100% успешных российских ИТ-стартапов продуктового типа начинали бизнес не ради денег, а чтобы решить актуальную проблему, и 100% осознанно выбрали продуктовую модель после опыта работы по сервисной модели. Три четверти знаменитых успешных компаний «выстрелили» в кризис, а четыре основателя из пяти любят и хорошо знают математику. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании GreenBusiness, проанализировав российские IT-стартапы 1990−2015 годов. Roem.ru приводит выводы и примеры из исследования.
***
1. Успейте занять растущую нишу, в которой мало кто понимает и мало кто разбирается
Именно смелость «сделать шаг в неизвестность», протестировать новую и слабо изученную нишу, помогло занять лидерство таким компаниям из нашей выборки, как AmoCRM, Битрикс, Ecwid, Jelastic, Livetex, Мегаплан, Veeam и «Яндекс».
2. В команде должен быть «коммерс» и «технарь», они не должны лезть в епархии друг друга
Успех «Яндекса» и Veeam во многом зависел именно от наличия в ключевой команде проекта талантливых коммерсантов — Ильи Сегаловича в Яндексе и Ратмира Тимашева в Veeam. Были талантливые коммерсанты и в ключевых командах Agnitum, Livetex и Мегаплан.
3. Команда должна дружить с математикой и с математиками
В 85% из выбранных нами компаний основатель (или основатели) имеет математическое образование либо увлекается математикой. Потдверждение этому: Евгений Касперский, Аркадий Волож, Сергей Белоусов, Андрей Баронов — сильные математики, а их компании поддерживают математические факультетов ведущих вузов России.
4. Первая версия должна быть сделана на свои деньги. Финансы должны быть здоровыми на 100%
По такой формуле были созданы первые версии продукта FreshOffice, Parallels, UMI.CMS, Veeam и «Яндекс». Абсолютно здоровые финансы и четкая финансовая дисциплина помогла компании «Битрикс» совершить переход от сервисной к продуктовой модели, а компании Ozon — выжить в жесточайший кризис 1998 года. Наличие работающего бизнеса в смежной сфере либо собственного капитала помогло выпустить первые версии продукта компаниям «Битрикс», Livetex, «Мегаплан», Parallels, UMI.CMS, Unius, Veeam и Яндекс.
5. Хороший вариант — при запуске компании есть заказчик, деньги от которого обеспечивают R&D в продукт
По такой формуле были созданы первые версии продукта ABBYY, AmoCRM, «Битрикс», FreshOffice, Kaspersky, «Мегаплан», Ozon, UMI.CMS, Unius и Яндекс.
6. Проекту полезно совершить «круг почета» по венчурным капиталистам, чтобы получить полезные советы, известность и, возможно, деньги
Эту тактику с успехом применили стартапы 2000-х годов, в том числе Ecwid, FreshOffice, Jelastic, LinguaLeo, Livetex, Ozon и даже «Яндекс», получившие венчурное финансирование от ряда российских и международных фондов.
7. Важно выиграть конкурсы стартапов ради создания своего бренда и известности
Так в нашей подборке поступили Ecwid, Jelastic, LinguaLeo, «Мегаплан», Unius, существенно повысив узнаваемость своих брендов и получив ценную обратную связь от опытных экспертов. Сегодня это нормальная практика для ИТ-стартапов.
8. Для роста и развития проекта следует привлекать экспертов, хотя и не всегда полезно брать в штат людей из крупных компаний
Этот шаг помог FreshOffice, Jelastic, LinguaLeo и Unius для развития их продукта и выбора стратегии выхода на рынок и выстраивания системы продаж.
9. Драйвером развития проекта должно быть не желание заработать денег, а вера в то, что это нужно и полезно
Основатели всех из выбранных проектов в личных интервью в разное время, в той или иной форме признавались, что при запуске своих проектов думали о решении важной проблемы, а не о скором зарабатывании денег. Многие из них не думали о деньгах вообще и не верили, что решаемая ими проблема станет основой для их бизнеса. Яркие примеры — основатель ABBYY Давид Ян и основатель Parallels, Acronis и Runa Capital Сергей Белоусов.
10. Внимательно изучайте ваших конкурентов и находите вашу нишу
За счет внимательного анализа конкурентов и четкой фокусировки добились успеха в условиях жесткой конкуренции Agnitum, AmoCRM, Parallels, Veeam и Яндекс.
11. Принимайте решение о развитии в пользу масштабируемого бизнеса
100% исследованных компаний выбрали продуктовый путь развития после того, как в том или ином виде поработала в модели outsourcing / service provider.
12. Используйте все доступные и уместные способы вовлечения и игрофикации вашего продукта
Боритесь за внимание вашего пользователя! Не отпускайте его. На этом постулате основан успех LinguaLeo и Livetex, обращают особое внимание на эффективное вовлечение своих пользователей в дальнейшее пользование системой FreshOffice и «Мегаплан».
13. Используйте «модные» тренды в решениях дизайна и тарификации, пусть ваш сервис кажется знакомым пользователю
Эту тактику с успехом применяют AmoCRM, Ecwid, FreshOffice, LinguaLeo, Livetex, «Мегаплан», UMI.CMS, Unius и Veeam.
14. Желательно иметь отдушину, которая позволяет не зациклиться на одной теме и замылить взгляд
Основатели таких компаний как ABBYY, Parallels, Veeam и Яндекса — люди с широчайшим кругом интересов. Так Давид Ян помимо ИТ занимается ресторанным бизнесом, Сергей Белоусов поддерживает научные лаборатории, Ратмир Тимашев проводит обучающие курсы для стартаперов, а Аркадий Волож заведует кафедрой «Анализ данных» на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ.
15. Кризис — самое лучшее время для запуска перспективного проекта
Этот тезис подтверждают реальные истории сразу двух волн успешных российских ИТ-стартапов. В 1998 году первые шаги делали Agnitum, Kaspersky, Ozon, Parallels и Яндекс. Сергей Котырев, директор «Битрикc», в интервью признается, что в 1998 году «если бы не кризис — может быть, и не ушел бы» из банка. После кризиса 2009 года стартовали или «выстрелили» AmoCRM, Ecwid, FreshOffice, LinguaLeo и Veeam.
Совет | Выполнило компаний в выборке | Условный Must-Do процент |
Успейте занять растущую нишу, в которой мало кто понимает и мало кто разбирается. | 9 | 60% |
В команде должен быть «коммерс» и «технарь», они не должны лезть в епархии друг друга. | 5 | 30% |
Команда должна дружить с математикой и с математиками. | 12 | 80% |
Первая версия должна быть сделана на свои деньги. Финансы должны быть здоровыми на 100%. | 8 | 50% |
Хороший вариант — при запуске компании есть заказчик, деньги от которого обеспечивают R&D в продукт. | 10 | 70% |
Проекту полезно совершить «круг почета» по венчурным капиталистам, чтобы получить полезные советы, известность и деньги. | 7 | 50% |
Важно выиграть какие-то конкурсы стартапов ради создания своего бренда и известности. | 5 | 30% |
Для роста и развития проекта следует привлекать экспертов, но не всегда полезно брать в штат людей из крупных компаний. | 4 | 25% |
Драйвером развития проекта должно быть не желание заработать денег, а вера в то, что это нужно и полезно. | 16 | 100% |
Внимательно изучайте ваших конкурентов и находите вашу нишу. | 5 | 30% |
Осознанно выбирайте масштабируемую модель бизнеса | 16 | 100% |
Используйте все доступные и уместные способы вовлечения и игрофикации вашего продукта. | 4 | 25% |
Используйте «модные» тренды в решениях дизайна и тарификации, пусть ваш сервис кажется знакомым пользователю. | 9 | 60% |
Желательно иметь отдушину, которая позволяет не зациклиться на одной теме и замылить взгляд. | 4 | 25% |
Кризис — самое лучшее время для запуска перспективного проекта. | 11 | 75% |
Ecwid
Платформа для быстрого создания интернет-магазинов по модели SaaS. Создателями данной платформы являются Руслан Р. Фазлыев и Дмитрий Негода разработчики из Ульяновска, авторы популярного и известного движка для электронной коммерции X-Cart. Основан Эквид на технологии Ajax, в связи с чем его интерфейс является достаточно презентабельным. В добавок ко всему Ecwid почти бесплатен. В третьих его можно встроить на любой сайт как счётчик или блок социальных закладок. Последний факт является его основным преимуществом, так как это действительно удобно. Очень часто, когда сайт уже имеется в наличии, а движок не позволяет создать полноценный магазин или же вообще отсутствует такая возможность, то такой SaaS сервис является весьма полезным. Запуску проекта предшествовал запуск и успешная раскрутка другого сервиса из сегмента e-commerce — проекта X-Cart. После запуска Ecwid эти два проекта стали конкурентами.
Что компания применила из «русского рецепта»:
- решение четкой проблемы — достижение низкой стоимости разработки и владения интернет-магазина
- основатели проекта дружат с математикой
- наличие free версии
- опыт запуска похожего проекта до Ecwid (X-Cart)
- разработка базовой версии продукта за свой счет
- наличие заказчиков, окупавших R&D
- «Круг почета» по ИТ-инвесторам, начиная с Runa Capital
LinguaLeo
LinguaLeo — образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка, построенная на игровой механике. Первоначально русскоязычный сервис локализован для турецкого и бразильского рынка. У LinguaLeo более 10 миллионов зарегистрированных пользователей.
Сервис доступен через приложения для iOS, Android и Windows Phone, как веб-приложение и расширение для браузеров Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и Safari.
Что компания применила из «русского рецепта»:
- Решает нетрадиционную, но актуальную проблему: «люди устали от сухого скучного обучения»
- Активно используется геймификация и другие способы вовлечения
- Популярная, «модная» модель тарификации по курсам, ощущение, будто ты в интернет-магазине
- Минимизация расходов на R&D путем вывоза команды в Тайланд
- Последовательное участие и выигрыш конкурсов стартаперов
- Наличие «запасных аэродромов» — зарубежных рынков
«Мегаплан»
Одна из первых облачных систем комплексной автоматизации бизнеса высокой степени готовности на облачной платформе.
Что компания применила из «русского рецепта»:
- продукт решает четкую проблему неудобные и дорогие системы автоматизации бизнеса. Нужна была одна понятная простая система.
- Мегаплан разрабатывался для большого клиента компании Utinet.
- после выполнения заказа Ютинета компания сознательно отказывается от заказной разработки и следует продуктовой стратегии.
- успешное использование «эффекта платформы» объединения блоков функционала в рамках одной системы
- «модная» и доступная тарификация по модели SaaS
- активная работа с малым и средним бизнесом, которая позволила выйти на крупные внедрения в именитые компании
- основатель — математик (мехмат МГУ)
- активно использовали игрофикацию при первом использовании появляются симпатичные подсказывающие стрелочки, текстовые подсказки, нового пользователя встречает всплывающее обучающее видео
- компания пиарила и продвигала себя, выигрывая конкурсы стартапов
- компания обращала внимание на привлекательность пользовательского интерфейса.
«Яндекс»
Что компания применила из «русского рецепта»:
- Основатель компании отлично дружил с математикой и математиками, привлекая сильных программистов из московских математических вузов;
- До основания Яндекса команда занималась торговым и сервисным бизнесом — компания CompTek, которой руководил Волож, продавала компьютеры и монтировала сетевое оборудование, став к 1999 году одной из лидирующих компаний в РФ в данном сегменте;
- Основатель решал актуальную проблему, связанную с поиском информации в растущем российском сегменте интернета; поисковые машины в то время не отличались совершенством возможностей;
- Первая версия продукта была написана в 1996 в рамках развития компании CompTek и демонстрировалась как рекламный ход на выставке;
- При запуске проекта в команде был талантливый «коммерсант» Илья Сегалович;
- В определенный момент основатель проявил стратегическую дальновидность и не отдал контроля над компанией в обмен на инвесторские деньги;
- Компания сумела успешно конкурировать с мировым гигантом Google за счет детального конкурентного анализа и четкой фокусировки по территориям и функциональным возможностям своего продукта;
- Основатель компании Аркадий Волож помимо бизнеса ведет научную работу, являясь заведующим кафедрой анализа данных МФТИ.