Извини, Марс, придется немного подождать
Президент США Дональд Трамп известен своими радикальными предложениями. Он изменяет законы, отменяет льготы, модифицирует миграционный режим. Кроме того, Трамп не раз заявлял, что НАСА действует не совсем эффективно. Правда, он выделил достаточное количество средств для финансирования разных программ агентства. Но при этом требует сменить фокус с полетной миссии на Марс на возвращение на Луну.
Также Трамп заявил, что у НАСА много разноплановых проектов, что мешает агентству действовать эффективно. Сейчас организация начинает постепенно менять принципы и направления своей работы. В частности, речь идет о таком подразделении, как Space Technology Mission Directorate.
Его создали в 2010 году для того, чтобы разрабатывать технологии, которые необходимы агентству для исследования ближнего и дальнего космоса. Это ракетные двигатели, силовые установки, процесс производства деталей механизмов и самих устройств в условиях космического пространства. Если люди действительно начнут активно осваивать космос, то все это понадобится.
Изменения бюджета касаются программы «Exploration». Чиновники желают, чтобы агентство сосредоточилось на разработке ракетных двигателей и систем. В частности, ракеты Space Launch System, космического аппарата Orion, наземных систем в космическом центре Кеннеди.
Этот процесс уже стартовал, руководство НАСА приняло к сведению планы чиновников и начало действовать соответствующим образом. Правда, Конгресс еще не одобрил планы самого Трампа, поэтому оперативные действия руководства НАСА вызывает недовольство представителей других организаций. Ну а то, что деньги убирают из программ развития продвинутых космических технологий и вкладывают в другие направления, не нравится многим представителям самого агентства.
Нечто подобное уже случалось в 2000-х, когда НАСА начало активно развивать такие направления, как полет человека на Луну и Марс. Поскольку оогромные средства понадобились на разработку космических аппаратов и их элементов, часть фондов решили забрать у исследователей «вторичных» технологий, которые не нужны прямо сейчас, и отдали их «ракетчикам».
Ряд экспертов полагает, что если агентство планирует и дальше лидировать в плане разработки новейших технологий, необходимых аэрокосмической промышленности и полетам в космос, то не следует совершать никаких резких шагов по рефинансированию. Если денег не будет, то многие перспективные миссии просто не будут реализованы, и многообещающие планы могут просто кануть в лету.
Официальные представители агентства заявляют, что от разработки прорывных технологий освоения космического пространства никто не отказывается. Речь идет о смене приоритетов, но ничего «рубить» не будут, просто усилят некоторые направления текущей работы. Возможно, агентство разделят на два директората. Первый из них будет заниматься проектами на МКС, коммерческой деятельностью (запуск аппаратов на низкую орбиту Земли), а также ракетными технологиями. Второй директорат займется миссиями глубокого космоса и соответствующими технологиями.
Есть и альтернативный вариант, предусматривающий создание подразделения, которое возьмет на себя все исследовательские миссии и будет заниматься только ими. Все изменения начнут претворять в жизнь начиная с 1 октября этого года.
Еще один момент уже освещался ранее: Трамп выделил финансирование на различные программы, связанные с Марсом, но лишь в рамках тех миссий, которые реализуются. Ничего, что могло бы поддержать проекты того же Илона Маска по отправке людей на Красную планету, представлено не было. Освоение Марса требует сотен миллиардов долларов, и Конгресс понимает это. Отсюда и почти полное равнодушие к прогрессу в развитии программ такого типа. У правительства США есть более насущные проблемы, так что выделать огромные средства на реализацию быстрого освоения соседа Земли никто не собирается.
Дональд Трамп, выделяя средства НАСА, заявил, что в первую очередь его беспокоит вопрос создания рабочих мест для американцев. А уже потом — освоение глубокого космоса. Согласно документу, ежегодный бюджет НАСА составляет около $19 млрд (в этом году $19,1 млрд).
Автор: Максим Агаджанов