В 1977 компания Atari выпустила домашнюю игровую консоль Atari Video Computer System. Это была одна из первых массово продававшихся консолей с картриджами, на которых были записаны полноценные программы.
В 1982 году была выпущена очередная редакция, вместе с которой консоль получила более известное сегодня название — Atari 2600. Впрочем, в нашей стране знакомство с этой консолью скорее всего происходило не с одной из версий оригинала, а с тайваньским клоном Rambo. О нём мы сегодня и поговорим…
Кратко об основных характеристиках консоли… О которых вы наверняка слышали уже десятки раз. Но для проформы надо перечислить, а то что за статья про ретро-железо без циферок?
- CPU: MOS 6507 (1.19 МГц)
- RAM: 128 байт (серьёзно, 128 БАЙТ)
- Ёмкость картриджа: от 4 до 32 килобайт
Как можно заметить, в списке отсутствует такое понятие, как видео-память. Дело тут всё в довольно специфичном устройстве графического чипа, о котором при желании можно написать отдельную статью… В любом случае, программирование под подобные ограничения — та ещё задачка.
На этом хватит теории — переходим к практике. Коробка у консоли огромная, я бы даже сказал — гигантская, по размерам она почти такая же, как и Power Macintosh, про который я ранее рассказывал. К счастью, не смотря на свои габариты, весит она заметно меньше.
На верхней крышке коробки можно заметить радостную надпись «2600 встроенных игр», что, понятное дело, полная туфта. К тому же, ни одной из игр на обложке в эту консоль не встроено, но об этом чуть позже.
Содержимое коробки традиционно начинается с документации. Здесь она представлена ровно одним листом формата А4, где все необходимые вещи указаны на двух языках — английском и арабском.
Следующая вещь в коробке — блок питания. Довольно типичный блок, правда меня лично немного удивил коннектор, выполненный в форме 3.5 миллиметрового джека. Я конечно про такое слышал, но вживую — ни разу не видел.
Далее идёт пара джойстиков, причём лично у меня нормально работал только один из них, у второго гуляют контакты, а также внутри имеются чисто механические повреждения. Любопытно, что стандартный джойстик Atari имел только одну кнопку, на основании, у этого же их сразу две. Эти две кнопки дублируют друг друга, но хочу отдать китайцам должное — на мой взгляд, нажимать на кнопку рукоятки намного удобнее, чем кнопку у основания. Впрочем, тут всё на ваш вкус — обе кнопки нажимаются хорошо.
Если разобрать джойстик, то можно обнаружить, что он не аналоговый, а дискретный, т.е. не измеряет силу отклонения в каком-то направлении. Контакт или есть, или нет, без вариаций и промежуточных значений. Оригинальные джойстики работают аналогично, разве что собраны качественней.
Следующая вещь в коробке — разветвитель антенного входа. Нужен он для того, что бы воткнуть в телевизор одновременно и консоль, и обычную антенну, получив возможность переключаться между ними, не перетыкая туда-сюда антенный кабель. Переключатель этот чисто механический, просто замыкающий нужные пары коннекторов
Ну и теперь — сама консоль.
Консоль эта, как и её коробка, очень большая, по сравнению с ней поздняя редакция PlayStation One просто малютка. Кстати, про первую PlayStation я отдельное видео уже снимал. Как и про PlayStation 2, но она здесь уже точно совсем не причём…
На первый взгляд консоль очень сильно похожа на оригинал, причём не на самый ранний, а на более позднюю и более привычную версию консоли. Но есть и ряд отличий. Во-первых, конечно же нет никаких логотипов Atari, а так же используется иная надпись, вместо Video Computer System мы видим Video Computer Console — достаточно похоже, что бы случайно перепутать.
Во-вторых, рыжачки и переключатели. Сверху — клон, снизу — оригинал.
Первый в ряду, как и на оригинальной консоли, идёт переключатель питания. Никаких сюрпризов, нажимается удобно. Оставшиеся три являются не переключателями, а подпружиненными рычажками — они сообщают о своём нажатии игре или самой консоли, после чего автоматически возвращаются в изначальное положение. Четвёртый переключатель, Game Reset, как видим, так же идентичен оригиналу. А вот оставшиеся два переключателя имеют другие подписи.
Game Select например превратился в Difficulty Select, хотя изначальное название было более правильным, потому что он часто переключает не просто сложность, но и саму суть игры, её режим. Например, он может переключать между режимами на одного или на двух игроков.
Переключатель же цветности был заменён на переключатель встроенных игр, его использование запускает следующую игру в списке. Причём переключение идёт только «вперёд», т.е. что бы выбрать 32 игру в списке — нужно 32 раза кликнуть дёрнуть выключатель. Пропустили нужную игру? Извольте начинать с самого начала или дальше идти по зацикленному списку. Жесть.
К тому же, с этим переключателем и оригинале имелся забавный нюанс. Он ничего не менял в консоли, не заставлял её как-то настраивать палитру или типа того. Нет, переключатель просто сообщали игрушке — «пользователь выставил переключатель в такую то позицию». И программист игрушки должен был сам написать код, который как-то на это реагировал, менял цвета на более контрастные или типа того.
Специфика ситуации в том, что не все программисты обращали на это внимание, т.е. не все игры имели специализированный чёрно-белый режим. Более того, был небольшой набор игр, которые использовали этот переключатель не для смены цветов, а для чего-то более осмысленного, влияющего на геймплей — ну типа там что бы включить защитное поле или двигатель. Короче, в этих играх данный переключатель был использован как дополнительная кнопка, так что играя в эти игры на данном клоне вы какие-то возможности этих игр потеряете, что ни есть хорошо.
Сверху на консоли находится два переключателя сложности. Иногда они влияют на первого и второго игрока отдельно, иногда влияют на какие-то глобальные режимы игры, причём не всегда очевидно — всё зависит от конкретной игрушки, так что без документации тут как без рук.
Ещё тут есть переключатель каналов. В оригинальной консоли он влиял на то, на какой частоте по антенному кабелю будет идти сигнал. В клоне же он переключает банки с играми, т.е. выбрали другое значение — получили другой набор встроенных игр.
Правда это относится только к версиями с 48 играми или больше. В моём клоне всего 32 игры, так что этот переключатель делает ровным счётом нифига.
Картриджи для консоли выглядят вот так — очень небольшие, очень лёгкие, с прикольной полиграфией спереди и почти полным отсутствием меток на остальных гранях, кроме нижней… или верхней, смотря как на них смотреть. Втыкаются и вытыкаются они без особого усилия, правда при вытаскивании часто нужно придерживать саму консоль, ибо сидят они в слоте очень крепко.
Если же посмотреть на консоль сзади, то мы увидим уже упомянутые переключатели, порты для джойстиков, а так же — порт для подключения блока питания. Короче, никаких сюрпризов.
Так же сзади снизу из консоли выходит вроде бы несъёмный кабель для подключения через антенный вход телевизора. Впрочем, для пряморуких людей с паяльником существует инструкция по модификации, позволяющая получить из консоли полноценный композитный выход, а вместе с ним — и несколько лучшее качество картинки, о чём на Geektimes уже рассказывали.
Плата у консоли очень и очень небольшая, корпус при желании мог бы быть раза в два или в три меньше. При этом, если судить по фоткам, у оригинальной консоли в плане габаритов всё было примерно так же, с тем отличием, что оригинал был собран на нескольких большем числе микросхем.
Сверху видна залитая компаундом микросхема со встроенными играми, что, впрочем не удивляет.
А вот что немного удивляет, так это тот факт, что антенный кабель тут оказывается очень даже заменяемый! Казалось бы, что мешало вытащить этот разъём наружу и упростить замену кабеля? Ну, скорее всего то, что клоноделы хотели внешним видом максимально соответствовать оригиналу.
Теперь о подключении к ТВ. Лично для меня, как бы это не было смешно, самым главным квестом в подключении стал поиск в меню телевизора нужного пункта, запускающего поиск частоты сигнала на антенном входе. Ну да, последний раз я телевизионной антенной пользовался лет эдак 10 назад, если не больше… Что характерно, сигнал был найден даже быстрее, чем я нашёл нужную опцию в меню.
Но следующие же разы после настройки достаточно включить питание — и игра тут же запускается в демо-режиме, без долгих загрузок и логотипов. Любопытно, что многие игры на атари в режиме демо не издают звука вообще или издают какой-то левый шум, так что проверить, всё ли мы верно настроили, можно только запустив игру.
К слову о джойстиках данного клона: они не очень удобные в обращении, имеют очень маленький ход. В теории вместо этих джойстиков можно использовать геймпады от Megadrive, но меня почему-то на этом поприще постигло фиаско: крестовина работает только тогда, когда я одновременно зажимаю кнопку стрельбы, причём движение — рваное, а не плавное. Возможно, намудрили авторы конкретного джойстика, т.к. я взял его от megadrive-клона, а не от оригинала.
Теперь об играх. Порт для картриджей тут рабочий, правда проверял только на одной игре — других в коллекции просто нет. Качество сигнала через антенну очень неважнецкое, и к тому же меняется от игры к игре: где-то терпимо, где-то полный ад. Впрочем, на скриншотах это не особо заметно. Зато можно заметить, что редка игра использует всю площадь экрана по вертикали
Так отмечу интересный факт: часть игр запускается с помощью нажатия на кнопку джойстика, другая часть же эту кнопку игнорирует и запускаются с помощью рычажка reset.
Список встроенных игр менялся от версии к версии этого клона, и начинался с 32 игр, а заканчивался более чем 96. У меня список соответствует вот этому фирменному картриджу от Atari «32 в 1», выпущенному в 1988 году. Как можете посмотреть по ссылке, набор игр очень «так себе», практически никакой классики. К тому же реально игр не 32, а только 30 — две пары игр полностью идентичны, отличаются лишь графикой.