Оригинальная статья на Medium за авторством Вики Пень, которая работает над бизнес-стратегией и ростом в Dropbox. Редакция Roem.ru благодарит агентство переводов «Прима Виста» за подготовку материала.
***
Рыночный потенциал корпоративных мобильных приложений оценивается в 100 млрд долларов США. Но до сих пор стремительно растущие компании — разработчики корпоративных приложений mobile-first («сначала — для мобильных устройств») видели в смартфонах преимущественно дополнительные экраны доступа к рабочим данным, не охватывая в полной мере все, что можно получить из интерфейса этих устройств.
Очередная волна mobile-first в 2016 году — это тенденция к более полноценному использованию в ИТ-приложениях и бизнесе комплекса присущих именно смартфонам характеристик: начиная с автоматической загрузки геолокационных данных на камеру устройства для создания дополненной реальности и заканчивая его функционированием в качестве сенсорного узла внутри более крупной сети. Таким образом возможности корпоративных приложений как преимуществ мобильных устройств радикально расширяются.
Корпоративные приложения mobile-first сегодня
Сегодня для корпоративных приложений mobile-first характерны в основном две формы:
- Сопутствующие приложения (companion-app) mobile-first. Что касается большинства мобильных приложений — как общего назначения, так и офисных — для работников умственного труда (например, Dropbox, Box, Evernote), чаще всего задуманное как адаптивная версия для мобильных устройств — mobile-first — на деле становится «дублером» офисного приложения или веб-приложения. «Мобильная версия» всего лишь флажок на одной из платформ (например, Интернет, ПК, iOS/Android/Windows), где приложение должно быть установлено для успешной работы, и без других платформ не может считаться полноценной.
- Приложения для работы на ходу (on-the-go) mobile-first. Такие приложения нацелены на быстрорастущую аудиторию из 1,3 млрд (100 млн в США) не привязанных к офису работников. Эти мобильные приложения переносят функционал, который ранее концентрировался в офисных приложениях и веб-приложениях, на интерфейс смартфона как первичного устройства. В дополнение к использованию телефона в качестве первичного устройства некоторые приложения, например Invoice2Go и PlanGrid, предлагают солидный офлайн-функционал, позволяющий пользователям получать доступ к файлам, проводить диагностику и многое другое в условиях ненадежной полевой связи.
Здесь «сопутствующим» становится уже офисное решение как централизованная система хранения счетов/проектов, в то время как основная работа приложения выполняется, наоборот, на базе смартфона.
Следующая волна: глубокий mobile-first
Следующая волна корпоративных приложений mobile-first — это погружение в 2016 году ИТ-приложений и предприятий на уровень глубже и максимальное использование всего функционала смартфонов. Другими словами, это глубокая адаптация mobile-first.
Глубокий mobile-first уже зарождается, предвещая широкие возможности, которые следуют из растущего проникновения смартфонов — в карман каждого работника по всей вертикали в крупных отраслях, где ранее ограничивались стандартными офисными решениями, а то и просто бумагой и ручкой.
Так, в строительной промышленности, с ее оборотом 8,5 трлн долларов, Rhumbix получает генерируемые смартфонами данные о местоположении в реальном времени для автоматического сбора геолокационной информации при входе и выходе рабочих со стройплощадки. Это, с одной стороны, позволяет руководителю строительной площадки получать аналитические данные для повышения эффективности труда, а с другой — каждому подчиненному дает возможность вести точную регистрацию своего рабочего времени для обеспечения должной оплаты (система, которая сегодня поддерживается главным образом с помощью бумаги и ручки).
Rhumbix оптимизирует функциональность смартфонов в карманах рабочих, создавая тепловую карту стройплощадки
В сельском хозяйстве (крупнейшей мировой отрасли) Farmlogs выводит геолокационные возможности смартфонов и алгоритмы настройки геозон на новый уровень: происходит автоматическая фиксация реальной работы в поле и автоматическая регистрация информации по мере обработки фермером многих гектаров его участка, а также отслеживание передвижений каждого трактора.
Среди других крупных отраслей, на которые глубокий mobile-first способен оказать влияние, расширив набор возможностей корпоративных мобильных приложений, — управление грузоперевозками и автопарками с оборотом 700 млрд долларов (нечто подобное возложено на KeepTruckin), нефтегазовая промышленность (4 трлн долларов), производственное программное обеспечение (18 млрд долларов) и др.
Что дальше?
Это только начало глубокого mobile-first в корпоративных решениях. Я рада видеть появление корпоративных приложений из разряда глубокого mobile-first, когда задействованы разнообразные функциональные возможности смартфонов:
1. Ситуационная осведомленность, активные геолокационные данные в сочетании с данными за прошлые периоды. Когда все работники имеют по смартфону в кармане, формируется постоянная ситуационная осведомленность и выполняется фоновый сбор геолокационных данных, что предоставляет уникальную возможность комбинировать эти реальные данные с комплексом уже собранных данных из любого источника — от спутниковых до исходящих от растущего числа повсеместно используемых недорогих датчиков (например, в нефтегазовой промышленности в глобальных масштабах используется около 423 тысяч устройств с сотовой или спутниковой связью) — для повышения производительности.
Карты урожая Farmlogs Field Yield Maps, сочетающие данные прошлых периодов и оперативные полевые данные
Один из примеров рабочего процесса — совмещение настоящих и прошлых спутниковых изображений и геолокационных данных, получаемых в ходе ежедневной деятельности. Приложение может отправлять фермерам push-уведомления, если сбор урожая с конкретных участков поля ниже нормы (таким анализом занимается компания Farmlogs), что экономит получателям подобных сообщений многие и многие часы. А ведь до этого рабочий процесс заключался в том, что фермеру приходилось объезжать гектары для выявления проблемных участков.
2. Дополненная реальность с помощью камеры смартфона. Представьте себе, что архитектор может взять свои чертежи из PlanGrid и затем, используя камеру своего смартфона, запустить дополненную реальность для наложения чертежей на конкретный строительный участок или для просмотра предыдущих версий (напоминает пользовательское приложение StarChart).
Приложение StarChart для Android, основанное на дополненной реальности и геолокационных данных GPS, позволяет увидеть созвездия при наведении камеры смартфона на любую точку неба. Представьте тот же процесс, но со строительными чертежами и приложением PlanGrid
Максимально используя возможности камеры смартфона, мобильные приложения, такие как PlanGrid, теперь могут также содействовать в построении объемно-планировочных чертежей и визуализации конструкций, что ведет к ускорению итерационных циклов и дает строителям осведомленность об окружающей среде (например, прошлый ущерб от землетрясений и т. п.) в процессе строительства. Приложение RoomScan, спроектированное в Великобритании, уже делает это, работая с камерой смартфона для автоматического создания динамических планов помещений.
3. Инструментарий сенсорной сети. Чтобы весь функционал смартфонов успешно работал, нам нужен инструментарий, который придаст смартфону способность фактически действовать как узел в более крупной сети и создавать корпоративные приложения без необходимости каждый раз начинать с нуля. Серьезный первый шаг в этом направлении принадлежит компании Sense360, которая начала строить такую систему путем формирования пакета средств разработки ПО для решения комплекса проблем: сбор данных от датчиков смартфона, оптимизация срока службы батареи, обеспечение конфиденциальности данных и многих других, что позволило бы любому разработчику мобильных корпоративных приложений задействовать смартфон в полную силу.
Возможности глубокого mobile-first в пространстве корпоративных решений бесконечны. Я с трепетом жду продолжения — новых и новых возможностей, которые позволят не только глубже проникнуть в потенциальный рынок корпоративных мобильных решений с оборотом 100 млрд долларов, но и сделают работников более высокоорганизованными и эффективными!