В английском языке есть такое понятие как «early adopter». Я не уверен, можно ли его адекватно перевести на русский язык, в голову приходит разве что поговорка «Поспешишь — людей насмешишь». Early adopter — это энтузиаст технологий, желающий испытать их на себе как можно раньше, не дожидаясь решения множества неизбежных при начале производства проблем и косяков. В 2007 году такие энтузиасты привозили из США залоченные на оператора и нерусифицированные первые Айфоны. Сейчас они покупают смартфоны с гибким экраном, осваивают 3D-печать и технологии VR.
В общем, участвуют в бета-тестировании продуктов, которые вообще-то появляются в продаже, как готовые и проверенные устройства. Но нет. Сначала вы сталкиваетесь с высоким процентом отказов и, если не повезло, меняете покупку по гарантии раза три. Потом пытаетесь обойти неисправимые недостатки: то батарейка съедается за час, то приложения глючат, то еще что-нибудь. Через год выходит второе поколение устройств, и изменения в одночасье превращают дорогую вершину прогресса в устаревшее малопригодное глючное поделие прошлого. Но вы не жалуетесь. То есть жалуетесь, но все равно рады: ведь такого устройства почти ни у кого нет, а у вас есть.
В 1996 году Microsoft начинает масштабное наступление на рынок носимых устройств. В 1997 выходят устройства первого поколения — клавиатурные КПК. Среди них один выделяется как по производительности и функциональности, так и по возможности апгрейда. Карманный компьютер Philips Velo 1 не избежал проклятия первопроходца, крайне быстро устарел, много ломался и был заслуженно забыт. По ряду личных причин я купил этот КПК, и решил испытать на себе, какова была мобильная Windows двадцать два года назад.
Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.
Включаем машину времени
Вершиной развития карманного компьютера можно считать современный смартфон: только во втором десятилетии 21 века они начали продаваться сотнями миллионов экземпляров. В девяностых сотовый телефон и карманный компьютер еще не были объединены в одно устройство, и в лучшем случае можно было подключить одно к другому. Продавались КПК не миллионами штук, в лучшем случае — сотнями тысяч в год.
В 1997 два устройства были по-настоящему выдающимися. Это Psion Series 5, КПК с удобной клавиатурой, быстрой собственной операционной системой EPOC32 и шикарными инструментами для ведения дел (контакты, календарь, управление задачами). И карманный компьютер Palm (на тот момент известный как PalmPilot) — первая удачная реализация устройства без клавиатуры, с вводом текста при помощи стилуса. Устройство с заведомо ограниченными возможностями, приставка к компьютеру с минимумом памяти (2 мегабайта), дешевое и хорошо выполняющее ограниченный набор задач. На фото — самый ранний КПК Palm в моей коллекции, бюджетная модель IIIe 1999 года, мало чем отличающееся от моделей 1997-го.
По мнению Microsoft, на тот момент занимавшего доминирующие позиции на рынке десктопных ОС, карманный компьютер должен быть почти таким же, как большой. Отсюда и требования к производителям устройств: большой экран с разрешением 480x240, последовательный и инфракрасный порты, слот PCMCIA (!), полноценная клавиатура. Пользовательский экспириенс Windows 95 был воссоздан практически полностью: тот же рабочий стол с иконками, панель задач, кнопка «Пуск», проводник, часы в углу.
По свидетельствам очевидцев, и в Palm (в конце девяностых — безусловного лидера рынка), и в Psion опасались прихода Microsoft на рынок. С ее маркетинговыми бюджетами, умением находить партнеров по производству, она легко могла бы обанкротить сравнительно небольших конкурентов. Обе компании, реагируя на угрозу, начали лицензировать свои ОС другим компаниям. В обоих случаях процесс лицензирования нарушил отлаженное взаимодействие между разработчками софта и железа внутри компаний, но это тема для другой статьи. Microsoft представил Windows CE 1.0 осенью 1996 года, обещая фанатам портатива бомбические ощущения и невероятную универсальность. На самом деле вышло не очень: все производители устройств на платформе Windows CE совокупно смогли занять всего 25% рынка карманных компьютеров к концу 1998 года.
Но это была конкуренция на микроскопическом рынке. Если в 1997 году вы выбирали себе новое устройство для, скажем так, работы с данными, у вас был выбор между Palm, устройствами на платформе Microsoft, можно было приобрести Psion. А можно было купить недорогой электронный органайзер или даже копеечный бумажный блокнот — и последний вариант выбирало большинство людей в ситуации, когда обычный компьютер далеко не все могли себе позволить. КПК — это был выбор энтузиастов, готовых платить очень много за прогресс с непонятными перспективами. Впрочем, давайте не будем гадать, а посмотрим на устройство. Как оно вообще?
Да нормально! Сначала я купил устройство без аксессуаров, в комплекте шла только док-станция, без которой синхронизировать КПК с проприетарным портом, невозможно. Зато этот экземпляр оказался почти как новый. Характеристики у КПК следующие:
- Процессор: Philips MP3910, 36,8 Мгц, архитектура MIPS
- Память: 4 мегабайта RAM, 8 мегабайт ROM
- Экран: 5,1 дюйма, монохромный с подсветкой, сенсорный, 4 оттенка серого, 480x240 пикселей
- Интерфейсы и связь: RS232, IrDA, RJ-11 для встроенного модема на 19200 б/c, два слота для карт расширения, слот V-Module для адаптера под карты PCMCIA
- Батарея: 2 элемента АА или аккумулятор, элемент CR2032 для хранения данных во время замены батареек, до 12 часов автономной работы
- Размеры: 172x95x32 мм
- Вес: 374 грамма
- Цена на старте продаж: $700 ($1100 с учетом инфляции)
У Microsoft не получилось заставить производителей строго соблюдать спецификации. Например, HP решила выделить свой КПК за счет экрана побольше (600 точек вместо 480 по горизонтали). Philips отказалась встраивать в Velo 1 слот PCMCIA, и вместо этого перенесла его на подключаемый снизу модуль. За счет процессора помощнее и, возможно, более быстрой памяти, Velo 1 стал победителем теста PC Magazine в начале 1997 года. Правда тогда в исследование не попали все устройства первой волны.
Еще одной уникальной особенностью КПК Philips был встроенный модем. В ранних версиях возле экрана располагался хитрый разъем, куда непосредственно вставлялся телефонный кабель. При наличии телефона, вы могли выходить в интернет или подключаться к BBS без дополнительных устройств. Другие производители расчитывали на установку модема пользователем в слот PCMCIA, или же продавали адаптеры для подключения мобильного телефона.
От Psion пятой серии Velo 1 отличается прежде всего «калькуляторной» клавиатурой. Набирать на этих резинящих кнопках текст быстро не получится, зато раскладка полностью соответствует таковой у ноутбука. Из-за этого, например, при наборе текста кириллицей нет проблемы расположения части букв в странных и неожиданных местах.
Отказавшись от встроенного PCMCIA, Philips снабдила Velo 1 двумя слотами под карты расширения: один был предназначен для увеличения объема оперативной памяти, во второй можно было вставить энергонезависимую флешку. Стандарт на оба типа карт был одинаковый — малоизвестный ныне Miniature Card, неудавшийся конкурент картам Compact Flash и SD/MMC.
При первом знакомстве честно говоря непонятно, в чем была проблема с устройствами, почему они сравнительно плохо продавались? Отличные копии десктопных MS Word и Excel, почтовый клиент, встроенный браузер (которого не было ни у Psion, ни у Palm, его требовалось покупать отдельно). Пасьянс, наконец! В конце 90-х в компании Palm пытаются противодействовать маркетинговым усилиям Microsoft. Встречаясь с партнерами и экспертами индустрии, они сравнивают устройства на какой-нибудь практической задаче, например, как быстро можно найти номер в телефонной книге? Там, где у Palm требуется пара взмахов стилусом, Microsoft, за счет тяжеловесного интерфейса, требует целую спецоперацию.
Philips Velo 1 интересен как раз своей универсальностью: почти как ноутбук, только компактнее. Прямое подключение к интернету, возможность работать с почтой и вебом. Но не забывайте, что речь идет о подслеповатом монохромном экране, памяти всего 4 мегабайта, и она используется как для работы программ, так и для хранения данных. В теории кажется, что такое устройство может стать чуть ли не основным компьютером. На практике — ну не совсем.
Через пару недель после покупки винтажного КПК у меня случается коллекционерская удача: я заказываю недорогой второй девайс с полным комплектом аксессуаров, в коробке, но подпорченный потекшей батарейкой. Его пришлось разбирать и чистить от окислов, иначе он включался через раз. Пришло время поговорить об аппаратной надежности этих ранних КПК.
Рекомендую посмотреть вот эту архивную копию сайта владельца Philips Velo 1. Он там довольно подробно описывает свои мучения с устройством, не забывая, впрочем, хвалить его за новые возможности и удобство. Несколько раз ему пришлось менять КПК по гарантии из-за «болтающегося» экрана. Металлическое крепление дисплея вышло ненадежное и вылетало из пластиковой части корпуса. Позднее эта проблема была решена, но появилась другая — со временем разбалтывается весь механизм целиком. Поэтому мой Velo 1, тот, который поновее, вообще не фиксируется в открытом положении, раскладываясь полностью. Судя по обзорам на Ютюбе, это частая проблема. Но это не все: были и подвисания тачскрина, и потеря данных. «Штатной» особенностью был режим работы модема или PCMCIA-модуля — он съедал батарейку за минуты вместо положенных 10-12 часов.
Windows CE 2.0
Самым важным артефактом второго Velo 1 был набор для апгрейда до Windows CE 2.0. В широкую продажу Philips Velo 1 поступил относительно поздно — в сентябре 1997 года. Уже в ноябре того же года Microsoft представила апдейт. В новой версии ОС (подробнее о ней — здесь) появилась поддержка цветных экранов, TrueType шрифтов, был добавлен портативный вариант Microsoft Powerpoint, расширилась поддержка карт PCMCIA. Впервые появилась поддержка бесклавиатурных КПК: их назвали Palm PC, а после резкого протеста Palm, переименовали в Palm-size. Устройства первого поколения устарели буквально за полгода, и далеко не все могли быть обновлены до новой версии. С новыми фичами резко выросли системные требования: теперь два мегабайта оперативной памяти было недостаточно.
А сколько достаточно? Кажется, поначалу ответ на этот вопрос не знали в самой Philips. Владельцам Velo 1 рекомендовали купить карту расширения оперативной памяти на 4 мегабайта. После того, как многие это сделали, выяснилось, что требуется карта на 8 мегабайт (12 мегабайт с учетом распаянных на плате). В итоге, комплект для апгрейда до Windows CE 2.0 продавался за 99 долларов и включал две карты расширения: RAM на 8 мегабайт, и ПЗУ с самой ОС. После довольно нетривиального шаманства (требуется внешний блок питания, которого у меня не было, и нужно было хитрым образом вставлять и вынимать батарейки, чтобы задействовать загрузку с внешней карты ПЗУ), вы получали обновленную операционную систему. Но не цветной экран.
Апгрейд до Windows CE 2.0 позволил перейти к заключительному этапу знакомства с КПК: установка русификатора. Устройства на WinCE 1.0 так мало прожили на рынке, что найти совместимый софт для них в 2019 году довольно сложно. Для КПК на Windows CE 2.0 и выше на сайте компании МакЦентр до сих пор лежит бесплатный русификатор (еще раз хочется их поблагодарить за сохранение архива).
Для синхронизации с компьютером и установки софта требуется программа H/PC Explorer. В 1999 году она получила привычное название Microsoft Activesync. Третья версия этой программы, последняя с поддержкой Windows 98, уже была установлена у меня для экспериментов с iPaq hx4700. Она без проблем заработала со старым Velo 1, правда перед этим пришлось почитать инструкцию и «создать соединение» в настройках самого КПК (вот зачем они так сделали?!). Так как подключение идет через последовательный порт, синхронизация проходит крайне неторопливо. Зато нет таких проблем с кодировкой документов на кириллице, как на устройствах на базе Palm OS.
Windows CE и в первой версии, и во второй, работает на Velo 1 достаточно медленно. Задержки в несколько секунд при запуске программ — это норма. По сравнению, Palm OS тех лет была невероятно шустрой, да и хорошо оптимизированные Psion на EPOC32 давали этот приятный эффект быстрого отклика на команды пользователя. Windows CE лучше всего чувствует себя на клавиатурных КПК последнего поколения — с процессорами под 200 мегагерц и 64 мегабайтами оперативной памяти. Velo 1 — типичный первопроходец, в котором заложены основы универсальной мобильной ОС. Он в теории способен на многое, но с конкретными функциями, нужными для дела, справляется немного хуже существовавших на тот момент конкурентов. Но не хуже на порядок: сейчас все карманные компьютеры девяностых воспринимаются как мобильное средневековье.
Я планирую дальше исследовать возможности Velo 1: подключить к интернету через модем, а возможно даже и по Ethernet, подобрать подходящий софт. Хочется сделать из него музейный экземпляр, пригодный для чего-то полезного, пусть и по меркам двадцатилетней давности. Иначе от всего ассортимента возможностей остается один лишь неизменный пасьянс «Косынка». А пока я ставлю галочку напротив последнего пункта в списке хотелок пятнадцатилетнего меня из 1997 года. Мечтать я тогда мог о чем угодно, так как все равно ничего не мог себе позволить. Но почему-то больше всего хотелось вот эти достижения науки и техники: ноутбук, многофункциональный карманный компьютер, проигрыватель минидисков, цифровой фотоаппарат. Общая стоимость артефактов на фото — примерно 3700 долларов тогда и почти шесть тысяч в современных деньгах. Мечты сбываются, надо лишь немного подождать!
Автор: f15