В начале августа мы писали о том, что стоимость SSD довольно сильно и быстро падает. Эксперты из TrendForce прогнозируют, что уже в следующем квартале потребительские накопители упадут в цене на 8-13%. А потом цены могут снизиться еще сильнее. Тем не менее, у многих производителей, особенно крупных, сохранялась надежда на то, что ситуация исправится. Но вот последние новости о результатах работы этих компаний свидетельствуют об обратном — исправляться пока ничего не будет. Скорее — цены станут падать и дальше, до появления новых положительных для производителей факторов, которые смогут повлиять на рост цен. Подробности — под катом.
Что там вообще стряслось?
Дело в том, что на днях поступили не особо положительные новости от крупнейшего производителя твердотельных накопителей в мире, компании Western Digital. Ей на данный момент принадлежит около 13% рынка, и по словам представителей WD, сейчас наблюдается сильное сокращение спроса на SSD. Компании приходится принимать меры — то есть, снижать цены, чтобы успевать продавать накопители, не заполняя склады продукцией, спрос на которую падает.
Такая ситуация, как оказалось, наблюдается с начала лета 2022 года, и, если можно верить прогнозам аналитиков, будет продолжаться минимум до конца года. Каков может быть максимум, пока неясно, ни аналитики, ни производители не берутся давать прогнозы на более продолжительные отрезки времени.
Что касается Western Digital, то о негативной ситуации рассказал генеральный директор компании Дэвид Гекелер. Он заявил о том, что корпорации пришлось снизить прогнозы по финансовым результатам текущего квартала 2022 года — причем далеко не в лучшую сторону. Ранее компания публиковала ожидания относительно роста совокупной выручки до $3,6-3,8 млрд, с наличием прибыли (о ее размере не сообщалось).
Сейчас же ожидается пониженная выручка и, возможно, убыток по итогу, вместо прибыли. Возможно, он будет не таким уж и большим, но прогнозы, все как один, указывают на негативное положение вещей. Сейчас многие компании снижают цены на электронную продукцию и ее компоненты, так что WD — не исключение. И ладно бы, если бы цены просто понижались. Текущая ситуация усложнилась падением спроса на твердотельные накопители. А ведь совсем недавно спрос и цены росли, как на дрожжах, так что WD стала строить новые производственные линии, а также расширять существующие. Сейчас же эти затраты тянут бюджет вниз, а толку при снижении спроса от подобного расширения нет.
Проблемы не только у Western Digital, но и у Seagate. Так, несколько дней назад и эта компания заявила о снижении первоначального прогнозу по выручке. Ранее ожидалось, что последняя составит около $2,5 млрд, но теперь ожидания руководства — в районе $2-2,2 млрд. Насчет убытков компания пока ничего не говорила, но вполне возможно, что такой риск тоже существует.
А в чем причина?
Дело в том, что, как мы и писали, значительно сократился спрос обычных и корпоративных покупателей на десктопные ПК, ноутбуки и прочие электронные устройства. Падение довольно значительное, так что это — одна из причин возникших сложностей у производителей SSD.
Если взять относительные значения, то спад продаж рекордный за десятилетие. Так, например, в сложном для производителей компьютерной техники 2015 году спад составил 10,4%, по сравнению с ожидаемыми 12,8% в нынешнем 2022 году. При этом с 2012 по 2018 годы рынок десктопных ПК и ноутбуков не расширялся — роста в годовом выражении не было. В 2019 начался небольшой рост на уровне 2,7%, который затем сменился бумом продаж из-за пандемии и массового перехода в онлайн-режим учебы и работы.
По мнению специалистов, в 2023 году объем рынка ПК (сюда входят и ноутбуки), а также планшетов сократится на 2,6%. Возможно, небольшой рост будет с конца 2024 года, но такие предположения могут разбиться о суровую реальность в виде экономического спада и ряда других причин.
Корпоративный сектор держал объемы заказов на прежнем уровне, но сейчас началось сокращение и здесь. Дело в том, что многие крупные и не очень компании отложили обновление IT-инфраструктуры до лучших времен, пока что отказавшись от масштабной модернизации. Корпорации стараются урезать статьи расходов и экономят, опасаясь ухудшения общей экономической ситуации в ближайшем будущем.
Еще одна проблема производителей — конкуренция со стороны Китая. В отрасли производства NAND-чипов это корпорация Yangtze Memory Technologies Co. (YMTС), которая является ведущим производителем микросхем памяти в Китае. Еще в начале 2021 года она заявила о том, что планирует удвоить масштабы выпуска NAND-чипов. Тогда же стало известно, что компания собирается конкурировать с технологическими гигантами Samsung и Micron. И в том же году она запустила опытное производство 192-слойной 3D NAND памяти.
В конце 2022 года YMTС планирует запустить второй завод. Это не просто планы — площадка почти готова, сейчас на ней устанавливают промышленное оборудование. Возможности завода впечатляют — ежемесячно он сможет обрабатывать свыше 200 тысяч 300-мм пластин с чипами SD NAND. К концу 2023 года китайская компания собирается получить около 7-8% глобального рынка производства чипов NAND, поставляя около 200 тысяч кремниевых пластин в месяц, что как раз поможет полностью загрузить новый завод.
Соответственно, при общем падении спроса мы видим рост объемов производства — если не со стороны WD, Seagate, то со стороны китайцев. Правда, США сейчас вводит санкции на поставки оборудования для производства NAND-чипов в Поднебесную. Но Китай настолько хорошо продвинулся в вопросе развития собственной электронной промышленности, что не будет сюрпризом, если и эту проблему он решит.
Чего можно ожидать?
Рядовым потребителям и корпоративным клиентам, которые покупают электронные компоненты и электронные системы, все это пока играет на руку. Дефицита уже нет, хотя он прогнозировался на пару лет вперед, плюс снижаются цены. А вот компаниям-производителям электроники, которые за пару «ковидных» лет привыкли к сферх-прибылям, похоже, придется приспосабливаться к неожиданно возникшим новым условиям. Справятся они или нет — покажет время.
Автор: Дмитрий Белич