Проработав 3 года в одном из самых крупных порталов по недвижимости в Санкт-Петербурге (так они сами себя называют), мне есть что рассказать интересного о рынке медийной рекламы в данном сегменте и регионе.
В Санкт-Петербурге есть несколько всем известных порталов по недвижимости, которыми пользуются почти все агенты, и это не те же сайты, которыми пользуются, например, в Москве и которые сейчас активно рекламируются по телевизору. Я не буду называть никого в этой статье, чтобы не обидеть и не повредить, не дай Бог, ни чьей репутации.
Все эти сайты внешне выглядят примерно одинаково: от 50 до 90% контента на экране занимает сторонняя реклама. На некоторых площадках предоставлены в открытое использование общая статистика посещаемости, а также стоимость размещения баннеров и ожидаемое количество кликов по ним.
Если посчитать количество баннеромест и сопоставить их с количеством посетителей, то получится, что каждый посетитель должен кликнуть по разным баннерам несколько раз за посещение. Я повторю: каждый посетитель — по нескольким баннерам, т. е. CTR будет составлять порядка 300%, а то и больше. Что чуть менее чем вовсе не может соответствовать действительности. Зная всю кухню изнутри, могу сразу сказать, что ситуация еще хуже, чем может показаться на первый взгляд.
На счетчиках того портала, где работал я, показания накручены на 90−95%, и настоящих посетителей на самом деле 300−500 человек в день из заявленных десятков тысяч. Рекламодатели платят деньги за перенаправленный искусственный трафик и за то, что по их баннерам ходят роботы. Кстати, некоторые рекламодатели вовсе не против — в частности рекламные агентства бывают лояльны к такому положению дел.
Я уволился с должности руководителя группы разработчиков, где сам лично инициировал и руководил разработкой системы накрутки показателей. Это очень умный робот, который ведет себя как пользователь, заходит с разных адресов и в нужном количестве, он ходит по сайту рекламодателя столько, сколько нужно и по тем страницам, по которым должен ходить целевой пользователь. Он водит курсором как живой человек, выделяет фрагменты текста, тыкает мышкой по формам и выпадающим спискам, наводит курсор на картинки и скроллит страницы. Без детального изучения его практически не выявить на стороне рекламодателя.
Со стороны железа его работу обеспечивают сотни виртуальных машин, расположенных на распределенных по городу серверах, у каждого из которых несколько интернет-подключений, которые в свою очередь переподключаются с определенным интервалом времени для смены IP-адреса.
Все это в купе с серьезным рекламным отделом позволяет зарабатывать на рекламе несколько миллионов рублей в месяц. При реальной посещаемости в несколько сотен человек в день.
Так делают деньги из воздуха в Питере.
На месте рекламодателя я бы внимательно изучал поведение пользователей по вебвизору. Кроме того, что самое очевидное, от некачественного трафика нет никакого результата. Как правило, рекламодатели были застройщиками, то есть им нужны были в итоге звонки от посетителей. Отслеживать звонки по источнику трафика Метрика тоже позволяет. В среднем мы раздавали по 60 переходов по баннеру в день. Думаю, что если бы это были целевые посетители, то звонки от них были бы.
Периодически рекламодатели звонят и устраивают скандал — после того как они обнаружили обман. Но как именно они это обнаруживали, мне неизвестно. Все всегда ссылались на данные из счетчиков. Но, повторюсь, были и такие, которые вовсе не против накрутки.