Сегодня я расскажу, откуда пришла стартап-культура в том виде, в каком мы её знаем сейчас. Надеюсь, что получится цикл материалов по теме, если вам это покажется интересным.
На фото: гараж HP | Brian Solis | Flickr | CC BY
В конце 1930-х годов два студента из Стэнфордского университета — Уильям Хьюлетт (William Hewlett) и Дэвид Паккард (David Packard) — фактически стали одними из «основателей» той Кремниевой долины, которая сегодня нам всем хорошо известна.
Это — та самая история о стартапе «из гаража».
Уильям и Дэвид создали свой первый коммерческий продукт — звуковой осциллятор HP200A — в пригороде Пало-Альто. Тогда это был один из наиболее доступных вариантов для начала работы — в гараже можно было разместить необходимое оборудование и запустить небольшое производство.
Их гараж стал исторической достопримечательностью. Его считают местом рождения Кремниевой долины и одним из истоков стартап-культуры, давшей начало не только Hewlett-Packard.
Почему в гараже
Вера в то, что в США каждый может воплотить в жизнь свои идеи при помощи усердного труда, и есть суть пресловутой «американской мечты». Этот образ
Он был распространен и в начале XX века. Хотя тогда страна столкнулись с кризисом, на волне иммиграции и индустриализации рос уровень жизни, и в 30-е годы в США появился новый символ среднего класса — дом в пригороде — как результат усердной работы.
Помимо участка рядом с домом всегда ставили гараж — отдельное здание, означавшее, что семья могла позволить себе автомобиль. Постепенно из места для обслуживания авто гараж превратился в пространство для хобби. Как и сейчас, люди использовали его, чтобы заниматься творчеством.
Фото: Your Best Digs | Flickr | CC BY
Они рисовали, играли на музыкальных инструментах, создавали DIY-проекты. Некоторые превращали свое увлечение в бизнес, и в гаражах рождались новые компании.
Так появилась культура технологических стартапов.
Чем помог DIY-контент
В первой половине XX века люди воспринимали изобретения как победу человека над силами природы. Идея технологической «игры» с миром привела, в том числе, к расцвету изданий о науке и технике. Такие журналы публиковали инструкции для самостоятельной сборки устройств.
Modern Electrics стал первым изданием, которое было полностью посвящено электронике и радиотехнике. В 1911-м году его тираж составил 52 тысячи экземпляров.
На фото: реклама в журнале Modern Electrics | PeriodPaper
Подобные издания писали не только о технике и DIY-проектах. The Electrical Experimenter рядом с научными статьями публиковал фантастические рассказы. В журнале был и раздел объявлений, который поощрял читателей общаться и создавать совместные проекты.
Эта «формула» была успешной.
Статьи стали источником информации, которую читатели применяли на практике. Художественные рассказы будоражили воображение людей и описывали, во что могут трансформироваться научные открытия, а раздел объявлений давал возможность обмена опытом и изобретениями.
Одним из читателей таких журналов в детстве и юности был Дэвид Паккард. Он интересовался радиотехникой и читал научную фантастику.
Что еще важно отметить
В то время изобретательство становилось доступнее. Электронные компоненты дешевели, а информации появлялось больше. Поэтому обычные люди получили возможность попробовать свои силы в изобретательстве без серьезных затрат. От успеха их отделял только прототип.
Изобретателям было необязательно создавать свое производство, чтобы зарабатывать. Новые изобретения интересовали многих, а патентная система позволила монетизировать интеллектуальную собственность.
Тогда прошли и первые «патентные войны», когда разные люди и компании боролись за право назвать изобретение своим. Например, над созданием самолета одновременно с братьями Райт работал Гленн Кертисс (Glenn Curtiss). Он отказался платить братьям Райт, у которых был патент на самолет, за использование технологии. Райт подали на Кертисса в суд.
Это привело к тяжбе, которая продлилась 12 лет и поставила под угрозу производство самолетов во время Первой мировой войны.
На фото: осциллятор в гараже HP | Brian Solis | Flickr | CC BY
Людей интересовали и любительские изобретения. В разделах с объявлениями публиковалось множество предложений о продаже патентов. Были и предложения помощи «начинающим изобретателям», которые по смыслу были похожи на сегодняшние инкубаторы для стартапов.
В США сложилась удачная для предпринимателей ситуация. С одной стороны, кто угодно мог заниматься технологиями и придумать инновационный продукт в своем гараже. С другой стороны, крупные компании всё ещё восстанавливались после Великой депрессии. У предпринимателей появилась возможность действительно изменить рынок.
Это удалось сделать HP. Компания продавала свои устройства в 4–6 раз дешевле, чем конкуренты. У HP были низкие расходы и патент на инновационный продукт, а первый крупный заказ, поступивший от Disney, только ускорил рост и развитие бизнеса HP.
Заключение
В 1930-е культура стартапов зародилась, но ещё не расцвела. Перерыв между мировыми войнами оказался слишком коротким. Во время Второй мировой войны технологическая индустрия ушла на второй план. В центре внимания было исключительно военное производство.
После войны произошло событие, которое перевернуло мир технологий. Это — изобретение и производство первых транзисторов. Тогда предприниматели придали новый импульс развитию стартап-культуры и всей IT-индустрии. Об этом периоде я рассказу в следующем материале.
Что еще я делаю на Хабре и за его пределами:
- Записываю подкаст про тех, кто делает контент для IT-компаний [iTunes] [Веб] [Хабр]
- Копаюсь в истории [мои хабрапосты про SXSW и Techstars Startup Digest]
- Снимаю фотоэкскурсии по коворкингам [SOK] [#tceh] [Ключ]
Автор: Дмитрий Кабанов