История автомобильных аудиосистем началась в 1904 году. На протяжении долгих десятилетий Советский Союз в ней не участвовал. Однако позже в СССР было изготовлено множество интересных приемников и проигрывателей. Сегодня мы решили рассказать об этом.
Эпоха радиоприемников
Считается, что мировая история автомобильных аудиосистем началась в 1904 году, когда американский изобретатель Ли де Форест (Lee De Forest), прозванный «Отцом радио», продемонстрировал на Всемирной выставке первое автомобильное радио. Однако на массовый авторынок подобные устройства попали лишь в 1930-х. Это произошло также в США, где в те годы активно шло развитие автомобильной индустрии.
В СССР же в это время только создавались первые крупные производства легковых автомобилей. Советские модели «первой волны», например, НАМИ-1, собирались вручную, потому процесс их производства был длительным и дорогим. При этом они распределялись между гаражами предприятий, а ездили на них профессиональные шоферы. Как можно судить по дошедшим до нашего времени сведениям, приемники в них не устанавливались.
Автомобильные радиоприемники в СССР появились примерно в то время, когда началось активное развитие радиовещания. Самым первым советским автомобильным радиоприёмником стал «АИ-656», выпущенный в 1936 году для лимузина «ЗИС-101». В названии приемника были зашифрованы его характеристики — «6-контурный, 5-ламповый» — и год выпуска (1936).
Однако, как можно судить по вырезкам из газет, которые приводят пользователи форума радиолюбителей, первым серийным автомобильным радиоприемником в СССР стала модель «А-5». Она разрабатывалась на базе «А-695», который выпускался с 1945 года для автомобиля представительского класса «ЗИС-110» и последовавшего за ним «ЗИМ».
Массовая комплектация автомобилей приемниками началась с выпуска «Москвичей» для зарубежных рынков. Одной из экспортных моделей стал «Москвич-402», выпущенный в 1956 году. Он получил несколько обновлений в части дополнительного оборудования по сравнению со своими предшественниками — «400-м» и «401-м». В числе прочего «402-й» был укомплектован штатным радиоприемником — «А-8М».
Евгений Кочнев, автор книги «Знаменитые автомобили. 1946-1970» указывает, что на момент выпуска усовершенствованной версии «402-го» — автомобиля «Москвич-407» — приблизительно треть «Москвичей» отправлялась за границу. Там особенно ценили их двухцветную окраску и редкие для такого класса радиоприемники.
В последующие годы и другие советские автомобили начали оснащать приемниками. В их числе были «Волги» и «Запорожцы». Параллельно начал формироваться «элитный сегмент» автомобильных систем — ими оборудовали машины высокопоставленных лиц. Например, в поздний советский период в «Чайку» и «ЗИЛ-115» ставили «АВ-75». Приемник имел несколько модификаций: «АВ-75-3С», «АВ-75-3Е», «АВ-75-ЧС» и «АВ-75-ЧЕ» — буквы в конце наименования указывали марку автомобиля и диапазон УКВ (для СССР или Европы).
Машины некоторых партийных руководителей, в том числе и лимузин Леонида Брежнева, были оборудованы приемником «АВ-75-3С» рижского завода Radiotehnika. Его особенностью было наличие пульта управления и входа для подключения кассетной магнитофонной приставки.
Некоторые модели советских приемников ценятся до сих пор — на интернет-аукционах можно найти раритетные устройства «Урал Авто». Этот приемник выпускали в 70-х. Его главной особенностью служила универсальность — он мог использоваться в качестве портативного устройства. Например, вот как работает «Урал Авто-2».
В целом ассортимент радиоприемников в период с 1950 по 1970 год немногим превышал 20 моделей.
Новые форматы
Во второй половине XX века радио пользовалось популярностью по всему миру. В то же время появлялись и новые форматы. Эта тенденция не обошла стороной автомобильную промышленность. В конце 1950-х в США выпустили серийные проигрыватели пластинок (например, Highway Hi-Fi в Chrysler) для машин. Устройство не успело стать широко востребованным из-за ряда ограничений (в частности, у него была скромная коллекция доступных пластинок) и уступило место кассетным проигрывателям.
В 60-х в СССР предприняли свою попытку сделать автомобильный виниловый проигрыватель — «Даиси». О нем сохранилось не так много свидетельств, но известно, что производили его в Тбилиси. Как и в случае с Highway Hi-Fi, для «Даиси» выпускали пластинки формата медленнее привычного — 16⅔ оборотов. Есть мнения, что производителю удалось решить проблемы американского аналога. В то время как медиатека для Highway Hi-Fi была ограничена, для «Даиси» якобы подготовили «широкий ассортимент грампластинок». Такой проигрыватель можно было установить в «Волгу».
А вот о кассетных магнитолах того времени известно больше. В 1972 году на заводе в Санкт-Петербурге разработали три системы — «Автокассета-Стерео», «Автокассета-201» и «Автокассета-202-стерео» — для «Жигулей», «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». Однако эти магнитолы по каким-то причинам так и не пошли в производство. Зато через два года на их базе в Московской области наладили выпуск систем «АМ-301», а в Гродно — «Гродно-301». Проигрыватели были схожи между собой по устройству и были рассчитаны на установку в легковые автомобили ВАЗ-2103 и ИЖ-2125. «АМ» и «Гродно» воспроизводили кассеты МК-60 с лентой шириной в 3,81 мм.
Позже стереосистемы начали изготавливать в Харькове, Арзамасе, Тамбове, Муроме и других городах. Устройства выпускали в течение 80-х, а некоторые модели продолжили собирать и в 90-е.
Фото Jury Svetashev / CC
Далее началось производство и автомобильных стереофонических систем. Например, с 1987 года в Новосибирской области выпускали «Вега 8АС-2А», которую позиционировали как оборудование с высококачественным звучанием. Таким образом, за полвека советские аудиосистемы прошли путь от первых автомобильных приемников до прототипа Hi-Fi-оборудования.
А у вас сохранились какие-то автомобильные аудиоустройства из прошлого или воспоминания о них? Поделитесь с нами в комментариях!
Материалы для дополнительного чтения из «Мира Hi-Fi»:
- «Highway Hi-Fi»: история проигрывателей пластинок для автомобилей
- Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого
- 5 легендарных рок-фестивалей, которые потрясли СССР
- Широкий формат кино в СССР
- Кассеты – это новый винил?
Автор: Audioman