В середине ноября «1С-Битрикс» обновил CRM-систему и добавил в неё функцию идентификации человека по фото. Технологию распознавания предоставила российская компания NTechLab, известная продуктом FindFace, который ищет людей по базе пользователей «ВКонтакте». Глава компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков в интервью «Роем!» рассказал, что бизнес только начинает подыскивать точки применения подобных технологий:
Распознавание лиц при помощи нейронных сетей — это действительно хайповая тема. Сейчас идёт поиск бизнесовых сценариев использования подобных технологий. Сейчас наша основная задача — дать клиентам пощупать, и уже сейчас они возвращают «а нам хотелось вот так» — это поиск минимального полезного продукта.
«1С-Битрикс» предоставляет клиентам решение, предполагая, что они сами будут решать вопросы соблюдения законов о защите персональных данных. В России, Украине и других странах очень специфическое законодательство. «Мы работаем с клиентами со всего мира, я до конца не знаю что в Бразилии происходит, что происходит на Таити. Есть ли там вообще законодательство, регулирующее этот вопрос, не могу никогда сказать. Мы пробовали пойти по этому пути, но оказалось это недостижимо, поэтому перед началом использования этого сервиса клиент подписывается, что он соблюдает законодательство страны. Это его обязанность», - говорит Рыжиков.
Также в системе появилась поддержка общения с клиентом через мессенджеры — Viber, «ВКонтакте», Facebook и другие. Рыжиков считает, что это не просто модный тренд, но ещё и наиболее эффективное с экономической точки зрения решение по связи бизнеса с клиентами:
Я очень верю в историю взаимодействия бизнеса с клиентом через мессенджер. Поддерживать связь через мессенджер выгоднее. Одновременно один оператор может поддерживать десятки и сотни диалогов в день, а на телефоне в один момент он может только говорить. Экономически это сильно выгоднее, поэтому всё будет уплывать в ту сторону. Я также очень верю в историю ботов для продаж. Это не заменит человека, но автоматизирует его процессы. Автоматизация до продажи вряд ли конечно пока возможна. Но речь идёт о существенном объёме автоматизации продаж. Это возможность как помочь менеджерам, так и минимизировать требования к ним как к персоналу — время на обучение, на введение в строй. Автоматизация рутины, остаются только творческие процессы.
Медленная господдержка
На российском рынке у «1С-Битрикс» нет прямых конкурентов, но есть конкуренты по каждому из инструментов. Например, у «Битрикс24» есть социальная сеть для коммуникации в компании — Facebook тоже выпустил социальную сеть для коммуникации в компании, и не только они, а многие другие. Есть «Диск» — много есть других дисков для компаний и для частных лиц. Есть также большое число альтернативных решений по постановке и отслеживанию выполнения задач и т.д. Постепенно полные наборы инструментов собирает Microsoft с продуктом Office365 и Google. Собирает свой набор решений и компания «Мой офис», но идет в другом направлении, уделяя больше внимания решениям для работы с документами. Рыжиков не считает «Мой Офис» конкурентами, более того, компании используют решения друг-друга и работают над интеграцией продуктов.
Рыжиков считает, что государство правильно поступает, вводя ограничения для госсектора на покупку иностранного ПО. Он подчёркивает: дело не только в ПО, так должны относится ко всем продуктам для нужд государства:
Я на самом деле удивлен, что до сих пор этого не происходило. Много раз говорил, что считаю нормальным, когда государственные структуры за государственные деньги покупают локальные продукты. Это должно быть жесточайшим приоритетом и не должно относиться только к софту, но и к продуктам питания и каким-то другим составляющим. Эти деньги заработаны и надо действительно делать преференции для локальных продуктов. Сейчас не очень жесткие законы, только по тем категориям, где нет прямой альтернативы, поэтому это вполне понятная стратегия.
Впрочем, влияния этих мер на свой бизнес «1С-Битрикс» пока не ощущает. На то, чтобы произошли серьезные изменения, уйдёт несколько лет. «Сейчас потихонечку идут споры, делают заказы, какие-то правильные, какие-то неправильные, где-то пересматривают решения. Видно, что это буксующий механизм, но меняющийся», - говорит Рыжиков.
Компании вроде «1С-Битрикс» могут создать реальную альтернативу тяжелым решениям Orace и SAP для крупного бизнеса, уверен Рыжиков. «Недавно мы встречались с нашим крупнейшим клиентом — Роснефтью. Большой клиент, большой контракт, который мы осуществляем в текущее время. Это некое уникальное решение, запуск „Битрикс24“ для особых целей. Прямой проект я не могу указывать — это пока ещё конфиденциальная, закрытая информация».
В России «Битрикс24» видит для себя несколько потенциальных точек роста. Например готовящиеся сейчас меры по регулированию кросс-бордера по мнению Рыжикова должны привести к повышению местных игроков e-commerce «У нас есть продукт „Управление сайтом“. Мы ожидаем, что там будет ещё больший рост, чем сейчас».
«1С-Битрикс» учит испанский
Ближайшие годы — 2017 и 2018 будут кризисными, считает Рыжиков. Он ожидает большой рецессии США, которая окажет влияние на весь другой мир: «Больше 9 лет в истории США не было рецессии. Поэтому дотянули уже „на аппарате искусственного дыхания“». Для компании это хорошо, потому, что кризис всегда ускоряет переход на новые технологии. Это значит, что компании пойдут в облако, компании будут выбирать решения экономически рентабельные для них, удаленную работу, автоматизацию продаж и CRM.
Сейчас компания зарабатывает больше денег за рубежом, чем в России. Соотношение доходов от рынков за пределами РФ к местному в этом году составило 55% на 45%. Значительную роль в этом сыграло ослабление курса рубля, но не только. Крупнейшими зарубежными рынками для компании являются США, Англия, Бразилия, Германия и Индия. «Испаноговорящие рынки очень хорошо растут — Мексика, Центральная Америка, Южная Америка. Там целый ряд испаноговорящих государств, и они работают в домене bitrix24.es. Индия — это огромный рынок, причём очень быстро растущий. Индия вообще по росту интернет-аудитории всех обгоняет, даже Китай уже останавливается», - уточняет Рыжиков.
Среди сложностей, с которыми сталкивается компания при работе на зарубежных рынках - невозможность продавать продукты и услуги от имени российского юрлица, как это делают, к примеру, американские компании. «Я жаловался на то, что нельзя из России продавать на Запад. Нам очень неудобно продавать от российского юрлица западным компаниям, поэтому и мы, и остальные создают западные юрлица. Американские компании продают из США на весь мир, карточки процессят. Почему мы не можем процессить карточки в России, используя „Альфа-банк“?» .