Александр Малис, «Евросеть»: Зачем платить НДС, если его легально можно не платить?

в 10:44, , рубрики: alibaba group, e-commerce, Александр Малис, Госвеб, Евросеть, инвестиции, интервью, китай, советы, экспорт, метки: , , , , , , , , ,

Российский бюджет ежегодно теряет несколько десятков миллиардов рублей из-за китайских интернет-магазинов электроники, которые ввозят в РФ свою продукцию без уплаты НДС. Президент Евросети Александр Малис предсказывает, что в 2017 году все крупнейшие российские игроки электронного ритейла могут уйти в «налоговые оффшоры», если эта проблема не будет решена. Малис рассказал Roem.ru о своих рецептах выхода из кризиса, почему в интернете торговать сложнее, чем в офлайне и что общего между «российским Алибаба» и фастфудом Михалкова.

Александр Малис

Антон Бурсак, Roem.ru: В последнее время достаточно много говорится о том, что нужно обеспечить российским ритейлерам равные условия с зарубежными игроками, в частности говорят о том, чтобы заставить иностранные интернет-магазины, продающие свои товары россиянам платить налоги в РФ. Вы поддерживаете эти инициативы?

Александр Малис: Сейчас мы видим на рынке совершенно противоестественную ситуацию, когда часть игроков, которые конкурируют, в том числе, с нами, фактически живут за счет того, что не платят НДС. Рано или поздно государство об этом задумается. Потому что уже сегодня бюджет теряет на этом 50−60 млрд рублей. В следующем году это будет сто миллиардов. Если эту дыру не перекрыть, то половина российских магазинов уедет за границу. Зачем платить НДС, если его легально можно не платить?

В интернет-торговле в России занято сегодня, я думаю, сотни тысяч людей. И если этот бизнес уйдёт из России, то работу получат либо китайцы, либо литовцы. В принципе, интернет-магазину неважно, кого нанять. Переехать в Китай или Литву — это вопрос месяца. Чиновники не всегда понимают, что если снять стационарный магазин и увезти за границу невозможно, то сайт перенести за границу — это вопрос двух дней. Мы уже видим, что некоторые маленькие интернет-магазины уходят из России и начинают напрямую поставлять из Китая или, наоборот, из Литвы. Все надеются, что вопрос решится, никто, конечно, не хочет перевозить большие магазины. Но если ситуация не изменится, то придется уехать и Озону, и Юлмарту и всем другим.

Вы верите, что такой сценарий действительно возможен?

И очень легко. Чтобы переехать в Китай, что для этого нужно? Ничего. Если JD.com может торговать из Китая, почему Евросеть не может торговать из Китая? Будет Евросеть-Китай, отдельное предприятие. И более того, Евросеть-Китай может даже платить российский налог на прибыль, около ноля. Потому что она может торговать почти без прибыли или с российской нормой прибыли. Вопрос в том, что НДС при этом платиться не будет.

У нас есть антиофшорное законодательство, и если Евросеть уедет в Китай, нам скажут: «Так как у вас есть своё предприятие за границей, платите с него налог на прибыль». Окей, заплатим. Вопрос-то в том, что при этом не будет платиться НДС. А ведь никто не помнит о том, что НДС сильно больше налога на прибыль. Потому что НДС берётся с полной цены товара, а налог на прибыль — только с прибыли. Если вопрос не будет решён до конца года, крупные компании могут перейти за рубеж.

Но у покупателя будет выбор. Он, например, сможет купить товар на сайте Евросети в России, заплатив НДС и получив этот телефон завтра. Или получить его через 10 дней Почтой России, но за минусом 18% НДС. Кто как выберет? Мне кажется, 18% — это достаточный аргумент подождать десять дней.

А вы как то пытаетесь объяснить эту проблему представителям государства?

Мы ходим ко всем. Только что напрямую к президенту не обращаемся. К сожалению, мы видим, что сейчас в правительстве лоббируют оплату российских налогов китайцам в Китай. И те налоги, которые могли бы платиться в России, в России не платятся. Мне странно, когда из предпринимателей выжимают последние соки. Система Платон собиралась давать в бюджет 40 млрд рублей. А здесь рядом 60 млрд рублей отправляют китайцам.

А кто это может лоббировать?

Я не думаю, что у нас в правительстве сидит пятая колонна, купленная китайцами. Хотя, честно говоря, сейчас уже ничему не удивлюсь. Мне кажется, что это просто некая инерция, нежелание заниматься делами, просто «говорильня».

Alibaba и 40 аналогов: Кто и зачем хочет участвовать в проекте по созданию «русской Алибабы»

А как относитесь к обратной истории — продажи российских товаров в Китай, сейчас идея «российского Алибаба» достаточно активно обсуждается на разных уровнях, в том числе в правительстве?

Что для этого нужно сделать? Ну, предположим, мы начали производить какие-то конкурентоспособные на мировом рынке товары. А кто-нибудь знает вообще, какими кредитными картами пользуются китайцы? Вот мы открыли государственную площадку по продаже всего в Китай. Приходит китаец и говорит: «Я хочу своей картой заплатить». Набирает её номер, и Сбербанк встаёт в ступор. Потому что он её просто не принимает. Сколько процентов китайцев пользуются Visa или Mastercard? Процессинг 90% местных пластиковых карт в Китае обслуживает китайская же Union Pay. Не так давно этот рынок был вообще закрыт для глобальных платежных систем. Даже такой вопрос никто никогда не прорабатывал. Строим государственные площадки, но никто не подумал, что у китайцев мизерный процент населения пользуется Visa или Mastercard, которые принимают российские банки.

Мне кажется, что это такая же история, как с Едим Дома. Всё государство, все газеты, премьер-министр Медведев — все этим занимаются. Но не знаю, открылся ли хоть один ресторан или нет? Это движуха ради движухи.

А сколько у самой Евросети" приходится на онлайн продажи?

Процентов пять.

Почему так мало?

Мы считаем, что это нормально. В интернете сейчас очень много серятины и чернятины, и много тех, кто готов это покупать. А наш основной бизнес — это все-таки продажи тем людям, которые хотят попробовать и быть уверенными в качестве продукции.

То есть вы не верите, что онлайн будет постепенно вытеснять традиционные продажи, в том числе за счет более низкой себестоимости бизнеса?

Интернет — не такая дешёвая среда. Это кажется, что он дешёвый. Все говорят «мы уйдём в интернет, склад не нужен, офис не нужен, ИТ-системы не нужны, доставка не нужна, логистика не нужна, маркетинг не нужен». Всё это нужно. Вы посмотрите, сколько времени живут крупные онлайн-ритейлеры и все это время они остаются убыточными. На самом деле в интернете себестоимость не ниже, чем в офлайн, в каких-то случаях даже выше. Это неправильная логика — что один человек платит за аренду магазина, а другой просто создает сайт за минимальные деньги и продает все то же самое. Точка около метро сама генерирует продажи, а на сайт интернет-магазина человек должен откуда-то прийти, и это привлечение стоит очень существенных денег. И это только один из нюансов, о которых обычно забывают, когда говорят о дешевизне онлайн-ритейла.

Сейчас ряд крупных интернет-ритейлеров начинают достаточно крупные проекты по созданию собственной инфраструктуры по доставке товаров. У Евросети такая инфраструктура уже есть, в том числе несколько тысяч точек в регионах, которые могут использоваться для доставки товаров. Недавно вы запустили проект с доставкой товаров сети Enter, вам интересно расширение этого направления бизнеса?

Да, мы работаем над развитием этого направления. Есть масса людей, которые к нам приходят на сайт, и которым интересно посмотреть какие-то товары, которые не были бы нашими традиционными, при этом купить их по хорошей цене. Почему бы и нет? Мы не думаем, что это будет мажоритарная часть нашего бизнеса, но дополнительная. Для компаний-партнеров это возможность доставить до каких-то мест товар и обратить на него внимание того, кто о нем сегодня не задумывался. Человек зашел на сайт Евросети и увидел заодно, то, что ему нужно. Например, сковородку.

То есть там сейчас сковородки есть?

И сковородки есть, и другая мелкая бытовая техника, например, блендеры, остальные товары для дома.

А с кем вы еще работаете по этой модели кроме Enter?

С Ozon.ru, 1С Softclub, Lamoda, Samsonite, Вымпелкомом, Valtera, Pandora.

Есть планы создать на основе этих проектов большой маркетплейс по модели Alibaba, где можно купить товары из тысяч магазинов?

Возможно, мы к этому придем.

Кризис и китайская экспансия заставили отечественные онлайн-магазины превратиться в маркетплейсы

Недавно в салонах Евросети появилась услуга установка мобильных приложений, с кем из производителей таких приложений вы работаете и насколько востребована эта услуга?

Услуга установки приложений доступна с 2013 года. Сейчас ей пользуются около 10−15% покупателей смартфонов. Наиболее популярными являются мессенджеры WhatsApp и Viber, приложения социальных сетей. Количество установленных приложений под Android составляет около 90%.

Как сейчас развивается проект с картой Кукуруза?

Сейчас у карты Кукуруза более 1,5 миллионов активных пользователей. Если у вас нет карты Кукуруза, поверьте, вы чего-то в жизни лишены. У меня в кармане есть семь карт от трех банков, и все равно мне картой Кукуруза для каких-то вещей удобней пользоваться. У нее есть сто вариантов использования: мелкие платежи в интернете, коммунальные платежи, зарубежные поездки, где можно платить в иностранной валюте по комфортному курсу и т. д. Мы делаем так, чтобы каждый из них был потребителю удобен.

Насколько активно развиваются бизнесы, не связанные с продажами электроники?

Этот как раз тот случай, когда «курочка клюёт по зёрнышку, а вечером весь двор в удобрениях». У нас перспективными являются около тысячи направлений услуг, каждое из них даёт довольно маленький объём, но каждое из них растёт, и в сумме это получается довольно много. Например, авиабилеты, которые сильно растут. Если вы вдруг оказались посреди Москвы с наличными деньгами, и вам нужно срочно купить билет, то проще чем в Евросети это сделать нигде невозможно.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js