Почему владельцы региональных веб-студий умирают в 50 лет в нищете

в 8:27, , рубрики: бизнес, кейсы, колонка, Нам пишут, советы, Стратегия, эффективность бизнеса, метки: , , , , , ,

Изначально пост был опубликован в блоге веб-студии creator. Редакция Roem.ru приводит перепечатку с разрешения автора.

***

Срыв покровов с регионального агентского бизнеса. Что значит быть «маленькими помощниками Санты»? Ожидания и реальность. «Эй ты, дерьмо, у нас есть работа для тебя!». Секреты о том, как стать супер-парнем, жить на Тае и ничего не делать, раскрыты не будут.

cats_on_warm[1]

Веб-студия creator в полном своём составе. Фаундер и кофаундер

Про студию расскажу. Про то как функционирует студия в качестве субъекта бизнеса. Что это такое, насколько это выгодно и стоит ли этим заниматься.

Вы наверняка видели большие заводы. Огромные, иногда работающие, выкидывающие из труб в атмосферу облака пара и клубы вредного дерьма. Обычно очень много труб идет к такому заводу. Например, завод, который обеспечивает горячей водой и отоплением наши дома. Ох**нный обогревательный завод, назовем его так.

Нет-нет, веб-студия это не завод. Чтобы понять что такое студия, продолжим нашу аналогию дальше. К заводу идет куча труб, по которым течет горячая вода. У этих труб обычно тусит очень много котов, которые греются на трубах. Поглощают теплопотери. И этих котов иногда подкармливают бабки, которые их жалеют.

Так вот веб-студии — это эти коты. То тепло, что достается им, оно исключительно косвенного порядка. Так как трубы идут в дома богатых господ, чтобы обогревать их господские бренные оболочки. А коты — это просто некая производная ситуации. Ну в самом деле, у топ-менеджера завода никто и не осмелиться спросить: «А не ради котов вы это все дело затеяли?».

И вот эти коты, они существуют только пока есть эти теплопотери. Как только завод закроется, трубы покроются инеем, а котам придется искать новые трубы. А еще может п**дануть аномально холодная зима, и тут уж никакие горячие трубы не спасут.

Сменяются эпохи, меняются топ-менеджера, а digital в регионе не меняется. Это все те же коты, что лежат на трубах. Иногда эти коты пытаются царапать когтями трубы, в надежде увеличить теплопотери, но как правило ничего не выходит. Поговаривают, что в некоторых участках трубы есть скважины, из которых льется горячая вода. Но коты не знают что делать с горячей водой. Им нужно просто чуть-чуть погреться, и не сдохнуть с голоду.

Сто лет назад, я думал что что digital крайне маржинальный бизнес. Это не так. Стоило мне выйти из участия во всех процессах, как стало ясно: на жизнь не хватает. Надо что-то еще. Всё это великий обман, который застилает глаза неофиту, который только начал свое дело. О нем я и хочу рассказать.

Ремесло и бизнес или где ты, б**ть, копаешь свою золотую руду?

Когда я начинал делать что-то в интернете, то, разумеется, делал всё сам. Проектировал, рисовал, верстал, программировал, продвигал, давал контекстную рекламу, танцевал чечетку. Кроме непосредственно процесса предоставления услуг, приходилось заниматься административной и менеджерской деятельностью: переговоры, переписка, согласование, документы, работа с задолженностью, допродажа. Бухгалтерия тоже на тебе. Плюс айти-фигня, типа «роутер поломался, надо бы админа вызвать».

Потом понятно, ты упираешься в потолок, нужны сотрудники и т. д. Чтобы поддерживать былой уровень доходов, надо поднимать цены. Цены поднимаются, нанимаются сотрудники, все хорошо. Вместо того чтобы работать везде, ты начинаешь заниматься менеджерскими и административными функциями, и иногда влезаешь в процессы, которые летят в пропасть. У тебя есть компетенции во всех областях, поэтому ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

Денег много, но ты выполняешь пять ролей одновременно, поэтому-то денег и много. Ты получаешь зарплату за нескольких людей — вот ответ. Да, и ты не занимаешься развитием. Болотце. Ты е**шишь день за днем похожие проекты, а твой телефон не выключается. Тут останавливается 99% мелких бизнесов. Просто тупик. Все собственники пассионарные, любящие учиться люди, но совершенно не понимающие, «как я это изучу, когда у меня рабочий день по 12−14 часов».

huy-bez-soli[1]

Этим летом я как-то проработал по 18 часов за день. Просыпаешься (не выспавшись) и е**шишь 18 часов. Несколько проектов. Потому что сроки, потому что кто-то подвел, потому что кто если не мы и так далее. В результате ты:

  • Не изучаешь ничего нового;
  • Не занимаешься стратегией и развитием;
  • Про**ываешь что-то в других проектах;
  • Не занимаешься допродажами (потому что допродать легко, но потом с проектом что-то ведь делать надо);
  • Нет личной жизни. Вместо дома у тебя офис.

Все дело в том, что к малому бизнесу у нас чаще всего приходят не через школу MBA, а через 100500 п**дюлей, шишек и вываливающихся кишок из жопы. Стихийные бизнесмены. Стихийные программисты. Все стихийно. Работает это так:

  • Ты начинаешь что-то делать;
  • Получаешь за это деньги. Порой неожиданно большие;
  • Начинаешь усиленно изучать эту область;
  • Набираешь заказов;
  • Перестаешь изучать что-либо;
  • Набираешь еще заказов;
  • Делаешь заказы, обладая тем уровнем знаний что насобирал на первом этапе;
  • На этом всё.

Твои знания не системны, случайны и ведут тебя в болото гниения. В погоне с инфляцией ты набираешь больше заказов, поощряешь спешку среди своих сотрудников, работаешь по ночам. В результате все твои друзья из мира офисного планктона энтерпрайза хоть и зарабатывают меньше, но знают гораздо больше. К 40 годам лучшие из них будут рулить корпорациями, а ты будешь сидеть на приеме у проктолога на мягкой круглой подушке.

А к 50 годам ты умрешь. Умрешь или от голода, так как не сможешь е**шить так, как раньше, а пенсию ты никогда не платил, ибо «на**й это для лохов, я буду откладывать (яйца)». Или умрешь от стресса, то есть от сердечного приступа, ожирения или повесишься. Вот типичный путь собственника веб-студии в регионе.

Но вот тот самый 1% он справился с этой проблемой. Пусть он молодец, правильно отстроил бизнес-процессы, написал инструкции, нанял проект-менеджера, еще кого-то нанял и почти устранился из бизнеса. Прямо вот почти вышел, так левой ногой иногда что-то делает, да и всё. Так вот, самое неприятное в этом, что бизнес этот не такой маржинальный, как казалось, когда ты выполнял работу за 5 человек сразу. Стоит нанять этих 5 человек, и понимаешь: тебе если что-то и остается, то остается крайне «ни**я».

Поэтому, вспоминается тут мне слова одного мужика из «Фейсбука», не помню кого. Смысл был в том, что делать бизнес, это как рыть руду. Когда ты начинаешь заниматься бизнесом у тебя появляется кирка и ты е**шишь руду. Е**шишь её потихоньу себе, и всё хорошо. Потом берешь подмастерье в помощь. Горно-обогатительный комбинат открываешь, может. Но смысл в том, что иногда этой е**чей руды просто нету. Неудачное место для поиска руды выбрано.

w_hdQdYxl5w[1][1]

А некоторым подлецам везет. Они начинают копать и вместо железной руды натыкаются на золотые самородки. Другим подлецам достает мозгов, чтобы понять: «Пора что-то менять. Или рынок или сегмент рынка или специализацию». Я надеюсь, что я отношусь к вторым подлецам.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js