Добрый день!
Чуть менее недели назад мы начали публикации (1, 2) серии статей о проектировании и приоритезации стартапов. Отдельный разговор в рамках данной темы причины провалов стартапов и прохождения проектами «долины смерти». Один из основных вопросов этой темы: Стадия, на которой надо выводить проект на рынок. Имеет ли смысл выводить на рынок еще сырой продукт, сохранив за собой первородство, или вывести вылизанный и доведенный до совершенства проект, который забьет своим качеством народившихся конкурентов?
“Когда стоит выводить продукт на рынок?”
Здесь возникает противоборство инвесторов и авторов проекта. Со стороны инвесторов важно скорее вывести продукт на рынок дабы получить возможность оценить его реальный экономический потенциал, увеличить капитализацию проекта, получить первые Cash Flow. С другой стороны, страх перед рынком заставляет авторов бесконечно доводить продукт до совершенства.
Интернету известны примеры успешных проектов и той, и другой крайности.
Основатель популярного шоппинг-клуба KupiVIP прокомментировал процесс разработки в столь конкурентной среде: «Я хотел строить бизнес и просто начал бежать, потому что я был на 100% уверен — это сработает, электронная коммерция выстрелит. Соответственно, фазы тестирования у меня не было. Когда я узнал, что над похожей идеей параллельно со мной работает еще один человек, я собрал всю команду и сказал: Мы стартуем через шесть недель и выходим в онлайн!».
Приложение «Лицемер» Вконтакте было на пике популярности совсем недавно. Хоть оно и не отличается превосходным дизайном, UI далек от совершенства, идея разошлась чертовски хорошо. Однако, при дневной аудитории игры около миллиона человек, «Лицемер» не приносил особого дохода. Почему? Я считаю, продукт не был готов к своей славе, его система монетизации не была продумана достаточно хорошо, а разработчики просто не успели сориентироваться. Думаю, супер-идея способна сделать продукт популярным, но для того, чтобы оседлать волну, нужна высокопрофессиональная команда и полное осознание приоритетов совершенствования продукта в реальном времени.
Исходя из личного опыта инвестирования стартапов могу сказать, что подобные моменты всегда вызывают длительные дискуссии между инвесторами и авторами. И текущий проект Flashells, инвестируемый нами, не стал исключением. Вкратце, это SaaS сервис направлен на создание, интеграцию и социализацию интернет-магазинов.
На данный момент проект находится в рабочей стадии, но еще далек от совершенства. Тем не менее, после продолжительных споров внутри команды при участии инвесторов, было решено стартовать в текущем состоянии, дабы избежать проблем, аналогичных тем, с которыми столкнулось приложение «Лицемер», и своевременно адаптировать сервис. Также ранний релиз упрощает задачу сбора и подготовки лояльной клиентской базы. Стоит обратить внимание на то, что выход проекта на рынок нисколько не помешал его дальнейшему развитию и правке. Наоборот, это позволило яснее определить приоритетные направления.
Например, перед командой проекта встала дилемма адаптации в период релиза, грубо представленная ниже:
Реальность в лице статистики поведения пользователей, фидбэков и поведения конкурентов указала на значительно более высокий приоритет социализации, юзабилити и внешнего вида составляющих продукта.
Инвестор обычно выделяет следующие критерии готовности стартапа к выходу на рынок:
- Он пригоден для использования целевой аудиторией
- Он решает базовую поставленную проблему
- В проекте очевидны несовершенства и недоработки. А порой и откровенный баги (Да, да, всегда важно знать, что можно улучшить)
- Команда готова оперативно адаптировать проект, выделять приоритетные задачи и быстро решать их
Если на каждый из них Вы как стартапер ответите “ДА”, то дерзайте!
Нельзя ждать вечно. Время — один из наиболее важных ресурсов в области IT. Необходимо прощупать рынок и выбрать приоритетные направления развития и совершенствования, не вкладываясь в побочные, вторичные вещи. Готовьтесь к старту, как только почувствуете, что проект решает базовую поставленную задачу, иначе Вы рискуете упустить момент. Причем, какой именно момент, как его ловить и использовать — об этом можно узнать только в полевых условиях. Такие вещи, как популярность, крайне трудноуловимы и непредсказуемы, на них не стоит рассчитывать, но нужно быть готовым оперировать с ними своевременно.
Нельзя выпускать и откровенно сырой продукт, который просто не выполняет ни одну из возложенных на него задач. В этом случае есть риск потерять репутацию.
Естественно, необходимо подготовить проект к раннему релизу. Грамотно поданный проект бесплатно нанимает пользователей в качестве тестеров, менеджеров и креативщиков. На обрушившуюся реальность необходимо быстро реагировать, проект должен быть живым!
Для кого-то это лежит на поверхности! Для нас — это подтверждено на практике.
Для тех, кто предпочитает мнение авторитетов советую прочитать книгу «Rework: Бизнес без предрассудков», где эта мысль прослеживается на протяжении всей книги
И напоследок я хочу пожелать удачи всем, особенно начинающим, стартапам! Не зарывайтесь в постоянном совершенствовании в собственной песочнице, не бойтесь выйти на рынок, пробуйте, получайте feedback и адаптируйтесь!
Автор: iseck