В начале учебного года мы решили рассказать об одном из экспонатов нашей коллекции, образ которого остается важным воспоминанием для тысяч школьников 1980-х.
Восьмибитный Yamaha КУВТ2 — русифицированная версия бытового компьютера стандарта MSX, запущенного в 1983 году японским отделением Microsoft. Такие, фактически игровые, платформы на основе микропроцессоров Zilog Z80 захватили Японию, Корею и Китай, но почти не были известны в США и тяжело пробивали дорогу в Европе.
КУВТ расшифровывается как «комплект учебной вычислительной техники». Эта формула была выработана в первой половине 1980-х в ходе длительных дискуссий в академических, министерских и производственных кругах. Ответы на вопросы о пути развития вычислительной техники и необходимости обучения информационным технологиям тогда не казались очевидными.
17 марта 1985 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». После этого обучение информатике в школах начинает выстраиваться в более или менее стройную систему, а в сентябре 1985-го даже проходит международная конференция «Дети в век информации».
Обложка программы международной конференции и выставки «Дети в век информации», 06-09.05.1985 (из архива А. П. Ершова, БАН)
Разумеется, почву для этого готовили долго — модернизацию среднего образования в разных составах начали обсуждать еще в конце 1970-х.
Для советского планового хозяйства совместное постановление имело чрезвычайное значение и однозначно побуждало к немедленным действиям, однако готовых решений не содержало. Раньше некоторые школьники могли встретить ЭВМ на производственной практике, но своих компьютеров в школах практически не было. Теперь, даже если директора находили деньги на приобретение учебных комплектов, они не имели понятия, какие машины нужно покупать. В результате многие школы оказались укомплектованы самой разной (как советской, так и импортной) техникой, иногда несовместимой даже в рамках одного класса.
Прорыв в распространении ИТ в школах во многом определил академик Андрей Петрович Ершов, в архиве которого сохранился целый блок документов, посвященных проблеме технического оснащения классов информатики. Профильная межведомственная комиссия провела экспертизу использования в учебных целях ПЭВМ «Агат» и осталась недовольна: «Агаты» оказались несовместимы с другими известными ЭВМ и работали на основе микропроцессора 6502, аналога которого в СССР не было. После этого специалисты комиссии рассмотрели несколько вариантов компьютеров, доступных на международном рынке — прежде всего, нужно было выбрать между 8-битными бытовыми компьютерами типа Atari, Amstrad, Yamaha MSX и IBM PC совместимыми машинами.
Выдержка из памятной записки секретаря секции информатики и вычислительной техники в учебных заведениях Межведомственной комиссии по вычислительной технике, О. Ф. Титова академику А. П. Ершову (из архива А. П. Ершова, БАН)
Летом 1985 года выбор остановился на компьютерах архитектуры MSX, а уже к декабрю было получено и распределено по СССР 4200 комплектов. С внедрением было сложнее, поскольку поставка и документации, и программного обеспечения отставала. Более того, в 1986 году выяснилось, что ПО, разработанное Институтом проблем информатики РАН, не на 100 % соответствует техническому заданию: лишь некоторые программы действительно можно использовать в школе, а технического сопровождения договор не предусматривает.
Так благая идея с фундаментальной проработкой, академическим подходом и даже экспериментально подобранной технической базой (практически в целости доставленной до конечных пользователей) столкнулась с деградацией связей между разными организациями и регионами. Однако несмотря на сложности внедрения нового подхода, попытки, инициированные академическими институтами, дали результаты. Школьные преподаватели только что введенного предмета ОИВТ — основы информатики и вычислительной техники — научились объяснять азы программирования школьникам, и многие из них освоили Бэйсик лучше английского.
Многие из тех, кто учился в в советских школах середине 1980-х, вспоминают «ямахи» с теплотой. Эти машины изначально были скорее игровыми, и школьники часто использовали их по первоначальному назначению.
Поскольку это были школьные ЭВМ, забраться внутрь сходу не получится — предусмотрена базовая защита от любознательных детей. Корпус не развинчивается, а открывается нажатием защелок, расположенных в малозаметных отверстиях.
Плата и микросхемы японские, за исключением микропроцессора Zilog Z80. Да и в случае с ним, скорее всего, использовались образцы, произведенные в Японии.
Тот самый процессор Zilog Z80, на котором работали также и ZX Spectrum, и игровая консоль ColecoVision, и даже культовый синтезатор Prophet-5
Компьютер был русифицирован, при этом раскладка клавиатуры на современный взгляд получилась довольно странной. Русские буквы — в привычном варианте ЙЦУКЕН, а вот буквы латинского алфавита расставлены по принципу транслитерации JCUKEN.
Наш вариант — ученический, его функциональность немного ограничена. В отличие от учительского, у него нет ни контроллера дисковода, ни двух дисководов на 3” дискеты.
В правом верхнем углу есть порты для последовательного подключения — учебная вычислительная техника объединялась в локальную сеть
В ПЗУ машины были изначально зашиты интерпретаторы Бэйсика и операционные системы CP/M и MSX-DOS.
В первые компьютеры были установлены ПЗУ от более ранней версии MSX
К компьютерам подключались мониторы, среди которых самыми распространенными были EIZO 3010 с зеленым типом свечения. Источник фото: ru.pc-history.com
Режимов работы было два: студенческий и ученический, по всей видимости, это было необходимо для выдачи заданий учителем по локальной сети.
Заметим, что компьютеры архитектуры MSX производились не только корпорацией Yamaha, но и многими другими японскими, корейскими, китайскими производителями. Вот например, рекламы компьютера Daewoo MSX.
Ну а для тех, кто загрустил по уютным классам информатики в советских школах, есть отдельная радость — эмулятор openMSX. Вспомнили?
Автор: DataArt