Где рождаются настоящие маркетологи, почему они намного ценнее производителей и почему в России нет производства? А действительно ли его нет? И вообще — так ли оно нужно?
***
Во-первых, если у кого то чего то нет, значит оно ему не надо. Будем честны с собой. Подобно этому парень во ВКонтакте пишет «Хочу BMW X5». Мой ответ простой: «Хотел бы, была». Мы часто подменяем понятия «Хочу» и «Хотелось бы». Вы же хотите дышать. Вот вы и дышите. Поэтому все просто — страна (вернее власть) не хочет чтобы оно, производство, было. Единственное, что может взбодрить власть электрошоком — падение нефти до $2 за баррель или ее полное истощение. Но на пару поколений нефтяной бодрости не видать. Мотивации стране не хватает.
Во-вторых, оно (производство) есть. Просто о 98% производств мало кто слышит. Например, есть парень который придумал вкуснейший продукт на Алтае. Делает эмульсию из кураги и меда, уникальная тема. Мужчина из Новосибирска изобрел Пегасы (пеногасители CO2 в пивных), они продаются по всему миру. Зубная паста SPLAT Евгения Демина. Примеры, после которых стране можно вытереть слезы и гордо поднять голову. Производство есть, вопрос — сколько его. Люди мыслят черно-бело. Что еще останавливает производство — дальше.
В-третьих, у нас на 10 производителей — полтора маркетолога. Представим, вы производите шейкеры. Вот вы их получили с конвейера под Челябинском. Наняли маркетолога из пермского вуза. Он договорился с сетями, дали откаты, встали на полки, купили за 10 миллионов рекламу на «Первом» и ждем результата.
А что делает гений маркетинга из США? Он берет шейкер, покупает стеклянные шарики за 3 доллара, бросает в чашку, и мелет, выкладывая запись с айфона прямо на ютуб. Намололи они на 16 млн просмотров. Наши маркетологи мыслят «бюджетами». Они реально связывают размер бюджета с эффективностью маркетинга, эти вещи (ИМХО) вообще никак не связаны. Проблема в том, что Огилви и Тиньковых в стране мало, а производство есть.
В-четвертых, нужность производства — это совковый стереотип. Оно не нужно. Тому, кто придумал — 1 руб, тот, кто произвел — 5 руб, тому, кто продал — 100 руб. Давайте будем третьими. Я вообще считаю, что можно пропустить производственный этап развития страны. В России есть тысячи амбициозных и заряженных команд. Сотни мощнейших SaaS-проектов: amoCRM, Ecwid, Jivosite, LPGenerator, CallbackHunter. Какой смысл коптить небо производством, если можно сразу стать ИТ-державой. Все страны идут к этому десятками лет. Брать интеллектом, а не деревья рубить.
В-пятых производство слабо растет, так как не делает людей счастливее. От производства вселенной лучше не становится. Например в США есть мужчина который взял 3 простые проблемы: «кривые» огурцы, которые не принимают в супермаркеты, бывшие заключенные, которым не найти работу, и школьники в США, которые питаются сникерсами. Так вот этот мужчина вместо производства, взял эти три простые проблемы и избавил вселенную от них одним махом. Выдал терки бывшим зекам. Они натирают огурцы и морковки в здоровый фастфуд и поставляют в школы. Овощи при деле. Люди искупают свою карму. Дети растут здоровыми. Во вселенной стало на 3 проблемы меньше. Без заводов и 12-летней окупаемости мощностей.
В-шестых, вспомним старую поговорку: «Какой смысл делать то, что делают в Китае и Германии». Нам не нужно стремиться развивать все сферы и отрасли бизнеса. Давайте станем фокусной страной. Как Швейцария. Выберем сильную сторону и будем ее качать.
В-седьмых, экономический дождь, иней и град. Полонский однажды сказал: «Как можно вести бизнес в стране где из 5 переменных в уравнении неизвестны все пять?». Можно развивать строительство если ты плюс-минус пляшешь от инфляции и ставки Банка России на деньги. Но когда плавают все показатели экономики, конечно от стратегических проектов все переходят к тактическим бизнесам. Встретились, срубили, разбежались. Если мужики посерьезнее делают ИТ — то что у тебя нельзя прийти и забрать как у Чичваркина Жени.
Вывод: стране нужно не производство, не надо на него молиться. Страна нуждается в творцах, интеллектуальных продуктах и маркетологах. Последние раскопают все, что классно производится в стране. Причешут и сделают очередь из покупателей со всего мира. Нормальный маркетолог по ценности съест производственника на завтрак. Будет бегать вокруг него кругами и раздавать щелбаны. Но маркетолог рождается не на МБА и не на курсах SMM. Настоящие маркетологи рождаются на YouTube, и сейчас им по 14−15 лет. Через 4−5 лет к ним в ноги будут падать все производственники. Они будут управлять трафиком и вниманием людей.