Аналитика: Малайзия — 60-летняя стабильность роста ВВП и бизнес в условиях очень низкого проникновения интернета

в 11:00, , рубрики: азия, аналитика, бизнес, инвестиции, кейсы, Нам пишут, советы, статистика, Стратегия, телеком, эффективность бизнеса, ЮВА 2015, метки: , , , , , , , , , , ,

Roem.ru продолжает публиковать серию материалов про технологический рынок Юго-Восточной Азии. Сегодня аналитики компании Interweb Pro и международный инвестиционный фонд Digital Media Partners в деталях рассказывают про Малайзию.

malaysia-sea

О СТРАНЕ

Малайзия  —  парламентская монархия в Юго-Восточной Азии, делится на Западную (Малайя) и Восточную (Сабак или Саравах). Возглавляет государство король Абдул Халим Муадзам Шах. По форме устройства  —  это федерация, состоящая из 13 штатов и 3 федеральных территорий с правами самоуправления. В 9 штатах правят султаны, в четырёх  —  губернаторы, а федеральные территории подчиняются столице.

Каждые 5 лет девять монархов выбирают из своего круга Верховного правителя и его помощника  —  вице-короля. Король выполняет представительские функции, а управляет страной парламент, который формируется через выборы.

ДЕМОГРАФИЯ СТРАНЫ

60% жителей Малайзии исповедуют ислам. Мусульманские традиции очень сильны: в стране до сих пор действуют суды Шариата по некоторым делам. 20% населения буддисты.

В Малайзии влажный экваториальный климат с постоянными наводнениями. Население — 30 миллионов человек (44-й показатель в мире) с ежегодным приростом 2,5%. Около 79% проживает в Западной Малайзии. Это более развитая часть страны, находится на полуострове Малакка.

Столица страны — Куала-Лумпур, один из крупнейших транзитных центров в Юго-Восточной Азии.

В Малайзии несколько этносов: 60,3% составляют малайцы, 11%  —  коренная группа народов Оранг-Асли, 24%  —  китайцы и 7%  —  индийцы.

В экономическом отношении наиболее влиятельны китайцы. В частности, им принадлежит «малайский Лас-Вегас»  —  империя казино Гентинг. В крупных городах работает много экспатов (наёмных специалистов) с Запада.

До 1957 года Малайзия принадлежала Великобритании, поэтому вместе с официальным малайским активно используется английский язык, а также гибрид «манглиш». Малайзийские китайцы говорят на южно-китайских диалектах.

ЭКОНОМИКА

Экономика страны активно развивается. ВВП растет примерно на 6% каждый год, и этот темп сохраняется почти 60 лет!

Пик иностранных инвестиций в Малайзию пришелся на 80-е и 90-е годы. Сейчас их объем снизился, поскольку внутренний рынок достаточно насыщен капиталом, а внимание инвесторов переключилось на соседнюю Индонезию.

Экономика Малайзии на 3-м месте в Юго-Восточной Азии и на 29-м месте в мире. Страна экспортирует нефть, газ, олово, каучук, древесину и пальмовое масло. Экспорт природных ресурсов обеспечил мощный рост в 70-е годы. С другой стороны, это обострило экологическую ситуацию, в частности, из-за массовой вырубки лесов.

Благодаря иностранным инвестициям в 80−90-е годы поднялся промышленный сектор, в основном производство электроники,  до 30% ВВП. Главные рынки сбыта: США, Сингапур, Япония, Китай.

Даже азиатский финансовый кризис 1997 года не смог остановить малайзийскую экономику. Развитие замедлилось всего на один год, в то время как Таиланд и Индонезия отчаянно боролись с кризисом несколько лет. Подробные макроэкономические данные о Малайзии можно посмотреть здесь.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

В Малайзии многочисленная интернет-аудитория: сетью пользуются почти 20 миллионов человек (67% населения). По прогнозам в 2015 году это количество вырастет до 25 миллионов пользователей.

При этом существует серьезная проблема со скоростью передачи данных — 6,78 Mbps. Это всего лишь 122 место среди 197 стран! Малайзия признавалась одной из худших в мире по скорости доступа в интернет. Причина — плохая инфраструктура и заниженные требования к стандартам связи. Власти говорят о недоступности современных видов соединений.

Во многом развитие тормозит государственный монополист Telecom. Компания владеет 90% местных линий и навязывает невыгодные условия провайдерам. Участники рынка ждут вмешательства государства.

Потребление интернет-трафика растет, что требует кардинальных мер по разрешению проблемы.

В итоге была введена национальная программа по расширению доступа к широкополосному подключению. В 2014 году насчитывалось уже 6 миллионов абонентов. Однако для такой страны как Малайзия это скромный показатель.

Ведущие интернет-провайдеры — Giga Broadband, Jaring Flite Wired, Maxis Wired, PersiaSYS Ultraband и TM Broadband. Крупнейшая доля рынка принадлежит Celcom.

Провайдеры создали добровольную ассоциацию, но рынком связи управляет государство и компания Telecom. Иностранным инвесторам войти в него чрезвычайно трудно.

В этом списке можно посмотреть провайдеров и тарифные планы.

Большинство операторов подключают 3G и 4G. В 2013 году было 14 млн. пользователей 3G. Малайзия — страна мобильного интернета. Парадоксальная ситуация: проводное подключение пытается догнать показатели мобильных устройств, а не наоборот.

На следующем графике видно их соотношение в динамике с 2009 года.

malazia-img4[1]

4G подключают только в крупных городах четыре оператора («большая тройка» плюс U-Mobile). Зона покрытия всего лишь 15% населения страны.

Провайдеров принуждают расширять сеть 4G, но те занимаются ею по остаточному принципу. В приоритете остаётся 3G.

Компании не заинтересованы в улучшении инфраструктуры, так как отсутствует свободная конкуренция. Рынок делят 3 оператора: Celcom  —  13,1 миллионов абонентов, DIGI  —  11 миллионов, Maxis  —  12,9 миллионов. Ситуация стала меняться только в последние годы, поскольку монополистам невыгодно удерживать высокие тарифы при низкой скорости соединения.

Интернет-провайдеры принадлежат или государственным монополистам, или крупным магнатам. Они ведут согласованную ценовую политику, которая обеспечивает минимум затрат при максимальной прибыли. Это нельзя назвать настоящей конкуренцией. Рыночные механизмы борьбы за клиента очень слабы. По сути, операторы саботируют изменения. Поэтому технические параметры интернета в Малайзии настолько уступают мировому уровню.

ДЕМОГРАФИЯ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ

В Малайзии все возрастные группы, за исключением 55+, активно используют интернет. Это признак зрелой аудитории. Точные данные вы можете увидеть на следующем графике.

malazia-img5[1]

В гендерном отношении преобладает мужская аудитория (71%), что характерно для мусульманской страны. Среди пользователей мобильного интернета это превосходство меньше — 63% мужчин.

malazia-img6[1]

Уровень образования малайзийских пользователей уступает средне-мировым показателям — высшее образование имеют всего 24%.

malazia-img7[1]

Процент наёмных работников чуть выше общемирового. Доля бизнесменов, наоборот, ниже.

malazia-img8[1]

Возраст аудитории достаточно молодой, хотя это более солидная публика, чем на Ближнем востоке или в Африке. На первом месте категория 25 — 35 лет.

malazia-img9[1]

Дома интернет использует 71,2% аудитории, на работе  —  37,8%, в местах доступности мобильного соединения  —  55,3%.

Резюме: в Малайзии зрелая интернет-аудитория с высоким уровнем платежеспособности и готовностью к онлайн-покупкам.

ВЕДУЩИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ

Существует общеазиатская тенденция на гипервовлечённость в социальные сети. Малазийцы  —  не исключение. 62% интернет-пользователей в стране ежедневно заходят в социальные сети и проводят там по 4,5 часа.

69% используют интернет для отправки сообщений, 65% для получения и отправки электронной почты, 24% для обучения, 21% для платежей и около 30% для загрузки файлов.

В среднем у жителя Малайзии 233 виртуальных друга. Это высокий показатель, особенно по сравнению с Японией (29 друзей).

Сетью Facebook пользуются 15,6 миллионов человек (81% аудитории). Несмотря на суперпопулярность Facebook, правительство рассматривает возможность ограничения доступа к нему.

Это список наиболее посещаемых в Малайзии страниц на Facebook.

У Instagram 29% аудитории; 17% аудитории вовлечены в LinkedIn.

Аудитория Twitter скромнее — 3,5 миллиона последователей. При том, что 8% всех мировых твитов отправляется на малайском языке, лишь 22% пользователей были активны за последний месяц.

80% скачивают видео не менее одного раза в месяц, у 51% активный аккаунт на Youtube.

С большим отрывом лидируют мировые порталы и социальные сети. Из местных проектов можно отметить новостной сайт Tantan News, торговую площадку с возможностью кэшбэка Milkadeal Cashback и авиа-лоукостер AirAsia

Версия SimilarWeb рейтинга популярных сайтов страны:

malazia-img19[1]

В стране есть и местные проекты. Наибольшей популярностью пользуется игровая сеть Friendster.

ТОП сайтов в Малайзии по версии Alexa:

malazia-img10[1]

Кроме социальных сетей, высокая посещаемость у форумов, торговых площадок, сайтов групповых покупок, сервисов покупки билетов, локальных новостных порталов, аналогов Youtube и автомобильных порталов.

Малайзийские пользователи лояльны к онлайн-покупкам. Поэтому в стране появляется много интернет-магазинов и маркетплэйсов, в равной степени основанных иностранными и местными предпринимателями. Маркетплэйсам доверяют больше. По мнению малазийцев, это более безопасный вид электронной коммерции.

Отдельная тема с хорошими перспективами  —  разработка сайтов для компаний малого и среднего бизнеса. Они составляет 97% от всего коммерческого сектора страны и в 70% случаев не представлены в сети.

В последние годы власти Малайзии поддерживают малый бизнес. При этом возможностей для интернет-продвижения у него гораздо меньше по сравнению с крупными компаниями. Большой бизнес насыщен инвестициями, привлекает лучших специалистов и выходит на иностранные рынки сбыта. Малый  бизнес  только начинает осваивать онлайн-продажи.

В стране доминирует мобильный интернет. Он определяет специфику потребления контента: 74%пользователей играют в игры, и этот сегмент активно растёт. Также развивается рынок мобильной рекламы.

Интернет-пользователи Малайзии любят музыку (56%). Причём они предпочитают не покупать, а слушать её на бесплатных ресурсах.

Топ-30 локальных ресурсов можно посмотреть здесь.

Резюме: Малайзия, как и Индонезия, — это рынок повышенного спроса на средства общения(соответствующие сайты, социальные сети, приложения и т. д.)

Наиболее важные вещи для малайзийской аудитории: потребность в общении, возможность обсуждения и сравнения товаров и услуг, личный контакт (хотя бы с онлайн-консультантом).

Несмотря на низкую скорость соединения, ежегодно растёт потребление интернет-трафика. В связи с этим повышается спрос на создание качественных сайтов.

В КАКИХ ОНЛАЙН-СЕРВИСАХ ИСПЫТЫВАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ МАЛАЙЗИЯ?

Исламские традиции сильно ограничивает определённые сферы бизнеса в интернете. Здесь не могут иметь популярности, а часто и возможности для работы, продажа алкоголя, азартные игры, быстрое кредитование, продажа неразрешённой одежды и слишком свободные сайты знакомств. Это не мешает процветанию огромного города-казино Гентинга, а также популярности банковских порталов.

Двойные стандарты связаны с тем, что Малайзия длительное время была колонией Британской империи. Национальный рынок продолжает ориентироваться на запросы иностранной публики наравне с интересами местного населения. Иностранцам легко доступны запретные для малазийцев алкоголь и азартные игры.

Однако, происходит деградация моральных норм, и всё больше жителей в крупных городах пренебрегает запретами. При этом в Малайзии действует интернет-цензура и ресурсы блокируются за нарушение национальных устоев.

В стране низкая востребованность у спортивных ресурсов, а также специализированных деловых и технических порталов. Наукоёмкие отрасли находятся под контролем иностранцев, поэтому местная сеть проигрывает заграничным ресурсам в споре за подобную информацию.

Самая острая проблема онлайн-рынка Малайзии — мобильные платежи. Их доля пока составляет всего 0,3%, несмотря на преобладание мобильного доступа и потенциально огромный спрос у пользователей. Рынок уже стимулирует разработчиков внедрять свои продукты, либо вводить в традиционное приложение способы оплаты через телефон.

Менталитет малазийцев влияет на специфику интернет-продаж. Пользователи больше доверяют личному контакту с продавцом, чем автоматизированной покупке. Поэтому форумы, торговые социальные сети, доски объявлений и маркетплейсы намного популярнее обычных интернет-магазинов.

Важный момент для разработчиков: Малайзия  —  развитая бизнес-среда, где в основном всё держится на малом и среднем бизнесе (97% предприятий). Поддержке этого сектора уделяют главное внимание местные власти. Сегодня 70% такого рода компаний не имеют веб-сайтов; у 72% нет инструментов для онлайн-коммерции, хотя и планируют их 48%.

В Малайзии ждут бума мобильной рекламы и интернет-продаж. Для этого есть все условия, кроме высокой скорости подключения.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ E-COMMERCE

Оборот интернет-продаж в Малайзии составляет 3,6 миллиардов рингит (около 1 миллиарда долларов). Благодаря этому она занимает 7-е место в Топ-10 наиболее перспективных рынков для электронной коммерции.

В 2015 году объём онлайн-ритейла прогнозируется в 5,6 миллиардов рингит (1,5 миллиарда долларов). Рост рынка  —  47%.

Малазийцы тратят в онлайне больше, чем другие жители Юго-Восточной Азии, при том что регион и так опережает средне-мировые показатели. На Сингапур и Малайзию приходится половина объема всей электронной коммерции стран АСЕАН.

42% малазийцев совершают покупки онлайн. Ещё 30% аудитории допускают возможность совершения таких сделок через телефон. По данным за 2014 год примерно 10 миллионов жителей страны являются покупателями в интернет-магазинах. В качестве способов оплаты они предпочитают банковские переводы. Электронные платежи почти не используются.

malazia-img11[1]

Положительный момент — отличная система логистики в стране, что повышает лояльность покупателей к интернет-магазинам. У логистических компаний есть качественные веб-сайты.

Сочетание хорошей логистики и высокой платёжеспособности населения привело к тому, что в Малайзии активно работают интернет-магазины Китая, Гонконга, Сингапура и США.

На следующей диаграмме представлены ведущие сферы e-commerce (на первых позициях продажа авиабилетов, страхование, одежда и аксессуары):

malazia-img12[1]

Наименее востребованные категории: домашние животные, автомобили и велосипеды, товары для беременных, фильмы и музыка, спортивные товары.

Портрет типичного онлайн-покупателя в Малайзии: женщина (51%) 26−35 лет выбирает товар ночью, предпочитает банковский перевод

54% покупателей совершают покупки хотя бы раз в месяц. Средний чек — менее 150 долларов.

Распространённые опасения в Малайзии не отличаются от остального мира: риск обмана и невозможность увидеть вещь «вживую».

Популярные в Малайзии международные сайты электронной торговли:

Маркетплэйсы:

Скидочные порталы:

Интернет-магазины:

Доски объявлений:

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

В Малайзии высокий уровень распространения мобильной связи. 47% жителей владеют более чем однимтелефоном. По этому показателю страна обходит не только соседей по региону, но даже США!

С новыми технологиями происходит передел рынка мобильной связи. Ранее безусловным лидером среди операторов был Maxis. Сегодня он едва опережает (доля 38,1%) компании Celcom (доля 33,7%) и DIGI(28,2%). Последняя позиционируют себя как лидер в нише мобильного интернета.

Глобальная азиатская тенденция  —  замещение мобильным интернетом традиционного и широкое распространение смартфонов.

malazia-img13[1]

По последним данным, 80% жителей страны пользуется смартфонами. Для 35% малайцев это единственный гаджет для выхода в сеть, а 42% делали через него покупки.

malazia-img14[1]

malazia-img15[1]

13 миллионов пользователей используют смартфон для выхода в социальные сети.

Пристрастия в отношении мобильного контента в Малайзии совпадают с мировыми. Отличие в том, что меньше скачивают мобильные игры и больше музыки.

malazia-img16[1]

Среди операционных систем доминирует Android, что характерно для Азии.

malazia-img17[1]

35% малазийцев утверждают, что берут в руки смартфон прежде, чем встанут с кровати. Столько же людей проверяют его перед сном.

Рынок страны открыт для разработки приложений: люди не могут жить без социальных сетей, регулярно покупают онлайн и потребляют мобильный контент. Единственный тормоз  —  низкая скорость интернет-соединения.

Крупные малайзийские разработчики приложений:

Всего в государстве 680 разработчиков мобильных приложений. Для развития отрасли создана специальная коммуникативная платформа, которая финансирует проекты и проводит обучающие мероприятия.

ТОП малайзийских приложений для Android и IOS.

В Малайзии один крупнейший провайдер мобильной связи — государственная компания Telecom Malaysia. Иностранцам сложно захватить хотя бы малую часть её сферы влияния. При этом продавать устройства вполне реально, и в стране уже работают коммерсанты из Китая, Японии, США, Тайваня, Европы

Растущий рынок Малайзии привлёк внимание и российской компании Yota, которая начала продажу своих YotaPhone через местных ритейлеров.

DIGITAL-РЫНОК

Цифровой рынок только начинает набирать обороты.

Еще три года назад выходили статьи о нежизнеспособности интернет-маркетинга в Малайзии. Однако он жив и развивается. При этом местным бизнесменам необходимо объяснять преимущества онлайн-рекламы, делать промо-акции, показывать эффект.

Digital-рынок Малайзии —  это «спящий тигр», он ждёт пробуждения и уже не первый год обещает высокие темпы роста.

Как и на рынке мобильных приложений, конкуренция в digital серьёзная. Здесь соперничают и локальные, и зарубежные компании.

Для работы на местном рынке следует учитывать особенности всего региона. Сингапур  —  это сосредоточение больших финансовых потоков и очень обеспеченных клиентов; Индонезия  —  территория массовой и неопытной онлайн-аудитории; Таиланд  —  своеобразный полигон, где обкатывается то, что потом стартует в Малайзии. Все они тесно связаны, и многие предприниматели ведут дела в нескольких странах. Малайзийские digital-агентства также ориентируются и на свой, и на соседние рынки, в первую очередь на  Сингапур.

Компании цифрового маркетинга работают в рамках общей ассоциации и ассоциации аккредитованных агентств. Данные об отрасли публикуются в крупнейшем местном журнале о маркетинге.

Объём рынка интернет-рекламы в стране составляет 109 миллионов долларов (2013 г.), с темпом годового роста 25%.

malazia-img18[1]

Аналогичными темпами растёт и наружная реклама, при том что в других странах пик её развития давно пройден.

Пока на долю digital-сегмента приходится лишь 1,5% от общего рекламного рынка.

Замещение бумажных СМИ интернет-рекламой, как это происходит во всём мире, для Малайзии ещё впереди. Большинство местных компаний предлагают смешанные онлайн- и офлайн-услуги, что характерно для развивающегося рекламного рынка.

Ведущее агентство в Малайзии и Таиланде — Zocial.

Список digital-агентств Малайзии:

В стране также представлены иностранные агентства.

Можно ознакомиться со списком премий в рекламной сфере Малайзии 2014.

Резюме: основными клиентами являются транснациональные корпорации и телекоммуникационные гиганты. Малайзийские заказчики ещё не осознают преимуществ интернет-рекламы. Рынок продолжает формироваться, по нему нет достоверной статистики. Слишком много агентств предлагает настройку интернет-рекламы без достаточных профессиональных навыков. По мере взросления рынка, количество игроков сильно уменьшится.

СТАРТАПЫ И БИЗНЕС-ВОЗМОЖНОСТИ

Малайзия включилась в мировую гонку стартапов и, несмотря на известные технологические ограничения,предлагает свои проекты.

It-предпринимателей поддерживает местное агентство по инновациям. В целом инвесторы предпочитают вкладывать в электронную промышленность.

Управлением инвестициями в стратегические секторы экономики занимается фонд «Хазанах».

Для технологических компаний действует смягченный налоговый режим на период от 5 до 10 лет.

По сравнению с Западом, в стране низкая стоимость рекламы. Есть клиентская база для В2В: солидная доля успешных компаний Юго-Восточной Азии — выходцы из Малайзии.

Огромный плюс — близость к рынкам сбыта Китая, Индии, Индонезии и Японии.

Приоритетное направление для инвестиций — промышленный сектор, где очень высокий уровень развития и возможно получение налоговых и правовых льгот.

Малайзийский рынок сам по себе не настолько велик. Многими инвесторами он воспринимается как плацдарм для выхода на рынки Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и Сингапура, а в случае успеха на Индонезию, Индию и Китай. Даже правительство нацеливает инвесторов на внешнюю активность при работе на рынке страны.

Для экспансии на рынок Сингапура (хотя это и не объявляется публично) создана отдельная зона «ускоренного развития» Искандар.

Проекты в сфере услуг (в том числе IT) ведёт Малайзийское агентство по промышленному развитию. Кроме того, оно распределяет налоговые льготы, «пионерные» режимы с освобождением от налога на прибыль и т. п.

Малайзийский подход к инновациям отличается активным участием государства. С одной стороны, власти помогают, с другой —  вмешиваются в работу. Возможно, это служит причиной скромных успехов стартапов из Малайзии. Лучший из них  находится  в 9-й сотне рейтинга. Судя по карте мировых стартапов, Малайзия берет числом.

Любопытная карта «занятости» сфер для стартапов по странам ЮВА поможет оценить перспективы и основных конкурентов для тех, кто хочет делать бизнес в Малайзии.

Инициативы Малайзии по создании инновационной среды закреплены в программе Multimedia Superkorridor. Ее курирует Корпорация Цифрового развития, которая привлекает инвесторов, предоставляет налоговые льготы и финансово поддерживает стартапы.

Резиденты должны развиваться и действовать на базе двух современных кибер-городов Cyberjaya, где находятся офисы BMW, HSBC, DHL, Shell, Nokia, Ericsson, Motorola, и Putrajaya. ООднако в реальности грандиозные планы воплощаются не столь эффективно. Деятельность Cyberjaya стала объектом критики, волны которой докатились и до нас. Тем не менее, власти продолжают приглашать иностранные проекты.

Второй кибер-город Putrajaya изначально планировался как город-сад, выставка достижений, где находится резиденция правительства по типу Астаны и Бразилиа. Город получился красивым, хотя и пустым.

В Малайзии действует несколько программ поддержки бизнеса: «Цифровая Малайзия», фонды Cradle,Catcha Group, акселлератор, программа по вовлечению школьников и молодежи в стартап-деятельность,Founder Institute.

Для новичков наиболее актуальна рабочая виза «коридорного» типа.

Помимо кибер-городов, стартаперы работают в специализированных технологичных зонах. Молодые разработчики могут поделиться историями успехов на рынке ЮВА. Среди них есть и совсем юные предприниматели. Своеобразной площадкой для общения местных стартаперов стала группа в Facebook.

Сегмент поддерживается рядом независимых фондов. Например, это Asia Venture Group с Тимом Марбахом во главе, и агентство по поддержке стартапов при правительстве страны. Столица страны Куала-Лумпур имеет собственную стартап-программу с целью создать в городе идеальную атмосферу для IT-разработчиков.

Топ-6 стартапов страны:

  • Neuroware — сервис криптовалют;
  • GrabTaxi — мощнейший региональный лидер, оценённый в 500 миллионов долларов;
  • Piktochart — создание инфографики;
  • iProperty — портал недвижимости, стоимостью около 500 миллионов долларов;
  • Ringgitplus — финансовые услуги, сравнение стоимости;
  • MOL — электронные платежи, первая компания из ЮВА на NASDAQ, оценка стоимости доходила до 800 миллионов долларов.

Стоит особо выделить многообещающий стартап SoftSpace, который работает в сфере электронной коммерции. Команда проекта известна своей крайней амбициозностью, уже работает в 7 странах региона и при этом «довольствуется» самыми небольшими инвестициями среди коллег по цеху.

В Малайзии богатые природные ресурсы и мощный промышленный сектор. Они оттягивают инвестиции и кадры. Цифровые технологии не ценятся местным бизнесом. К тому же, срабатывает традиционная азиатская боязнь всего нового.

Прямое следствие проблемы —  утечка мозгов, переманивание соседями талантливых малазийцев. Они живут и работают в Сингапуре, Корее, Японии и Китае. Национальные компании вынуждены нанимать топ-менеджмент из США и Европы. Уровень образования местных кадров не позволяет эффективно управлять передовыми предприятиями.

Английский язык, хоть и является вторым в стране, но пригоден для делового общения только у выпускников английских школ. Бытовой вариант  —  малопонятная иностранцу смесь малайского и английского языка.

Малайзия давно сотрудничает с западным компаниями, особенно в промышленном секторе. Иностранный бизнес доминирует во многих отраслях, при этом экономика страны самодостаточна. Поэтому Малайзия не предлагает шикарных возможностей для желающих вести бизнес на её рынке, за исключением инновационных стартапов. В целом это перспективный рынок с низкими ставками по налогам и понятным законодательством.

Как и Индонезия, Малайзия предлагает комфортные условия жизни в крупных городах, дешёвую недвижимость и продукты при высоких зарплатах (в среднем 1300 долларов, минимум 220 долларов).

Практические рекомендации по организации и ведению бизнеса в Малайзии можно прочесть на портале внешнеэкономической деятельности.

Общая оценка усилий Малайзии в привлечении инвесторов содержится в отчете Бюро по экономическим и торговым связям США.

Некоторые особенности местного менталитета и негласные правила ведения бизнеса иностранцами могут повлиять на решение работать в Малайзии. Существуют ограничения в профессиональном и социальном плане для населения из не исламской среды.

Инвесторам необходимо получить разрешение в Комитете по иностранным инвестициям в случаях, когда:

  • сумма проекта превышает 10 миллионов рингитов;
  • планируется слияние или поглощение с переходом местного бизнеса под его контроль;
  • доля иностранца в проекте более 15%, а для группы иностранных инвесторов  —  30%.

В стратегических отраслях, куда входят телекоммуникации, доля иностранцев ограничена 30%.

Иностранный инвестор может стать 100% владельцем местного бизнеса при следующих условиях: работа в наукоёмком секторе, получение соответствующего статуса, включение в программу «Цифровая Малайзия».

Вложения в остальные сферы экономики сильно регулируются государством.

Обзор деятельности страны по привлечению прямых инвестиций можно изучить по ссылке на Минэкономразвития РФ.

Отдельно следует сказать об очень высоком уровне коррупции в стране, который сильнейшим образом сказывается на проектах и специфики бизнеса здесь

ВЫВОДЫ

Малайзия  —  малоперспективный рынок для IT-компаний, особенно на фоне других стран ЮВА.

Базовые сложности:

  • недостаточная аудитория для В2С;
  • доминирование западных компаний в В2 В (в том числе в IT). Они препятствуют продвижению новичков;
  • избыток компаний по разработке мобильных приложений;
  • избыток digital-компаний при дефиците заказчиков интернет-рекламы;
  • низкая скорость интернет-соединения;
  • низкий уровень профессиональных навыков и английского языка у местных кадров.

К плюсам можно отнести отличную инфраструктуру и налоговые льготы для IT-проектов, огромные рынки сбыта соседних стран.

По мнению автора отчёта, Малайзия представляет интерес лишь в качестве стартовой точки для выхода на рынок Юго-Восточной Азии. Внутренний рынок страны разумнее оставить местным компаниям.

Аналитика: Малайзия — 60-летняя стабильность роста ВВП и бизнес в условиях очень низкого проникновения интернета - 18

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js