Отличная идея для стартапа? Хм… Вряд ли

в 19:31, , рубрики: как надо делать, как не надо делать, переводы, советы, стартапы, метки: , , ,

Отличная идея для стартапа? Хм… Вряд лиЭто вольный перевод-пересказ этой статьи 2006 года, на которую я наткнулся около mailinator.com, за авторством Paul Tyma. Упоминаний на хабре не нашел, да будет перевод!

Итак, у вас есть отличная идея.

За годы работы я запустил небольшую кучку проектов и создал несколько компаний. Например Mailinator, Preemptive Solutions, Inc., и Classhat. На самом деле я наделал их гораздо, гораздо больше, но про большинство слышала разве что моя бабушка. Всё потому, что преимущественно это были глупые идеи, неудачные попытки что то сделать, или чересчур масштабные начинания, чтобы я мог довести их до релиза. Поучившись на своих ошибках, я теперь каждую новую идею проверяю на соответствие определённому набору правил, чтобы отсеять хорошие идеи от плохих. Ну или тех, которые мне кажутся таковыми.
Не забывайте, эти правила для канонічного стартапа — когда из сотрудников только вы и ваш друг, а денег — на пиво и чипсы. Если у вас в загашнике завалялись лишние пару миллионов — вы можете творить магию и без этих советов.

А вот и правила:

1) Если нет бизнес-модели — это хобби, не стартап. Я люблю оптимизировать код. Когда Java только появилась, я написал к ней оптимизатор. Я месяцами пытался на этом хоть как-то заработать, но оказалось люди не очень-то парятся по поводу быстродействия их программ. И тем более не готовы платить за это деньги. По крайней мере, пока тренированная команда «продажников» не докажет важность и всеобщую пользу от приобретения нашего продукта. В большей части случаев идеи приходят из той среды, в которой я работаю, из занятий, которые люблю. Только единицы из них имеют под собой реальную бизнес-модель, когда потребитель будет приносить вам деньги. Ничего не имею против хобби, но бизнес нужно строить на том, что помимо прочего приносит доход, а не только радость от увлечения любимым делом.

2) Лучшие идеи — те, которые позволяют заработать вашим клиентам. Если вы можете сказать что-то вроде «Используя наш продукт, вы заработаете %Х денег» (где Х — больше нуля, даже если не намного) — идея замечательная. Обратите внимание, не "сэкономите X% денег". Заработаете. Разница больше, чем кажется. Экономить, конечно, здорово, но сравните:

  • «Дайте нам 100 рублей и вы уже за год сэкономите 10 рублей.»
  • «Пользуйтесь нашими услугами и зарабатывайте на 5% больше (и платите нам немного из этих 5%). Или не пользуйтесь и теряйте денежки.»

Вы бы что выбрали?

3) Лучше всего работать по схеме бизнес-бизнес-клиент (вы тут слева). Да, для вас лучше всего быть фирмой, которая работает с фирмами, которые предоставляют ваш сервис клиентам. Если вы работаете напрямую с клиентами, получите в нагрузку кучу сложностей. Во первых, вам нужно будет убеждать клиента платить за ваши услуги, а кто любит платить? Во вторых, добро пожаловать в ад техподдержки. У вас всегда будет кучка недовольных пользователей, если вы не справитесь с поддержкой, а вы вряд ли сможете — это дорого и требует кучу человеческих ресурсов. Если у вас в планах делать платный сервис — делайте систему поддержки в первую очередь. В третьих, сложнее проводить много маленьких транзакций, чем несколько больших, вам нужно будет развивать инфраструктуру. Сложнее продать 1000 раз услугу за $10, чем 10 раз услугу за $1000.

Впрочем, если вы просто предоставляете услуги другой компании, это тоже вполне неплохо. Большие рынки сложно контролировать, и вы можете найти свою нишу за счет быстрого роста, или, например, в оптимизации бизнес-процессов серьезных компаний.

4) Если вы решили работать с клиентами напрямую — обратите внимание на возможные источники прибыли, исходящие не от клиента. Сделайте свой сервис бесплатным. Вы сейчас думаете, что я стукнулся головой, но посмотрите сюда: сервис бесплатный, значит мы не гарантируем серьезной техподдержки или особой стабильности, а это значит — сокращаем свои расходы. С другой стороны бесплатный сервис популярнее платного аналога и имеет шанс вызвать вирусный эффект. Теперь вспомните про прибыль с рекламы и партнерских программ — вуаля, бесплатный сервис, приносящий прибыль!

5) Иногда вспоминайте про старые идеи. Почему все так любят AJAX? Потому что с ним можно делать штуки, которые раньше нельзя было сделать технически. Благодаря прогрессу старые идеи могут заиграть новыми красками.

Когда вышел Doom, уже давно существовали 3D графика. Но ребята из ID первыми заметили, что ПК стали достаточно быстры, чтобы можно было сделать шутер и играть в реальном времени. Технологии шагнули вперед.

Каждый раз, как что-то появляется или сильно дешевеет — это повод пересмотреть свои идеи. Трафик подешевел — появилось видеосервисы. Появились и подешевели смартфоны — появилась куча приложения к ним. Так всегда, ловите момент.

6) Придумайте что-то, чтобы получать доход снова и снова. Реклама на сайтах и всё такое — это простой путь. Но что если ваш продукт — приложение? Почему Microsoft меняет детали формата с каждым релизом Microsoft Word? Да, новые фишки, но в конце концов это же просто текст, почему старые версии не открывают документы, сделанные в новых? Просто в Microsoft так хотят. Они хотят, чтобы когда вы не сможете открыть очередной документ вы пошли и купили новый Word. Они хотят получать доход снова и снова.

Со стороны это может выглядеть как откровенная жадность. Слышали про «подписку на ПО»? На самом деле это, конечно, «ПО за которое мы будем постоянно брать с вас деньги». Если бы продукты не «изнашивались», никто бы не покупал новые. Впрочем, если отдавая деньги пользователь будет видеть и ощущать улучшения, то все будут довольны.

Все еще уверены, что ваша идея хороша? Не спешите, есть еще вторая часть.

Вторая часть советов находится здесь (english).
Об ошибках просьба сообщать в ЛС, исправлю как только проснусь. Всем дочитавшим сюда — спасибо!

Автор: Xazzzi

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js