Минский авиаремонтный завод начал сборку беспилотных летательных аппаратов «Стерх-БМ» под управлением операционной системы Linux. Пока собрано несколько экспериментальных экземпляров, в 2013 году планируется запустить серийное производство до 10 самолётов в год, сообщил директор завода.
Авиационный комплекс разработан отечественными инженерами, он включает в себя пункт управления, пункта технического обслуживания и непосредственно беспилотный летательный аппарат «Стерх-БМ». Аппарат работает под управлением оператора (через туннель SSH) или в режиме автопилота, в обоих случаях используется операционная система Open System UAV на базе Linux. Карты местности подгружаются через Google Maps.
На скриншоте показан интерфейс модуля управления с наземной станции (Ground Control Unit), раздел ввода полётного задания.
Телеметрия:
Визуализацию движения БЛА можно осуществлять даже через Google Earth, указав в программе IP-адрес аппарата:
http://<IP address of GCU machine>:9080/
Информационное сообщение агентства БелТА:
Белорусский беспилотник весит 65 кг и развивает крейсерскую скорость 120 км в час. Максимальная скорость летательного аппарата составляет 200 км в час, максимальная дальность — 240 км. Размах крыльев «Стерх-БМ» достигает 3,8 м, максимальная высота полета — 3 км. Стоимость беспилотника $250 тыс. Правда, приобретая комплекс с несколькими аппаратами, итоговая цена может достигать $1,5 млн.
Беспилотник оборудован бензиновым поршневым двигателем. Он получает данные с помощью системы GPS. Также при необходимости аппарат может управляться с помощью системы ГЛОНАСС. Кроме того, если возникнут проблемы с GPS, то можно будет установить наземный модуль, который сымитирует сигнал.
В разработку белорусского летательного аппарата вложено около $500 тыс., капитальные затраты заложены в калькуляцию и учтены при оценке эффективности проекта.
Белорусский беспилотник рассчитывают продавать на белорусском рынке. Прежде всего он может быть интересен министерствам обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже направил соответствующие предложения. Кроме того, беспилотник планируют продвигать на рынки стран СНГ и ОДКБ. Также самолет рассчитывают поставлять в страны Африки и Южной Америки.
Основное преимущество белорусского беспилотника заключается в том, что он мобилен, может автоматически взлетать, двигаться по маршруту и садиться без участия оператора. Кроме того, летательный аппарат может взлетать практически с любой поверхности.
В настоящее время в сборке белорусского беспилотника участвуют 15 человек. На создание одного экземпляра уходит 6 месяцев.
Технические данные БЛА (pdf)
Официальный сайт проекта Open System UAV
Автор: alizar