Оригинальная статья на Quartz. Перевод — Interweb Pro.
***
Facebook в Китае закрыли в 2009 году. Twitter заблокировали тогда же. Google свернул свой поисковый сервис в Китае после взлома государственными хакерами в 2010 году. Похоже, что Пекин давал крупным американским интернет-компаниям понять: либо вы играете по нашим правилам и цензурируете контент, либо не играете вовсе.
После ухода Google эти три компании так и не вернулись в Китай. Но за последние годы другие американские интернет-проекты отчасти преуспели в Поднебесной или, по крайней мере, стали чуть более стабильными, чем их предшественники.
Ситуация решаема, но не без жертв: предоставьте данные и контроль, и китайское правительство вручит вам ключи от рынка.
«Если вы хотите сейчас развивать интернет-бизнес в Китае, вы должны быть готовы к работе с китайским правительством, даже если это означает цензуру контента или предоставление доступа к своим базам данных», — говорит Бен Кавендер, директор China Market Research Group.
«Заметки слона» Evernote
В 2012 году Evernote, калифорнийский сервис для заметок, представил новый независимый продукт специально для китайских пользователей. Компания собрала локальную, почти независимую команду, которая занимается китайским направлением под названием Yinxiang Biji, что дословно означает «Заметки впечатлений», и имеет логотип похожий на слона Evernote. Компания запустила отдельное API для этого приложения, которое работает независимо от глобального Evernote, имеет функции шеринга в социальных сетях, локализованные платёжные сервисы и службу поддержки только для Китая.
И тогда Evernote поддались властям. В июне 2012 года в блоге компании, анонсирующем соглашение, генеральный директор Фил Либин заявил, что данные китайского Evernote будут находиться в Китае, и власти «смогут иметь доступ» к ним. Базы же глобального Evernote будут по-прежнему находиться в Калифорнии.
Это китайское соглашение вступает в прямое противоречие с долгосрочной политикой компании, которая заключается в том, что «есть определённые вещи, которые важны для нас, за которые мы боремся, и которые определяют каждое наше решение», а именно: пользовательская информация «только пользовательская», «защищена» и «мобильна».
Похоже, стратегия оправдала надежды, по крайней мере, по количеству пользователей. В ноябре 2014 года Либин сообщил, что у Evernote 11,5 миллионов пользователей в Китае, что делает его вторым по величине рынком компании после США.
Однако вместе с популярностью появились и новые государственные требования. В январе 2015 года компания отключила функцию публичного шеринга заметок, которая стала популярна среди активистов «Революции зонтиков» (протестное движение 2014 года — Прим. перев.) в Гонконге.
Навыки китайского LinkedIn
Linkedin, социальная сеть для деловых контактов, также открыто признала факт цензуры в Китае.
После того, как LinkedIn запустил отдельный сайт в Поднебесной в феврале 2014, он, как и Evernote, стал хранить пользовательскую информацию на территории страны. Вскоре компания столкнулась со скандалом, когда австралийский журналист Фергус Райан обнаружил, что запрещенный в Китае контент оказывается недоступен вне Китая. Тогда LinkedIn изменила свою политику и стала удалять подцензурный контент только в сетях внутри страны.
CEO LinkedIn Джефф Вейнер откровенно говорит о том, что принятие цензуры это компромисс для компании, когда она пытается расти. «Мы глубоко поддерживаем свободу слова и мы против ценуры», — сообщил он Wall Street Journal. «…[Но цензура], похоже, необходима, если мы нацелены на тот масштаб, который мы хотим предоставить нашим пользователям».
Очевидно, эта тактика принесла свои плоды. В июне 2014 компания объявила, что увеличила выручку с Азиатско-тихоокеанского региона на 64% до 46 млн долларов, значительная часть которых идёт из Китая.
Uber поддерживает социальную стабильность
Uber, кажется, ловко взял нужный курс в неспокойных китайских водах, несмотря на зарубежное происхождение и склонность быть причиной массовых протестов. Прошёл едва ли год с момента его выхода на рынок, а генеральный директор Тревис Каланик уже заявил, что компания совершает в Китае миллион поездок ежедневно (хотя некоторые считают, что эта цифра сильно преувеличена), завязала отношения с важным инвестором и партнёром Baidu и собирает очередной миллиард на экспансию во внутреннем рынке.
Каланик (слева) и генеральный директор и председатель Baidu Робин Ли (Reuters/Kim Kyung-Hoon)
Uber отличается от большинства интернет-компаний, потому что его бизнес имеет прямое влияние на экономику. На местном уровне Uber отбирает работу у одних водителей, но создаёт рабочие места для других — это делает его гораздо более противоречивым, чем LinkedIn или Evernote, и гораздо более близким к Google и Facebook, по крайней мере, по масштабам изменений.
В Китае Uber был так же агрессивен, как и на других рынках: он игнорировал бюрократические угрозы, муниципальное давление и повторяющиеся требования о его закрытии.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся бесцеремонность, Uber ясно дал понять, что находится на стороне властей по некоторым моментам, а именно по вопросу пекинского понимания социальной стабильности. Когда в двух южных городах Ханчжоу и Гуанчжоу разразились протесты таксистов, компания четко выразила свою позицию против демонстраций.
Компания заявила, что водители будут отслеживаться через GPS и им грозит увольнение, если они приблизятся к бунтующим городам. Если правительство когда-либо обвинит Uber в инициировании нестабильности, то компания сможет предъявить эти меры, как доказательство обратного.
Это подчеркивает огромный контраст в поведении Uber в США, где он постоянно призывает пассажиров и водителей к сплочению под своими знаменами.
Uber, как Evernote и LinkedIn, хранит данные китайских пользователей в Китае. Это означает, что гипотетически правительство может знать о всех передвижениях пассажиров и водителей. Однако в случае Uber’а его китайская политика конфиденциальности по крайней мере не так разительно отличается от их же политики в США, которая тоже вызывает критику.
Идеализм или рост?
Нужно ли винить Evernote, Uber и LinkedIn за то, что они предоставляют властям пользовательскую информацию и подвергают цензуре контент для китайских потребителей?
Теперь многие скажут, что этот вопрос звучит совершенно неуместно. Google и Facebook, как образцы идеального провала в Китае, всё же продолжают стучаться в эту дверь. Говорят, что Facebook открыл офис в Пекине и намеревается создать здесь некий продукт для конечного пользователя. Увлечение Марка Цукерберга Китаем выглядит довольно продуманным. В то же время ходят слухи, что Google разрабатывает новый магазин приложений для Китая, чтобы получить пользователей без привязки к своему поисковому сервису.
«Google решил встать в позу, и этим они надёжно заперли себя за пределами рынка», — говорит Кавендер. «Бизнес должен задать себе вопрос, насколько важен Китай для их роста и какова долгосрочная перспектива в этом регионе», — добавляет он.
Представитель группы наблюдателей GreatFire под псевдонимом Чарли Смит (группа собирает информацию о цензуре в Китае) считает, что компании могут зарабатывать в Китае без того, чтобы впутываться в этические дилеммы. Он указывает на Twitter, как удачный пример компании, которая зарабатывает в Китае, продавая рекламное пространство местным компаниям, но избегает этических ловушек, связанных с работой социальных сетей здесь.
«Они понимают, что [эти проблемы] существуют в Китае и что они не могут взять и самостоятельно начать фильтровать все сообщения платформы — или они могли бы, но всё же решили, что это совсем не их задача. Но они в Китае, они участвуют в конференциях и призывают китайских рекламодателей размещаться в Twitter. Это здорово», — говорит Смит.
Тем не менее Смит считает, что LinkedIn и Evernote создают опасный прецедент для других интернет-бизнесов, нацеленных на Срединное государство. «Всё больше американских компаний будут считать, что работать с китайцами, как со второсортными пользователями, это нормально» — говорит он.