«Ведомости» сообщили о планах Минфина отказаться от лимитов отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования с зарплат сотрудников: сейчас по максимальным ставкам действует порог отсечения 796 000 рублей в год и 670 000 рублей в год, соответственно. То есть, часть взносов на сотрудников с зарплатой больше 67 000 рублей в месяц не платится или платится по пониженной ставке.
Минфин подаёт свою новацию как снижение ставки (с 30% до 29% суммарно), однако реализация его планов приведет к перераспределению налогового бремени: компании, где высока доля сотрудников с высокой зарплатой, будут платить сборов заметно больше (справочно — ФОТ «Яндекса» на каждого сотрудника составляет около 2 млн рублей в год. «Яндекс» будет платить больше).
С государственной точки зрения это означает, что если раньше фискальная политика поддерживала найм дорогой рабочей силы, обеспечивающей бОльшую производительность, чем «два таджика», то теперь концепция, по крайней мере, Минфина, меняется — нет разницы, нанимать одного сотрудника за 100 тысяч рублей в месяц или пять за 20 тысяч рублей в месяц. То есть, работодателям с точки зрения налоговых отчислений будет всё равно, квалифицированную или неквалифицированную рабочую силу они нанимают.
К этому добавляется ещё план по повышению НДС, что для компаний вроде Mail.ru Group и «Яндекса» не очень хорошо, поскольку на них приходится существенная часть добавочной стоимости того, что они создают (стоимость показа баннеров, «подарочки», etc.) — их цены заметно, по сравнению с ростом НДС, вырастут.
Как обычно, «в домике» окажутся резиденты Сколково и те компании, которые занимаются разработкой заказного и тиражного софта — им положены льготы разработчикам от Минсвязи. «Чистым» интернет-проектам льгот, как обычно, не полагается (за исключением выделенных в отдельные юрлица отделов разработки).
Низкий доход — признак заболевания, которое не имеет смысла лечить
Разумеется, не факт, что планы Минфина будут реализованы, поскольку они крайне односторонние и учитывают исключительно интересы казны в текущий момент, без учета влияния планов Минфина на экономику и бизнес. МЭРТ и отраслевые министерства часто имеют своё мнение по фискальным вопросам и не всегда готовы работать на ухудшение бизнес-подхода ради латания дыр в бюджете.
При этом у Минфина уже был крайне негативный опыт изменения политики сборов в 2011-м году: тогда собираемость налогов снизилась настолько, что эффект от их повышения оказался отрицательным. Поэтому инициатива Минфина имеет все шансы быть спущенной на тормозах.