История началась 5 декабря 2015 года в очередной апдейт Минусинска (напомню, алгоритм Яндекса, понижающий сайты в результатах поиска за покупку ссылок на сторонних сайтах). Два наших портала удостоились такой чести: один из крупнейших на тот момент афишных сайтов Петербурга Peterburg2.ru и автомобильный журнал 110km.ru.
На тот момент на Peterburg2.ru было куплено около 450 статей через 4 ведущие биржи Рунета, на 6 посадочных страниц типа "детей" (http://peterburg2.ru/deti/), концертов, театров, кино, ресторанов и прочее. Стоит сказать, что 90% ссылок покупалось анкорных, ибо мы считали, что на сайт ведёт много естественных ссылок (на тот момент порядка 30 000 ссылок с 4000 доменов), а все разговоры о Минусинске начинались с 500 ссылок SEO-характера. "Яндекс "давал порядка 8 000 петербуржцев в сутки.
На декабрь 2015 года 110km.ru имел 1400 покупных ссылок (и тоже со статей с 4х ведущих в Рунете бирж), имел у основного домена ссылочную массу в районе 3000 доменов с 13 000 страниц, плюс на каждый из 50 поддоменов сайта по маркам авто ссылались от 100 до 300 доменов. 70% купленных ссылок были с точными вхождениями анкоров и вели на небольшое количество страниц сайта, которые мы считали проблемными. Трафик на момент входа в Минусинск был с Яндекса порядка 11-12 000 человек в сутки.
Что случилось потом
1. Постепенно, месяц за месяцем, снимались ссылки и к концу марта 2016 года их осталось порядка 100 на Peterburg2.ru и 150 на 110km.ru, то есть порядка 5% всей ссылочной массы. Нам стало снова казаться, что это количество ничтожно и мы должны "вот вот выйти". Тем более, каждый раз, просматривая по одному выгрузки из Яндекс.Вебмастера, а также AHREFs-а, мы убеждались, что "плохие" ссылки есть, но их мало и они с трудом снимаются. Люди не отвечали не по Whois контактам, ни по мылам на сайтах, ни по телефонам, ни по формам. Отчаявшись, началась переписка с техподдержкой Яндекса, длящаяся до сих пор. Про то, как снимались ссылки, уже было много статей, повторяться не будем.
Как мы выбирались из «Минусинска» и что мы по этому поводу хотим сказать «Яндексу»
2. Наша "cлепая уверенность", что ссылок и так крохи, начала уходить после "слепой уверенности" же техподдержки Яндекса, что "алгоритм в Вашем случае работает правильно". Мы начали получать ссылки, которые однозначно трактовали как естественные, а в попытках получить новые ссылки, о которых мы не знаем, натыкались на наши остатки купленных ссылок, парсинги наших сайтов или вполне нормальные ссылки.
Ниже привожу примеры ссылок и тексты писем, позволяющих понять суть проблемы.
Пример 1
Ссылка: http://inc-profit.ru/section/id_1
Это - не SEO-ссылка, мало того, она не наша. Рядом ссылки на другие порталы. Также, ссылки дублируются в нижней части страницы.
Ответ на данное письмо с утверждением, что ссылка естественная, был следующим:
И таким (на повторное опровержение):
Пример 2
Ссылка: http://podarok-upakovka.ru/ru/view/normal/30464
Также естественная ссылка. Размещена на сайте, посвященном подарочной упаковке. Ссылка ведет на конкретное мероприятие http://peterburg2.ru/events/36554.html, являющееся профильным данному сайту.
Как попадание под «Яндекс.Минусинск» может помочь бизнесу — опыт «Фотосклад.ру»
Пример 3
22 июля получили следующее:
Ссылка: http://www.referatbank.ru/referat/preview/11373/referat-matrichnaya-struktura-organizacii.html
Сайт банка рефератов. Ссылка на нас со страницы конкретного реферата. Находится в разделе "Список использованной литературы". Данная ссылка является SEO ссылкой? По мнению Яндекса - ДА!
Пример 4
13 сентября получили следующий ответ на наше очередное письмо c просьбой привести примеры ссылок:
ссылка: http://mail.twitwave.ru/prielbrusie.narod.ru/library/prielbrusie/index2.html
Спарсенный twitwave.ru сайт отеля с естественной ссылкой, куда пойти в Петербурге. Определенные страницы сайта представляют собой простыню ссылок на наш сайт. Проще говоря - парсинг каких-то сайтов на народе. К счастью, месяц назад сайт прекратил свое существование. Количество ссылок на нас с данного сайта исчислялось сотнями.
Пример 5
5 октября на наш запрос примера ссылок привели следующее:
Ссылка естественная. Представляет собой анонс новости, взятой с нашего сайта. Ссылаются на нас, как на источник. Над и под нашей ссылкой - анонсы новостей с других сайтов. с ссылками на эти сайты в качестве источника.
Мы написали им, что ссылка не является SEO ссылкой. И мы считаем, что в работе алгоритма есть ошибки. Получили следующий ответ:
Из ответа видимо следует то, что присылаемые ссылки - это не ссылки, которые определяются АЛГОРИТМОМ как SEO ссылки. А лишь экспертное мнение отдельно взятого специалиста ТП Яндекса. Без комментариев.
И так далее.
За время этих переписок апрель-сентябрь 2016 года из 100 ссылок Петербурга2 было снято 65, достучавшись до Вебмастеров всеми мыслимыми и немыслимыми способами. По 110км - сняли 75 из 150. С ноября 2015 по май 2016 года одновременно велась работа по самим ресурсам. В результате редизайнов и работ по юзабилити показатели отказов снизились с 30% до 10% в среднем, время на сайтах возросло с 3 до 6 минут. Также были введены приложения, команды редакторов заполнили все "дырки" в контенте, трафик частично был заменён контекстом десятками тысяч контекстных объявлений и частично - трафиком с социальных сетей. Улучшено практически всё, что можно было улучшить. Все эти изменения ни коим образом не связаны с Минусинском и начаты ещё с августа 2015 года, однако делают ситуацию еще комичнее. Крупные порталы, имеющие сотни тысяч и миллионы страниц, в минусинске за несколько десятков ссылок, в принципе не снимаемых уже.
Ситуация на данный момент
Осталось приблизительно 40 ссылок на Peterburg2.ru из первоначальных 450. При этом на сегодня Яндекс Вебмастер показывает 42335 ссылок с 5015 доменов.
Динамика изменения числа ссылок за год по AHREFS
По 110km.ru осталось приблизительно 70 ссылок, при этом Яндекс Вебмастер показывает 10138 ссылок с 2188 доменов только на основной домен. Плюс от 100 до 300 доменов ссылаются на каждый из 50 поддоменов типа forum.110km.ru, buy.110km.ru, mercedes.110km.ru, vaz.110km.ru и проч.
Динамика:
Эпилог
6 октября 2016 года начался апдейт алгоритма Минусинск Яндекса. Была выпущена часть сайтов (не только наши два). Мы откупорили шампанское и ушли на выходные. За 4 неполных дня вернулось лишь около 20% трафика. Но в понедельник 10 октября днем очередной апдейт Минусинска (ответ техподдержки) вернул всех обратно к 10 месячным значениям. Комментариев от представителей Яндекса нет. Правда, есть информация, что так случилось со всеми сайтами, видимо, нечаянно "выпущенными" 6.10.2016. Шампанское сменилось водкой. Надежда - депрессией.
Выводы
1. В Минусинск можно попасть даже за естественные ссылки. Причем, что интересно, эти приведенные примеры - не из алгоритма, а экспертное мнение отдельно взятого специалиста. По крайней мере, так трактуется фраза в письме от 6 октября (пример номер 5).
2. В Минусинске можно быть даже, если Вы купили несколько десятков ссылок.
3. Тебя могут выпустить и снова "упрятать" через 4 дня без объяснения причин.
4. Представители Яндекса говорили, что пороги значений ссылочной массы вычисляются исходя из сравнения аналогичных выборок. В случае тематических порталов аналогов. Также неактуальны все предположения о влиянии на Минусинск возраста сайтов (каждому более 8 лет), числа страниц (в индексах каждого их многие сотни тысяч), размера аудитории.
5. Да, мы совершили много ошибок. Главные из которых - полагаться на то, что "снято достаточно" и наличие множества анкорных ссылок на небольшое количество страниц.
6. Однако, исходя из примеров выше, даже устранив эти ошибки, мы не выходим из-под фильтра. Непонятно, что делать дальше, ибо любая естественная ссылка может трактоваться Яндексом как SEO-ссылка.