъятных возможностях глобальных компьютерных сетей, поговорим подробнее о телеконференциях. Здесь и далее основной упор будет делаться на всемирную систему телеконференций USENET, специально созданную для распространения телеконференций. Доступ к ней имеют абоненты большинства сетей мира, в том числе сети Relcom. Технология “телеконферанса“ уже освещалась ранее, однако все же несколько вещей вспомнить не помешает.
Телеконференции — что это такое?
Как оно выглядит
Более всего телеконференция похожа на газету, публикующую то, что посылают в нее читатели. Посылая свое письмо в телеконференцию, автор обращается ко всем ее участникам, а их число может колебаться от 50 до 300.000. Участником любой телеконференции может стать любой пользователь машины, подключенной к USENET — на территории “зоны рубля" (то, что обозначалось ранее буквами СССР) такая возможность есть у каждого абонента сети Relcom. Для этого необходимо осуществить процедуру подписки.
Подписка может осуществляться в двух режимах. В любом случае вы выбираете из обширного списка телеконференций те, темы которых вам интересны.
Подписавшись в первом из этих режимов, вы получаете на свой компьютер список заголовков писем-статей, рассылающихся в данный момент в выбранных вами конференциях. В заголовок входит имя автора, число строк в письме и то название, которое он дал своей статье. Фактически это название совпадает с полем Subject: (Тема:) электронного письма. Оно может быть абсолютно новым, если автор начинает новую тему, или может содержать указание на то, что статья является продолжением дискуссии. Например:
Ivanov I.I 35 Новый анекдот про Совок
(Иванов И.И. прислал статью длиной 35 строк с новым анекдотом про Совок.)
Kozloff К.К. 125 Re:Новый анекдот про Совок
(Козлов К.К. подробно сообщает всем, что он думает по поводу г-на Иванова и его нового анекдота про Совок.)
Sidorov Vasya 1 Re:Re:Новый анекдот про Совок
(Сидоров Вася кратко сообщает всем свои соображения по поводу мыслей г-на Козлова про новый анекдот про Совок.)
После получения этого списка и становятся ясны различия в двух режимах подписки. В первом режиме вы сначала получаете список заголовков новых статей, а потом просите узел, к которому подключен вашкомпьютер, прислать только те статьи, которые заинтриговали вас своими заголовками. Во втором же режиме вы получаете все статьи сразу и целиком, оплачивая каждый переданный байт, хотя часть статей, скорее всего, окажется бесполезной и неинтересной. Если вы не можете позволить себе такую роскошь, то первый режим вам подходит больше. К слову: многие телеконференцию имеют очень большой суммарный объем, и, если вы разбираете их не очень часто, есть шанс, что винчестер окажется забитым до последнего бита уже через пару недель.
Однако выбор режима сильно зависит от конференции и атмосферы в ней: есть телеконференции сугубо деловые, в которых коэффициент “шума“ минимален, а есть и такие, где минимальное число полезной информации теряется в море “трепа“ и перепалок.
Оба режима доставляют пользователям минимум головной боли, так как всю черновую работу выполняют компьютеры, причем компьютеры узловые. Основная проблема состоит в том, что вы можете не оценить число статей в той или иной конференции или свои способности, усовершенствованные на курсах скорочтения, и окажетесь буквально погребены под лавиной информации, хлещущей на вас из телеконференций — среди них есть и такие, в которых за сутки появляются несколько сотен статей.
Какие они бывают
В USENET есть телеконференции, посвященные практически любым областям человеческих интересов — от собирания старых радиоприемников до защиты сексуальных меньшинств, от ядерных исследований до обсуждения “Маппет-шоу“. В былые годы явными лидерами были компьютерные темы, но в последние несколько лет они стремительно сдают позиции. Общее число различных конференций-групп, распространяемых по всему миру, колеблется в районе двух тысяч. Практически все они доступны через сеть Relcom.
Для того, чтобы ориентироваться в этом море тем и информации, названия телеконференций устанавливаются в соответствии с определенными правилами. Существует некая иерархия конференций — существуют разделы (например, comp — компьютеры, гес — развлечения, talk — разговоры, soc — имеющие общественный интерес, nordunet — внутренние телеконференции скандинавской сети, relcom — внутренние конференции сети Relcom), а к ним добавляется слово, уточняющее тему конференции. В соответствии с этими правилами конференция внутри Relcom, в которой ведется обсуждение терминологии, называется relcom.terms. При обширности начального раздела появляются подразделы и дальнейшая вложенность — например,
rec.arts.books | (развлечения.искусство.книги) |
rec.arts.movies | (развлечения.искусство.фильмы) |
rec.arts.sf-lovers | (развлечения.искусство.любители научной-фантастики), и т.д. |
Некоторые телеконференции “регулируются". В таком случае где-то в описании этой конференции стоит английское слово moderated. Это значит, что в эти телеконференции абонент не может направлять статьи напрямую — либо по соглашению, либо потому, что этого не дает делать программное обеспечение. Чтобы отправить сообщение в такую телеконференцию, отправьте письмо по электронной почте лично “ведущему" — человеку, который взял на себя тяжкое бремя “редакционной коллегии". Он просматривает все приходящие в регулируемую им конференцию статьи и решает, стоит их обнародовать или нет.
Пример:
Телеконференция | relcom.infomarket.talk |
Ведущий | aoand@talk.asmp.msk.su |
Назначение | Обсуждение различных вопросов в рамках проекта “Инфорынок" |
Как и в любом месте, где общаются люди, со временем возникают свои особые правила. Полное отсутствие любых правил тоже ведь можно считать неким правилом, причем достаточно строгим. В некоторых телеконференциях есть специальные правила, например, телеконференция news.announce.important регулируется, не посылается никаких статей напрямую, публикуются только важные вещи; rec.humor — только “чистый юмор", все возможные оскорбительные шутки должны быть зашифрованы по ключу, никаких обсуждений, обсуждение ведется в конференции rec.humor.d; relcom.test — при тестировании помещаете в сообщение информацию о том, что вы испытываете.
Но вообще, правила поведения в конференциях и “сетевой" этикет являются отдельной темой для разговора, уже имеющиеся по этому вопросу сведения могли бы составить материал для нескольких диссертаций.
Где они живут
Ясно, что аудитория, состоящая из сотен тысяч людей, делает честь любому оратору, но стоит ли ваша речь того, чтобы на нее было потрачено несколько тысяч человеко-часов, которые займет у всемирной аудитории чтение вашего сообщения размером в одну страничку? Нужно ли ученым Северной Калифорнии читать про ваши мучения с русификацией странного немецкого принтера? Перед тем, как отправить статью, подумайте, куда она попадет. Если она направляется в телеконференцию из разделов “comp", “news", “misc“, “soc“, “sci“, “rec“ или “talk", то она, вероятно, попадет в США, Канаду, Европу, Австралию, многие азиатские страны. Некоторые статьи представляют только местный интерес, и их не следует рассылать всему миру.
Для решения этой проблемы USENET предоставляет два возможных решения. Первое из них (и более остроумное) заключается в использовании в посылаемых письмах поля Distribution: (Распространение:). С его помощью вы можете установить границу распространения вашего сообщения. Например, если установить значение этого поля равным “su“, то статья не выйдет за границы “зоны рубля", если поставить “europe“ — то за границы Европы.
Вторым возможным решением является организация региональных конференций с дублированием тематики, уже существующей в USENET. Так происходит, например, в Relcom — учитывая специфику интересов наших пользователей и то, что они хотят общаться на русском языке отдельно от всего мира. В результате этого появились конференции relcom.msdos (посвященная операционной системе MS-DOS), relcom.x (вопросы, связанные с X.Windows) и так далее.
А что у нас?
Именно сейчас внутри Relcom стремительно возникают все новые и новые конференции. Очевидно, это связано с тем, что число абонентов Relcom перевалило за некоторое критическое значение, и многими уже накоплен значительный опыт работы в этой системе. Если в первые полгода работы сети конференций было всего две-три, и в них обсуждались вопросы, связанные с развитием сети, то сейчас их больше 20, и увеличение как числа конференций, так и числа статей в них происходит в геометрической прогрессии. Кроме уже упомянутых relcom.msdos, relcom.infomarket.talk, relcom.terms, relcom.x, и ряда конференций, обслуживающих внутренние нужды сети (relcom.test, relcom.postmasters, и так далее), существуют и активно работают еще несколько (см. табл.).
Телеконференция | Назначение |
---|---|
relcom.ads | Различные объявления коммерческого и рекламного характера |
relcom.infomarket.quote | Биржевые котировки |
relcom.netnews | Различные новости, представляющие общий интерес |
relcom. politics | Обсуждение вопросов политического характера |
relcom.sources | Исходные тексты программ и другое |
Можно уверенно сказать, что к моменту выхода журнала в свет конференций станет больше.
Кроме описанных конференций, (оплата информации в которых производится из расчета переданных байтов), существует и ряд телеконференций коммерческого характера. Одна из них — это The Teleputing Hotline, знакомая вам по выпускам новостей КомпьютерПресс.
Еще пара слов
В этой статье была сделана попытка показать лишь самый краешек еще одного уголка того грандиозного мира, который открывают перед нами новейшие технологии. Возможности телеконференций и их различных подвидов только начинают проникать в сознание даже тех, кто работает с ними уже долгое время. В следующих номерах мы постараемся рассказать о списках рассылки, правилах поведения в сети и сетевом этикете, о том, что такое USENET, о коммерческих источниках информации внутри сети Relcom.
Е.Пескин
Сетевой адрес: eugene@hq.demos.su
Приведённые в статье примеры писем — с именем отправителя латиницей, и заголовком кириллицей — довольно оптимистично отражают ситуацию того времени: в действительности же из-за разнобоя используемых кодировок кириллицы и из-за (изощрённых до непредсказуемости) перекодировок текста промежуточными серверами — существенная часть сообщений доходила «кракозябрами», так что самые хитрые старались записать латиницей хотя бы заголовок: мол, если заинтересовать читателя настолько, что он загрузит само сообщение — дальше он уже в оффлайне разберётся, как его раскодировать и прочитать.
Спустя два года, когда появились альтернативные интернет-провайдеры и «релком» превратился в «рунет» — проблемы, связанные с отсутствием в сети «общепринятой» кириллической кодировки, стали «темой номера» Компьютерры за март 1997. Тогда же появился и первый отечественный рейтинг веб-сайтов:
Тор 100 российского Интернета
Те, кто хотя бы изредка бывает в Интернете, вероятно, заметили, что на многих русскоязычных страничках недавно появился сине-белый значок «Rambler's Top 100 Counter». Это бесплатный «счетный сервис» для сайтов, расположенных на территории бывшего СССР. По заявлениям организаторов проекта «Rambler’s Тор 100» (возможно, они памятны вам по российскому поисковому серверу Rambler), его основными целями являются: предоставление владельцам страниц возможности быстро и точно подсчитать количество посещений (hits); определение сравнительной оценки популярности крупных серверов; оценка рекламодателями трафика их потенциальных партнеров для принятия решения о целесообразности размещения рекламы. Сервер Rambler's Top 100 доступен по адресу www.rambler.ru/top100.
Став участником проекта, хозяин страницы по¬лучает возможность поместить на ней значок «Rambler’s Тор 100» со счетчиком посещений, и ссылка на его страницу появляется в таблице мо¬ниторинга количества посещений.
Участники могут анализировать статистику посещений своих Web-страниц. Причем зарегистрированный пользователь может вообще не принимать участия в рейтинге, тогда его данные будут доступны только ему.
По заявлениям организаторов, результаты сравнения популярности крупных серверов корректны, так как автоматический счетчик посещений работает по одному и тому же алгоритму для всех зарегистрированных сайтов.
Сервер отслеживает общее количество посещений указанной страницы, количество посещений за текущий день, количество посещений, следующих с одного сайта менее чем через 30 секунд, количество подозрительных посещений (несовпадение Referer с заявленным при регистрации URL), количество перевызовов заявленной страницы (Reload), количество возвратов к странице менее чем через час, количество возвратов спустя час, а также среднечасовые значения количества посещений для страницы. Пользователю предоставляется возможность ознакомиться с подробнейшей статистикой за последние сутки, а также с данными в динамике за месяц и год.
Возможно, новый сервис вызовет рождение еще одной забавы в российском Интернете: внести свою страничку в рейтинг и с вожделением наблюдать, как растет ее популярность в электронном сообществе.
По мнению некоторых российских обозревателей, гонка популярности серверов Тор 100 зашла в тупик, когда в нее вступили первые крупные провайдеры Интернета. В данный момент они занимают шесть позиций в первой десятке. Еще две позиции в списке лидеров принадлежат chat-серверам «Диван» и «Кроватка», где большое количество посещений создается за счет того, что участники chat’ов вынуждены загружать страницу заново (наращивать хиты) с каждой новой репликой, своей или чужой. Организаторы «Rambler's Top 100» согласны с тем, что chat-серверы следует вынести в отдельный рейтинг, однако они категорически отказываются создать особую категорию для сайтов Интернет-провайдеров, секрет большого количества посещений которых объясняется легко: браузер просто-напросто автоматически приводит пользователя на домашнюю страничку провайдера. -О.Б.
Интересно обратить внимание на сопутствующую рекламу: "$1.5! за один час доступа к Internet по прямому линку 2 Мбит/с!" с купоном на аж пять бесплатных часов!
Интересно, о каком виде подключения идёт речь: для модема — подозрительно быстро, для выделенной линии — почасовая тарификация кажется нелепой…
Впрочем, наверное речь всё-таки о модеме, а «2 Мбит/с» относится к каналу самого провайдера. Стереотип, что подключение к Интернету может выполняться только через телефон, в 1997 ещё было незыблемым: даже в той августовской статье, полной оптимистичных прогнозов по поводу развития сетей и «сетевых компьютеров», высказывалось опасение: «У подключенного к Internet сетевого компьютера для индивидуального потребителя в России более туманные перспективы. Причины известны: то же пиратство, крайне отсталая телефонная связь и недостаточная степень развития Internet...»
Ещё меньше оптимизма вызывало развитие беспроводной связи — и это на фоне первых шагов сотовой связи: запуска московской CDMA-станции и переговоров с армией о пользовании GSM-частотами.
(КомпьютерПресс 3'92)
Беспроводная передача данных
В 1992 году начнут эксплуатироваться различные методы беспроводной передачи данных на различных частотах. BellSouth приобрела половину радиосети передачи данных компании Ram Mobile Data за 300 миллионов долларов, a IBM и Motorola стоят за конкурирующей сетью Ardis. Есть еще компания Cellular Data Inc., которая собирается предложить пакетную передачу данных по обычным сотовым телефонным сетям, возможно, вместе с фирмами операторами сетей. Прибавьте сюда Fleet Call и другие системы предачи данных ESMR, и получите огромные суммы капиталов в погоне за рынком, существование которого никто не может доказать.
The Teleputing Hotline,
January 27, 1991.
Сотовая связь в Москве
На этой неделе пришли три сообщения о том, как быстро становится реальностью повсеместное распространение сотовой связи. Кирилл Чащин пишет, что Московская Сотовая Связь объявила о начале опытной эксплуатации сотовой системы на частоте 450 Мгц — управляющий директор Вероника Бломштед ожидает, что через 5 лет у системы будет 60 000 клиентов. Партнером Московской Городской Телефонной Сети по МСС является компания US West (Колорадо, США). Даже если МСС не увенчается успехом, то есть еще инженеры с Вымпела, которые на этой неделе учатся в США у фирмы Plexsys, как создавать узлы сотовой связи для работы в России. Другая сделка Вымпела с компанией Cellular Inc. (Колорадо) может поставить в повестку дня создание службы PCN на микроволновой основе.
The Teleputing Hotline,
January 13, 1991.
Советская армия может с небольшим “боем“ отдать часть диапазона частот в районе 900 МГц, которая во всем мире используется для сотовых сетей связи, а в СНГ — для военной аэронавигации. Предположительно, военные отдадут те части спектра, которые были ими взяты, но на самом деле не использовались. Как стало известно агентству Newsbytes, кроме организаций, имеющих целью создание общественных сотовых телефонных сетей, борьбу за 900 МГц ведут также милиция и служба государственной безопасности, которые хотят улучшить свои собственные коммуникационные системы.
Newsbytes News Network,
January 27, 1991.
Автор: tyomitch