Как в недалёком будущем в России будут продавать алкоголь

в 14:09, , рубрики: e-commerce, бизнес, Госвеб, законотворчество, кейсы, колонка, Нам пишут, советы, Стратегия, электронный документооборот, эффективность бизнеса, метки: , , , , , , , , , ,

Семён Окороков, директор по развитию EKAM.ru

Интернет-торговля алкоголем станет реальностью

В начале февраля в Госдуму внесен законопроект о легализации продажи алкоголя в интернете. Автором поправок к уже существующему № 171-ФЗ, регулирующему производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, стал зампред комитета по экономической политике Виктор Звагельский.

Запрет на онлайн-торговлю алкоголем действует с 2007 года. Законопроект предполагает разрешить продавать алкоголь в интернете, но далеко не всем желающим. Условия для онлайн-продажи алкоголя следующие.

Во-первых, надо приобрести лицензию для интернет-продажи алкоголя. Стоимость лицензии — 80 т.р. в год.

Во-вторых, чтобы приобрести лицензию для интернет-торговли алкоголем, предприниматель должен будет иметь лицензированный склад и лицензию на производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией. Стоимость таких лицензий на 5 лет составляет 9,5 млн рублей и 800 тыс. рублей соответственно.

В-третьих, сайты интернет-магазинов, обладающих лицензией для продажи алкоголя, будут включены в специальный реестр. Сам реестр и доменные имена магазинов должны будут размещены на хостинге провайдера или группы провайдеров, которых будет определять ФС Росалкогольрегулирование (РАР).

И наконец, на интернет-магазины, которым посчастливится получить лицензию на онлайн-продажу алкоголя, будут распространяться общие требования по продаже алкоголя:

  • Отчетность в форме деклараций по обороту в ФС РАР
  • Использование ЕГАИС
  • Продажа алкоголя лицам, достигшим 18 лет и т. п.

Как работает ЕГАИС

ЕГАИС расшифровывается как Единая государственная автоматизированная информационная система. ЕГАИС создана для того, чтобы бороться с контрафактной продукцией. Сейчас, по разным оценкам, на рынке продается от 30% до 60% контрафакта. Такой алкоголь необязательно является некачественным, но поскольку он не учтен в товарных накладных, то и налоги с него в казну не отчисляются. Система ЕГАИС призвана «обелить» алкогольный рынок и проследить всю цепочку движения алкоголя от фирмы-производителя до конечного потребителя.

Попытки ввести ЕГАИС неоднократно предпринимались различными ведомствами начиная с 2005 года. С 2009 года контроль над системой перешел в федеральную службу — ФС РАР.

Основная идея ЕГАИС заключается в том, чтобы вся цепочка поставки алкогольной продукции стала прозрачной. Каждый этап перехода алкогольной продукции от производителя (или импортера) к дистрибьютору или от дистрибьютора к розничному оператору, должен быть отражен в системе и, в конечном счете, передан ФС РАР. Разумеется, факт продажи конечному потребителю там должен будет также отражен.

Для учета алкоголя будет использоваться специальная (для отечественного) или акцизная (для импортного) марка с двухмерным штрих-кодом PDF417. Такая марка будет содержать информацию о производителе, дате розлива и лицензии.

Согласно действующему законодательству (171-ФЗ), для розничных точек, кафе и ресторанов вступление в силу нового законодательство разделено на два этапа.

  1. С 1 января 2016 года розничные точки, кафе и рестораны, продающие крепкий алкоголь и пиво, должны быть подключены к ЕГАИС в части подтверждения факта закупки.
  2. С 1 июля 2016 года все розничные точки, продающие крепкий алкоголь обязаны подключится к ЕГАИС в части фиксации продаж. В поселках этот этап будет отложен на год.

Практика применения ЕГАИС: закупка по 171-ФЗ

В части подтверждения факта закупки ЕГАИС работает с 1 января 2016 года. Сейчас любой розничный магазин, который имеет право продавать крепкий алкоголь и пиво, а также кафе и рестораны, обязаны при приеме алкоголя на склад вносить данные об этом в ЕГАИС. В идеале это происходит в автоматическом режиме: кладовщик с помощью сканера штрих-кода, компьютера и специального программного обеспечения сканирует штрих-код на коробке. Далее данные о товаре попадают в систему и ЕГАИС сравнивает отчет, который отправил поставщик или дистрибьютер, и отчет магазина. Любые расхождение вызовут вопросы со стороны ФС РАР.

На сегодняшний момент к системе подключено 98% оптовиков и 58% торговых точек, которые имеют право продавать крепкий алкоголь. При подсчете розничных точек не учитывались продавцы пива, но даже на основе этих данных видно, что далеко не все предприниматели подготовились к подключению к ЕГАИС. Поэтому в конце прошлого года вышло постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459, в котором говорится, что подключиться к системе можно до 20 апреля текущего года, но при этом нужно будет внести данные о всем принятом алкоголе начиная с 1 января 2016 года.

Польза для покупателя

Система ЕГАИС будет отслеживать как оптовые, так и розничные продажи. С 1 июля 2016 года (а в селах с 1 июля 2017 года) конечный потребитель при покупке алкоголя сможет узнать, кто фирма производитель, кто дистрибьютор и какой магазин реализовал этот конкретный продукт. Сделать это можно будет с помощью QR-кода или web-ссылки, которые будут напечатаны на чеке.

Что это значит для розничных предприятий, которые продают алкоголь? Это значит, что с 1 июля 2016 года они должны обзавестись кассовыми аппаратами, которые совместимы с ЕГАИС и умеют печатать чеки с QR-кодом.

Какое оборудование нужно для подключения к ЕГАИС

Для полноценной работы магазина в системе ЕГАИС потребуется следующее оборудование и доработки:

  1. Подключение торговой точки к интернету
  2. Программное обеспечение, доработанное под ЕГАИС
  3. 2D-сканер штрих-кодов
  4. Фискальный регистратор, который может распечатать чек с QR-кодом
  5. JaCarta SE PKI/ГОСТ и КЭП (квалифицированная электронная подпись). Другими словами, это специальная флешка, которая содержит зашифрованную информацию о конкретной торговой точке.

С помощью этого оборудования и ПО информация о каждой партии принятого алкоголя на склад и о каждой проданной бутылке будет поступать в ФС РАР.

Таким образом, сканируя бутылку при приеме на склад и продаже, розничная точка будет отчитываться перед ФС РАР. В ЕГАИС также будет сверяться объем полученной от поставщиков и реализованной продукции. Любые несоответствия и попытки продать неучтенный ранее алкоголь станут поводом для проверки и штрафов.

Стоитотметить, что для всех магазинов, которые сейчас подключатся к ЕГАИС, переход на новое кассовое оборудование, согласно 54-ФЗ (о применении ККТ) будет достаточно безболезненным. Останется сделать только один шаг: доработать фискальный регистратор, заменив ЭКЛЗ на фискальный накопитель.

Что делать, если интернета нет

Для корректной работы в ЕГАИС нужно, чтобы магазин был подключен к интернету. Однако законодательством предусмотрено, что данные о продаже алкоголя могут не поступать в течение 72 часов. Т.е. можно абсолютно легально продавать алкоголь и не отправлять информацию в ЕГАИС в течении 3 дней. Но по истечении этого срока и при отсутствии возобновления интернет-передачи данных, ЕГАИС запретит продавать алкоголь.

Законодательство по части закупки алкоголя распространяется на все субъекты федерации и требует отчитываться за принятый на склад алкоголь с 1 января 2016 года (за исключением Крыма). Но, если интернета нет вообще, т.е. торговая точка находится в небольшом населенном пункте, то вопрос о подключении к ЕГАИС решает местное руководство (правительство субъекта федерации). Отключить от ЕГАИС можно только населенные пункты менее 3000 человек, где нет телефонной линии и нет покрытия сотовых сетей.

При наличии лицензии на продажу алкоголя и отсутствие подключения к ЕГАИС розничную точку ждет штраф в размере 200−300 тыс. рублей.

Семён Окороков, директор по развитию EKAM.ru — копия

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js