На прошлой неделе АКИТ выступила с инициативой наделить доменное имя статусом актива, такого же как ценные бумаги, недвижимость или авто. Для реализации своей идеи ассоциация предлагает создать институт оценки доменных имен с привлечением профессионалов доменного рынка и интернет-индустрии. Хочу сказать сразу, что инициатива АКИТ давно ожидаема, и, если говорить о доменном рынке, то он давно готов к таким нововведениям. Однако идея приравнивания домена к активам должна выходить за рамки доменной индустрии, распространяясь в целом на интернет-бизнес.
Оглядываясь на историю доменной индустрии, можно сказать, что постепенно всё движется к тому, чтобы домен стал таким же понятным активом, как недвижимость, оборудование, патенты или лицензии. Первый шаг был сделан ещё в 1999 году, когда в международном правовом поле доменное имя было классифицировано как объект интеллектуальной собственности. Тогда же впервые заговорили о том, что доменные имена с высокой стоимостью, являясь объектом права, могут быть причислены к имуществу. Впоследствии, благодаря этому прецеденту на протяжении последнего десятилетия интернет-компаниям удаётся отстаивать свои интересы в судебных спорах.
Действующие Правила регистрации доменных имён также делают адреса сайтов хорошо защищённым объектом права. Например, многими международными доменными зонами предусмотрена возможность продления домена на срок до 10 лет. Оплата домена на большой срок, во-первых, демонстрирует серьёзность намерений администратора по отношению к домену, а во-вторых — это просто удобно с точки зрения управления проектом в целом. В российской профессиональной домейнерской среде много говорится об этом, но пока в национальных зонах .RU, .РФ или .SU продление более, чем на один год невозможно. Безусловно, это не ключ, к признанию домена активом. Даже в случае продления домена на 10 лет, его нельзя назвать объектом собственности, но такая схема очень напоминает долгосрочную аренду, которая приближает нас к понятию собственности.
Алексей Королюк
Де-факто интернет-компании не могут существовать без своего доменного имени, поскольку без него будущее компании растворится и обесценится. Можно ли представить Яндекс, Mail.ru или
Стратегически мыслящие предприниматели и компании не боятся инвестировать и вкладывать в домены, как в ценные бумаги, драгоценные металлы или камни, зная, что сегодня из одного адреса сайта можно вырастить мировую интернет-корпорацию. Кроме того, игроки интернет-индустрии в процессе деятельности могут расширяться, выходить на новые рынки и для этих целей зачастую без новых доменов не обойтись. Например, для работы на глобальном рынке Mail.Ru Group приобрели за 5 миллионов долларов домен MY.COM. Причём
Если указанные стоимости доменов кажутся вам колоссальными, то предлагаю удивиться ещё больше. В таблице ниже приведены два десятка самых крупных сделок за всю историю доменной отрасли:
Домен | Стоимость сделки, $ | Год сделки |
CARS.COM | 2 500 000 000.00 | 2014 |
MOVE.COM | 900 000 000.00 | 2014 |
OPENDNS. COM | 635 000 000.00 | 2015 |
HOME.PL | 100 000 000.00 | 2015 |
CARINSURANCE.COM | 49 700 000.00 | 2010 |
GOLDMONEY.COM | 42 300 000.00 | 2015 |
INSURANCE.COM | 35 600 000.00 | 2010 |
VACATIONRENTALS.COM | 35 000 000.00 | 2007 |
PRIVATEJET.COM | 30 180 000.00 | 2007 |
ABOUT.ME | 25 000 000.00 | 2010 |
360.COM | 17 000 000.00 | 2015 |
INSURE.COM | 16 000 000.00 | 2009 |
BANKAHOLIC.COM | 15 000 000.00 | 2008 |
BONDS.COM | 15 000 000.00 | 2014 |
SEX.COM | 13 000 000.00 | 2010 |
IRS.COM | 12 500 000.00 | 2007 |
HOTELS.COM | 11 000 000.00 | 2001 |
CARDRATINGS.COM | 10 200 000.00 | 2008 |
FUND.COM | 9 999 950.00 | 2008 |
PORN.COM | 9 500 000.00 | 2007 |
PORNO.COM | 8 888 888.00 | 2015 |
Конечно подавляющее количество крупных сделок совершается в США и Европе, поскольку там и доменная индустрия в целом, и правовое поле в частности шагнули далеко вперёд и адрес сайта уже вполне принимается как нематериальный актив, в том числе в финансовой отчётности. В России же в этом месте пока большой пробел, который негативно влияет на интернет-бизнес и создаёт лишние препоны: сделки находятся под вопросом, потому что домен не признается активом на уровне бухгалтерии, аудиторы и налоговые службы не понимают ценность домена, видя в подобных сделках покупку доменов, как способ отмывания денег.
Дело в том, что согласно РСБУ стоимость нематериальных активов формируется методом затрат и для интернет-бизнеса легко принимаются, например, затраты на разработку дизайна сайта, программирование или покупку различных баз данных. Если же таким способом, оценивать влияние домена на базу нематериальных активов компании, то его стоимость рассчитываться по следующей формуле: «сумма приобретения» + «цена продления». Это значит, что даже если маленький интернет-проект вырос в глобальную корпорацию, и в общем контексте проекта домен имеет ключевое значение, то в России владельцы никак не смогут проиндексировать его денежный эквивалент. В то время как иностранные компании практикуют ежегодную переоценку домена с привлечением аудиторов. Аудиторы пересматривают цену домена, после чего его новая стоимость используется организацией как элемент базы нематериальных активов.
Внимание к проблеме со стороны профессиональных ассоциаций и представителей законодательства говорит о том, что российское правовое поле уже на стадии созревания. И в тот момент, когда домены станут признаны не только как интеллектуальная собственность, но и как актив, начнётся новый виток развития не только для отечественной доменной индустрии, но и для всего онлайн-бизнеса. Чтобы быть в тренде, самое время задуматься — are domains new diamonds?