Древности: компьютерная реклама 1997 года

в 11:36, , рубрики: 1997, pentium mmx, Блог компании «Лаборатория Касперского», комтек, лкдревности, старое железо, умеренная рыдалка

Старые устройства, переносные и настольные, нужно рассматривать в контексте — собственных пожеланий из молодости или же особенностей тогдашнего рынка околокомпьютерного железа. Это сделать непросто, но когда пытаешься, простое собирание гаджетов расширяется в настоящее архивное дело. Впрочем, в моем случае это лишь приятный бонус к устройствам. Например, моя экскурсия в мир аудиокассет привела к появлению ящика лент, на которых в девяностых были записаны джазовые передачи европейской радиостанции. Вот кто их писал? И зачем?

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 1

Следствием недавнего изучения минидисков стала сотня носителей с тяжелой металлической музыкой, кем-то когда-то собранная и оформленная по высшему разряду. Это живые примеры использования того или иного устройства или формата. Чтобы воссоздать в голове обстановку двадцатилетней давности или раньше, я еще использую архивы старых СМИ, и про это регулярно пишу у себя в канале. Но то зарубежные издания, а сегодня я покажу нашу, отечественную рекламу из журналов и буклетов 1997 года, с выставки Комтек.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме. Там доступны сканы (точнее фото) рекламных брошюр в полном размере.

Рекламные материалы мне передал коллега, собравший их почти 22 года назад на самой выставке, проходившей в конце апреля 1997 года в Москве. Я тогда выставки не посещал — может и хотелось, но не было денег, ограничивался чтением отзывов в Фидо. Поэтому не ждите от меня детальной ретроспективы: как и в случае других артефактов, я пытаюсь восстановить прошлое по таким достаточно обрывочным сведениям. Уверен, эту статью прочтут очевидцы. Расскажите, как там было.

Тем не менее, кое-что про выставку можно узнать из по-прежнему доступных публикаций в СМИ. Издание 3DNews в материале про Комтек 2001 года дает контекст: 1997 год стал самым успешным для этого отечественного аналога Consumer Electronics Show — 550 компаний-участников. С тех пор количество компаний постоянно снижалось. В номере журнала «Компьютерра» за май 1997 года, посвященном выставке, уже отмечается некий кризис жанра. В редакционной статье говорится о трансформации выставки из мероприятия для своих в шоу для потребителя. Мнения представителей компаний разнятся — кто-то доволен рекламным эффектом, кто-то ожидал большего.

В этом материале приведены интересные сведения о новинках российских производителей компьютеров. Цитирую: "В домашние компьютеры устанавливается процессор Pentium с тактовой частотой 120/133/150/166/200 МГц или Pentium 166/200 MMX. В зависимости от конфигурации, они оснащаются 16-256 Мбайт EDO RAM, жесткими дисками от 2,6 до 4 Гбайт, видеокартой S3 Virge 3D/V+ с памятью от 2 до 8 Мбайт, 10- 12-скоростным CD-ROM и звуковой картой Creative Vibra 16". Газета «Коммерсант» такими подробностями не интересуется, и в ехидной манере пишет про проблемы с площадкой и «толпы жадных школьников». Интересна вот эта отмечаемая в разных источниках тенденция на консьюмеризацию рынка компьютеров: мне казалось, что это произошло гораздо позже. Впрочем, давайте посмотрим на музейные экспонаты.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 2

Выставочная печатная продукция делится на три типа: буклеты компаний, брошюры и рекламы конкретных продуктов, журналы просто и журналы, выпущенные специально для выставки, как правило тоже наполненные рекламой. Начнем с каталога компании Lamport, где нам предлагают приобрести ноутбуки ThinkPad.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 3

ThinkPad 560 — самый тонкий ноутбук серии. Топовая модель того года — 760ED — это один из первых ноутбуков со встроенным DVD-приводом. Так как процессорной мощности для обработки такого видео было недостаточно, в ноутбук встраивали отдельный декодер формата MPEG-2. Стоил этот ноутбук сильно дороже, от 7 тысяч долларов.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 4

На соседней странице компактные ноутбуки Toshiba, максимальная частота процессора — 150 мегагерц. Типичное разрешение экрана ноутбука — 800х600 точек, попадаются модели с XGA (1024x768).

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 5

Если дискет не хватает (а их обычно все же хватало), то переносить данные можно было на магнитных носителях Iomega Zip. Пишущие CD-приводы уже существовали, но стоили дорого, их даже нет в московских прайс-листах.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 6

Цены на софт — это невероятно полезная штука для современного коллекционера. Во-первых, интересно, сколько вообще программное обеспечение тогда стоило: опыт покупки лицензионного ПО за деньги тогда был, мягко говоря, не у всех. Во-вторых, можно привязать версии софта к конкретной эпохе. Windows 98 будет выпущена только в следующем году, самая ходовая ось — Windows 95, но и DOS еще можно купить, относительно недорого. Продается OS/2 Warp 4, компания IBM выпустила ее в 1996 году. Посетители Комтека еще этого не знают, но Warp 4 станет последним большим релизом OS/2.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 7

Реклама весьма популярного модема USR Sportster, в версии на 28.8 килобит в секунду. Дистрибутор раздавал англоязычную рекламу, приклеивая к каждой свою визитку.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 8

А вот у Zyxel рекламируется модем на 33600, да еще и по-русски. Передовой модем!

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 9

Прекрасная реклама звуковой карты Creative Sound Blaster AWE64, которой я до сих пор (в версии Gold) активно пользуюсь в своем винтажном компьютере. Сколько она стоила? Можно посмотреть в актуальном каталоге компании «Формоза-Центр».

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 10

Один миллион сто одиннадцать тысяч пятьсот рублей. Польза от каталога «Формозы» двойная — цены они дают не только в долларах (как почти все), но и в рублях, везде отмечая, что курс — это штука изменчивая. До кризиса 1998 года остается 15 месяцев, и обстановка, в целом, позитивная.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 11
Древности: компьютерная реклама 1997 года - 12

Неплохие цены. Год спустя я получаю доступ к компьютеру на базе Pentium 166 MMX. По сравнению с моим домашним 386-м он кажется вершиной эволюции. Все компьютеры продаются с 14-дюймовым монитором Samsung SyncMaster 3Ne.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 13

В комплект входит полезное программное обеспечение.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 14

Отдельно процессоры Intel Pentium.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 15

Еще один, очень подробный каталог компании СофтЮнион. Здесь много профессиональной техники и можно посмотреть на компьютеры и серверы не только на базе архитектуры x86.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 16

«Серверы PC» по вычислительной мощности не сильно отличаются от дорогих десктопов. Единственный возможный апгрейд — это двухпроцессорная система на базе Pentium Pro. Невероятные по домашним меркам 128 мегабайт оперативной памяти. Серверы на базе процессоров Alpha работают на гораздо более высокой частоте. Цены освежающие.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 17

Прайс-лист техники Apple до возвращения Стива Джобса. Уникальная примета времени: продаются не только устройства самой Apple, но и официальные клоны. Практика лицензирования софта существовала какое-то время в попытке нарастить долю рынка, и была прекращена практически сразу после возвращения основателя Apple в свою компанию.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 18

Еще больше софта. Пока нет облачных подписок на продукцию Adobe, и можно купить программу один раз и навсегда. Интересно будет попробовать раннюю версию Adobe Premiere: в буклете рекламируется версия 4.2 под Windows 95.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 19

ComputerDirect — рекламное издание, созданное в ИД «Компьютерра».

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 20

Здесь можно узнать цены на современные видеокарты. Самая крутая (как минимум, по цене) — Matrox Millenium с 4 мегабайтами памяти. Интерфейс — PCI, хотя уже обсуждается внедрение шины AGP.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 21

Конец девяностых — эпоха восхищения мультимедийными возможностями персональных компьютеров. CD-ROM и звуковая карта становятся штатным оборудованием новых ПК, выпускаются TV-тюнеры, звуковые карты, даже первые веб-камеры. Профессионалам доступны и возможности видеомонтажа, как правило завязанные на специализированное железо. Обычное пока не справляется.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 22

Собрание мониторов: от сравнительно недорогого (15 дюймов, 1280x1024) до «золотого» (20 дюймов, 1600х1200 с частотой обновления 76 герц). Теплые-ламповые мониторы еще не привязывают владельцев в конкретному разрешению экрана — ставь какое хочешь, если позволяют видеокарта и глаза.

Древности: компьютерная реклама 1997 года - 23

Ну и, в заключение, реклама компьютеров от компании с хорошо знакомым названием. Это из номера «Компьютерры» за декабрь 1996 года, который видимо тоже был найден на Комтеке.

22 года назад я с удовольствием рассматривал такую рекламу, примеривая последние новинки компьютерной техники на себя. Когда практически каждый апгрейд компьютера дает прирост производительности чуть ли не в разы, легко увлечься. С тех пор компьютеры стали скучнее, и гораздо дешевле. Теплые и ламповые времена прошли, и скажем спасибо тем, кто сохранил такие артефакты для истории. И еще мне очень интересно, через 22 года, в две тысячи сорок первом, какие винтажные железки из 2019-го мы будем вспомнинать с похожей ностальгией?

Автор: f15

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js