Джефф Байер и Джон Файбер — умудрённые опытом советники AlmazCapital и Almaz Venture Capital, которым за год приходит около 3500 заявок. Они выбирают из них 5 или 10 штук, а остальные аккуратно опускают в мусорную корзину.
Недавно они рассказали, что именно ждёт инвестор от заявки, и куда сейчас наиболее интересно смотреть в плане развития.
КДПВ: в топике помогают зарабатывать такие штуки
Data Mining необычайно рулит
Самый интересный сегмент сегодня — это «большие данные». Дело в том, что объем данных, который генерируется и используется человечеством, растет в геометрической прогрессии. Эти данные надо уметь обрабатывать. Любая крупная компания так или иначе сталкивается с делом обработки больших массивов данных, потому что только тогда они становятся коммерческой информацией.
Джеффри считает, что мир за математиками, потому что они понимают ЧТО можно сделать с данными. Джону нравится работать с людьми из России и стран СНГ: математические знания старой системы образования, как он считает, идеально подходят для современных коммерческих проектов со сложными задачами.
Виртуализация
Следующая важная тема — это виртуальные сети. Всё больше и больше решений переходят на виртуальные машины, поэтому сейчас многих интересуют механизмы тонкой эффективной настройки архитектуры сетей. Нужна возможность быстрой перестройки для повышения эффективности. Мобильные операторы, например, на текущий момент сидят и ждут, что появятся компании, которые справятся с управлением трафиком и с управлением сетями в виртуальном режиме. Речь идет об эффективном динамичном управлении сетевой инфраструктурой с параллельной персонализацией отдельных участков сети под запросы конкретных устройств, конкретных смартфонов, например, и конкретных приложений.
Если вы будете искать в интернете слова типа: «open stack», «openflow» можно потратить пару недель своей жизни, чтобы разобраться что происходит сейчас в этой области. Это будут 2 очень хорошо потраченные недели. Эти виртуальные сети поддерживают то, что мы называем масштабными вычислениями. Вы, конечно же, слышали о сервисе Netflix, который обеспечивает, как раз, в потоковом режиме просмотр видео американскими абонентами по подписке. Можете себе представить, какие там потребности у них в канале. Сейчас Netflix выжирает больше четверти американских каналов. У них одновременно грузится потоковым видео десятки миллионов соединений. При этом там не SQL базы данных стоят, они все работают на не SQL. Т.е. используются Simple DB или базы типа Mongo, Hazlecast и прочих. Получается, что в последние годы были придуманы альтернативные архитектуры, которые позволяют нам обойти естественные ограничения структурированных баз данных. Такие решения позволяют поддерживать нам параллельно десятки миллионов соединений, десятки миллионов пользователей.
Суперкомпьютеры, решавшие подобные задачи всего лет 10 назад, уже устарели. Распределённая архитектура становится всё важнее и важнее для крупных компаний. И речь не только о вычислениях как таковых, но и о науке, исследованиях и изобретательстве. Например, вам надо наладить потоковую трансляцию или разработать новую модель трактора: это задачи, которые можно выполнять распределено.
Меняется и определение сервисов: их уже тяжело привязывать к платформам. IaaS и другие модели уже устарели, потому что невозможно прогнозировать собственную нагрузку. Например, тот же Netflix описывает свой сервис телевещания: в технических статьях отчётливо видны признаки нового подхода к архитектуре.
Паранойя
Следующая тема — управление мобильными устройствами. Например, компании сейчас очень часто позволяют своим сотрудникам приносить на работу свои смартфоны. Безопасников очень беспокоит, что недовольный сотрудник может фотографировать конфиденциальную информацию и рассылать её конкурентам. Это серьёзная проблема для США, и она беспокоит почти всех в крупном корпоративном сегменте. Решения есть, но они настолько надёжные и безотказные, что проще вообще не пользоваться смартфоном, чем использовать один из предложенных вариантов, устраивающих безопасников.
И ещё винегрет тем
Есть куча технических вопросов в социальной среде — начиная от геопривязки изображений по анализу их сюжетов и заканчивая серьёзными исследования в области психологии игр. С точки зрения когнитивной сферы важно делать людей более умными с помощью устройств – то есть продумывать новые интерфейсы представления информации. В сфере энергетики ценятся «зелёные» проекты, но попытка взять такой будет очень и очень сложной. Вот кадры из презентации AlmazCapital c перечислением наиболее интересных направлений:
Простите за их английский
Правда, что нужно приходить с работающей штукой?
Не всегда. Бывало, деньги вкладывались в идею без реализации:
Приходили нормальные ребята, хорошо, с энтузиазмом рассказывали про свою идею, и говорили, что у нас нет ответа на вот эти 54 вопроса, но мы их потом найдем. Есть такая извечная проблема в венчурном бизнесе, что вы либо делаете ставку на людей, либо на рынки. Нужно понимать, что рынок великую компанию вам не создаст. Великую компанию могут создать только хорошие люди. Кстати говоря, еще один совет. Не пытайтесь запудрить мозги своим инвесторам. Честно признавайтесь, где вам понадобится помощь, поддержка, говорите, есть ли какие-то темы, в которых вы не чувствуете себя уверенно. Распространенная ловушка молодых предпринимателей состоит в том, что если они признают какую-то свою слабость, то они никогда не получат денег. Для нас важнее увидеть, что у вас есть энтузиазм и что вы понимаете стоящие перед вами проблемы. К такому человеку мы будем относиться с гораздо большим доверием, большей симпатией. Очень важно знать, чего вы не знаете. Если вы отвечаете честно «я не знаю ответа, но я поговорю с умными людьми и отвечу на ваш вопрос». К таким людям мы сразу начинаем относиться с доверием, но если начнете юлить и рассказывать нам сказку про белого бычка, мы вам, понятное дело, денег не дадим.
Идея уже есть. Что ещё надо подготовить?
Следующий вопрос — оценка рынка и построение реальной маркетинговой модели. Многие про неё просто забывают. Кстати, обычно предприниматели, отвечая на вопрос, что их больше всего удивило в первые 3 года работы в компании, говорили, что это необходимость проводить много времени встречаясь с клиентами.
Потом надо подумать про легкость воспроизводства технологии. Многие хотят довести свою идею до конца и получить совершенный прототип, но приходить надо с бетой: инвестирование – это не тот рынок, который будет ждать шедевров. Главный вопрос – запускается оно или нет. Если запускается с шумом, жертвами и через задницу, но работает — деньги будут.
Ага, наконец-то, деньги!
Сумма — это наименее важный параметр для оценки проекта. Конечно, бизнес-план нужно считать, но ограничений по деньгам обычно нет. Главное помнить, что не надо работать на инвестора: стартап — это не благотворительность и не собирание милостыни. Нужно зарабатывать на конечных клиентах. Привлекать стоит ровно столько денег, сколько нужно для достижения успеха, и на выгодных условиях, иначе вы задушите свой же бизнес.
Хороший инвестор не говорит вам, что хочет увидеть выручку в ближайшее время, он рассчитывает на рост. Быстрый и эффективный рост, который сделает вашу компанию дорогой — это как раз то, что надо грамотному инвестору. Маленькие компании – другая модель, им инвестиции не особо-то и нужны.
Что с командой?
Джон добавляет напоследок: не надо никогда принимать на работу людей, которые вас не устраивают. Это не тема для компромисса вообще. Только лучшие. Хорошая команда специалистов — это как иммунная система компании. Кадровые решения надо принимать ещё до старта проекта.
Чеклист
Ещё кадр из презентации, примерно резюмирующий важнейшие вопросы по проекту
Ссылки
Лекция и обсуждение после неё на двух языках. Обсуждение очень интересное: наши эксперты считают, что основная проблема российских стартапов в закрытости от рынка, конкурентов и даже инвесторов, что не позволяет учиться на ошибках и извлекать полезный опыт для дальнейшего развития.