Вот уже неделя, как внимание интернет-сообщества по всему миру приковано к финансовым результатам LinkedIn. После их объявления 4 февраля акции социальной сети для профессионалов обвалились на 30%. Падение произошло несмотря на очень хорошие результаты, которые компания показала в четвертом квартале 2015 года (она заработала $862 млн на фоне прогноза аналитиков в $858 млн, а прибыль на акцию составила 94 цента на фоне ожидаемых 78 центов).
Однако гораздо важнее, чем реальные результаты, для инвесторов оказалось следующее: LinkedIn объявил, что ожидает замедления роста и увеличения капиталовложений. В результате его капитализация рухнула на $11 млрд.
На самом деле ничего особенно феноменального в случившемся нет. Ведь стоимость актива формируется будущими денежными потоками. Соответственно, фактические результаты имеют не такое большое значение для инвесторов, как ожидание будущего роста. LinkedIn торговался по очень высоким мультипликаторам, при этом делая заявления о том, что будет агрессивно расти. И действительно какое-то время рост был достаточно хорошим. Однако консервативный прогноз немедленно привел к снижению всех показателей компании. Инвесторы понизили ожидания по средним темпам роста на период до 2018 года примерно на треть до 30%, стоимость акций и капитализация компании упали почти на 50%, а P/E ratio текущего года, один из ключевых показателей инвестиционной привлекательности любой публичной компании, снизился с 50 до 30.
Эта ситуация очень типична для интернет-компаний, от которых ожидают баснословных темпов роста, и эти ожидания заложены в цену их акций. Иными словами, зачастую их биржевая стоимость — это стоимость веры в будущий рост. Как только компания начинает говорить о том, что его может не произойти, происходит неминуемая и очень быстрая коррекция.
Прогнозировать, что будет с LinkedIn дальше, достаточно сложно. Биржа ориентируется на новости. Понятно, что объявление о том, что компанию покидает генеральный директор и три вице-президента, приведет к еще большему падению акций, а новость о планируемом выходе на новый рынок, покупке какой-то интересной компании или запуске нового направления — к росту. Так что все зависит от них самих.
Какие я вижу точки роста для LinkedIn?
Прежде всего, я говорила бы о более активной экспансии в разные регионы (причем хочу подчеркнуть, что под экспансией я имею в виду не просто перевод интерфейса на новый язык, а глубокую локализацию контента с учетом местных культурных кодов, а также маркетинговые и PR-активности, которые совершенно необходимы, когда продукт по каким-то причинам не «летит» на новом рынке сам по себе). Еще одна хорошая возможность — выход в какое-то смежное с текущим бизнесом, но при этом новое направление, например, бизнес-мессенджеры, которые сейчас, как мы видим по Slack, приобретают большую популярность.