Вот уже три года подряд наша компания, СКБ Контур, проводит для владельцев малого и среднего бизнеса конкурс с соответствующим названием «Я Бизнесмен». Основной этап конкурса проходит, само собой, в интернете. Из года в год его правила слегка корректируются, но в целом неизменны и достаточно просты: необходимо иметь официально зарегистрированный бизнес, снять о нем короткий видеоролик, выложить на странице конкурса и набрать максимум голосов.
Чтобы поставить «лайк» за тот или иной ролик, нужно оставить в форме голосования номер своего мобильного телефона. На него придет СМС с уникальным кодом, с помощью которого можно оставить один голос. С одного номера за время конкурса можно отправить только пять СМС-сообщений.
Сумма призов в основных номинациях конкурса довольно внушительна. Наверное, поэтому непременно находятся участники, готовые ради победы использовать не совсем честные способы для получения голосов. Несмотря на все наши предупреждения, накрутчиков становится больше, а их методы – более технологичными и изящными.
За три года мы смогли составить рейтинг самых популярных методов получения голосов (честных и нечестных). Надеемся, кому-то наша статья поможет сделать конкурсы с голосованием более прозрачными, ну а накрутчикам – определенные выводы.
ТОП-5 нечестных способов
1. Анонимайзер + виртуальный телефонный номер
Этот способ пользовался особой популярностью во время проведения конкурса «Я бизнесмен 2015». Его суть заключается в аренде нескольких виртуальных номеров и использовании прокси-сервера для поддержания уникальности списка IP-адресов проголосовавших. Покупали виртуальные номера в сервисах вроде onlinesim.ru, receivesmsonline.com и т. п. Некоторые конкурсанты откровенно на этом попадались:
Разумеется, вычитать голоса путем поиска подобных манипуляций в открытых источниках было бы неправильно. Поэтому мы тщательно приглядывались к региональной принадлежности телефонных номеров и IP-адресов, с которых проголосовали за ролик.
2. Биржи заданий на рутинную работу
Некоторые конкурсанты размещали на подобных сайтах задания с простым алгоритмом действий для исполнителей. Задания выглядели примерно так:
Источники подобных переходов можно легко посмотреть, к примеру, в Google Analytics:
3. Покупка просмотров ролика
Часть конкурсантов оплачивали не выполнение определенных заданий, а просмотры своего ролика с таргетингом на весь мир. Видимо в надежде, что за ролик проголосуют даже без знания русского языка:
Такие голоса мы тоже вычитали при итоговом подсчете.
4. Сообщения в социальных сетях с обещаниями поделиться призом в случае выигрыша
Некоторые конкурсанты обещали поделиться своим призом или даже целиком отдать его проголосовавшим:
5. Спам-рассылка сообщений в социальных сетях
Некоторые участники рассылали сообщения на случайную (или просто неочевидную нам) выборку пользователей, с которыми не имели никаких социальных связей. Сообщения содержали просьбу проголосовать за определенный ролик и инструкции, как это сделать:
По нашим наблюдениям, сформировалась даже некая группа «помощников», которые находили аккаунты участников в социальных сетях и адресно предлагали накрутку голосов:
Так выглядит пятерка самых популярных способов накрутки голосов. Но гораздо приятнее рассказывать о том, как призывали за себя голосовать «законопослушные» участники.
Как боролись по-честному
1. Социальные сети
Среди честных способов призвать публику проголосовать за свой ролик, разумеется, лидируют социальные сети. Участники размещали сообщения как на своих личных, так и корпоративных страницах, активно репостили и лайкали информацию о конкурсе и даже создавали сообщества:
2. Форумы
Вторым по популярности способом привлечения аудитории были различные тематические форумы. К примеру, один участник (многодетный отец и пчеловод по роду деятельности) на различных форумах создавал сообщения, адаптированные под аудиторию ресурса:
Кстати, именно он и победил в номинации «Интернет-голосование», набрав 3 428 голосов.
3. Корпоративные сайты
Некоторые участники, имеющие собственные корпоративные сайты, размещали на них информацию о конкурсе:
4. Поддержка местных жителей
Каким-то образом некоторые участники договаривались с различными местными региональными порталами о публикации новости с призывом проголосовать за земляка:
Спорные моменты
У одного из участников мы обнаружили «пачки» из 20-30 голосов с разницей в 1-2 минуты. Как позже выяснилось, среди сторонников конкурсанта оказались преподаватели, которые призывали проголосовать своих учеников. Хоть мы и не против подобных способов, но, согласно правилам конкурса, вычесть голоса были не вправе.
Смешные моменты
Один из конкурсантов попросил помощи в голосовании на достаточно известном в узких кругах сайте leprosorium.ru, и вот что из этого вышло.
Само сообщение:
И реакция пользователей:
Итог
По статистике за время проведения всех конкурсов, накруткой воспользовались 46 участников (9 % от общего числа). Всего удалось выявить около 26 800 накрученных голосов (почти 22% от общего числа). По нашим приблизительным оценкам, участники суммарно потратили на накрутку около 80 тысяч рублей и большое количество часов собственного драгоценного времени.
Автор: aaalesha