Представляем данные июньского исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы». Это четвертая регулярная публикация актуальных данных о проникновении социальных медиа по регионам России, поло-возрастной структуре авторов сообщений и степени их активности, на этот раз — по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, впервые в серии исследований публикуются уникальные данные по эмоциональному состоянию пользователей социальных медиа.
Рост проникновения интернета в регионы России сохраняется – 59% взрослого населения России пользуются интернетом (68,7 млн. человек) [1]. Полугодовой прирост аудитории составил 2,2 млн. человек. 80% дневной аудитории русскоязычного интернета проявляют активность в социальных сетях [2].
Первое место по популярности социальных сетей занимает ВКонтакте, посещаемость которой в мае 2014 года выросла до 52,1 млн. человек, второе место у социальной сети «Одноклассники» с месячной аудиторией в 40,8 млн. человек.
* Данные по Twitter экстраполированы, исходя из аудитории за день и неделю
Далее в исследовании приведены данные по «говорящим» пользователям, открыто выражающим свою позицию с помощью публикации открытого контента в социальных медиа. Таких активных авторов в мае 2014 года в России было порядка 35 млн. человек. Они генерируют порядка 32 млн. сообщений в сутки. Активные авторы публичного контента делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы в их зачаточном состоянии.
Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь также лидерские позиции удерживает ВКонтакте. На втором месте по количеству сообщений расположился Twitter.
* Одноклассники - данные по Топ-100 000 групп
** Facebook – оценка снизу
Стоит отметить, что преимущественное использование ВКонтакте специфично для российской аудитории. Короткие сообщения, которые люди по всему миру предпочитают публиковать в Twitter, многие российские авторы размещают в формате статусов ВКонтакте.
Портрет авторов социальных сетей
Данные Brand Analytics по России представлены за май 2014 года. Авторами считаются пользователи, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение в месяц.
ВКонтакте
Ежемесячная аудитория ВКонтакте в мае 2014 года составила 52,1 млн. пользователей, из которых 18,1 млн – активные авторы. 58,8% активных авторов ВКонтакте составляют женщины. В разрезе возрастной структуры авторов преобладает молодежь от 18 до 24 лет — 39% авторов.
Географически наибольшей популярностью ВКонтакте пользуется в Санкт-Петербурге, второе место по проникновению сети занимает Москва.
№ | Регион | Авторов | % от насел. |
Всего по России | 18 100 000 | 12.42 % | |
1 | Санкт-Петербург | 1 711 234 | 34.03 % |
2 | Москва | 2 867 001 | 23.93 % |
3 | Севастополь | 79 890 | 20.81 % |
4 | Мурманская область | 157 651 | 20.20 % |
5 | Республика Карелия | 124 468 | 19.54 % |
… | |||
81 | Еврейская автономная область | 6 261 | 3.63 % |
82 | Карачаево-Черкесская Республика | 12 930 | 2.74 % |
83 | Республика Дагестан | 68 965 | 2.34 % |
84 | Чеченская Республика | 23 297 | 1.76 % |
85 | Республика Ингушетия | 6 143 | 1.39 % |
Одноклассники
Аудитория сети Одноклассники в мае 2014 года составила 40,8 млн. пользователей, из которых 2,5 млн. – активные авторы. Наибольшая часть активной аудитории сети – 63,5% — женского пола. Что касается возрастной структуры в социальной сети Одноклассники – среди активных авторов преобладает группа 24-34 лет.
Одноклассники более популярны в регионах России: наибольшее проникновение зафиксировано в Сахалинской области, Хабаровском и Забайкальском крае.
№ | Регион | Авторов | % от насел. |
Всего по России | 2 568 100 | 1.76 % | |
1 | Сахалинская область | 17 047 | 3.46 % |
2 | Хабаровский край | 43 628 | 3.25 % |
3 | Забайкальский край | 34 237 | 3.13 % |
4 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 44 145 | 2.79 % |
5 | Еврейская автономная область | 4 817 | 2.79 % |
… | |||
81 | Ленинградская область | 9 718 | 0.55 % |
82 | Республика Тыва | 1 487 | 0.48 % |
83 | Республика Татарстан (Татарстан) | 18 455 | 0.48 % |
84 | Вологодская область | 5 346 | 0.45 % |
85 | Республика Карелия | 2 705 | 0.42 % |
Мой Мир
Майская аудитория сети составила 25,9 млн. пользователей, из которых публичную активность проявили 2,3 млн. российских авторов. Здесь классически преобладает женская аудитория (доля женщин в общем числе активных авторов составляет 59,7%). В разрезе возрастной структуры Мой Мир отличается наиболее равномерным распределением. С небольшим преимуществом лидируют категории от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет (по 22% пользователей).
По уровню проникновения «говорящей» аудитории, Мой Мир преобладает в регионах (первое место по проникновению занимает Челябинская область), хотя Москва и Санкт-Петербург также входят в пятерку лидеров (2-е и 5-е места соответственно).
№ | Регион | Авторов | % от насел. |
Всего по России | 2 291 100 | 1.57 % | |
1 | Челябинская область | 147 075 | 4.22 % |
2 | Москва | 402 392 | 3.36 % |
3 | Хабаровский край | 41 679 | 3.11 % |
4 | Приморский край | 55 033 | 2.83 % |
5 | Санкт-Петербург | 135 999 | 2.70 % |
… | |||
81 | Республика Тыва | 1 108 | 0.36 % |
82 | Республика Калмыкия | 983 | 0.35 % |
83 | Чеченская Республика | 4 065 | 0.31 % |
84 | Республика Дагестан | 7 709 | 0.26 % |
85 | Республика Ингушетия | 621 | 0.14 % |
Российская аудитория Facebook в мае 2014 года составила 23,4 млн. пользователей, из которых млн. – активные авторы. Здесь преобладание женской активной аудитории зафиксировано на уровне в 54,2%. По возрастному распределению, в Facebook преобладают авторы 25-34 лет – 40% и 35-44 лет – 29%.
Аудитория Twitter в мае 2014 г. составила 8,3 млн. пользователей, активных авторов из них – 1,7 млн. человек. Среди активной аудитории Твиттера так же преобладают активные авторы женского пола — 54,2%. Географический срез демонстрирует наибольшую публичную активность жителей двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.
№ | Регион | Авторов | % от насел. |
Всего по России | 1 728 500 | 1.19 % | |
1 | Санкт-Петербург | 161 761 | 3.22 % |
2 | Москва | 377 111 | 3.15 % |
3 | Чукотский автономный округ | 1 284 | 2.53 % |
4 | Калининградская область | 18 766 | 1.97 % |
5 | Новосибирская область | 48 901 | 1.80 % |
… | |||
81 | Кабардино-Балкарская Республика | 1 936 | 0.23 % |
82 | Республика Ингушетия | 955 | 0.22 % |
83 | Карачаево-Черкесская Республика | 876 | 0.19 % |
84 | Чеченская Республика | 2 182 | 0.16 % |
85 | Республика Дагестан | 4 475 | 0.15 % |
LiveJournal
Месячная аудитория Живого Журнале в мае 2014 г. составила 18,3 млн. пользователей, из которых посты публиковали всего 180 тысяч авторов. При этом, Живой Журнал – самый «мужской» ресурс: доля мужчин в общем числе авторов составила 53,5%. Что касается возраста авторов – всего 4% из них моложе 25 лет, преобладают же группы 25-34 лет и 35-44 лет, доля которых составляет 41% и 35% соответственно.
Эмоциональное состояние пользователей социальных медиа
Портрет активных авторов соцсетей был бы не полным без изучения их эмоционального состояния[4]. Самой позитивной социальной сетью в мае 2014 года стал Мой Мир (84% позитивно окрашенных сообщений), с небольшим отставанием за ним следует ВКонтакте (82% положительных сообщений). Социальные сети Одноклассники и Facebook расположились в середине рейтинга с одинаковой долей позитивного контента в 74%. Больше всего негатива было зафиксировано в Twitter и в Живом Журнале (треть всех публикаций имеют негативную тональность). Не может не радовать, что позитивные эмоции преобладают во всех социальных медиа.
Актуальные тренды лета-2014
В целом, тренды лета-2014 в социальных медиа продолжают зимние тенденции. Проникновение различных сетей географически неоднородно: ВКонтакте и Twitter преобладают в Москве и в Санкт-Петербурге, а Одноклассники и Мой Мир пользуются большей популярностью в регионах России. Социальные медиа продолжают захватывать в свои сети все больше пользователей, которые активно создают контент: рассказывают о себе, обсуждают новости, а также делают обзоры на различные товары и услуги.
Однако, в некоторых социальных сетях портрет активных авторов летом 2014 г. изменился. Так, по сравнению с зимой 2013-2014 г. в Twitter увеличилась доля авторов мужского пола, а в LiveJournal увеличилась доля авторов старше 45 лет — 12% до 21%. «Говорящая» аудитория сети Мой Мир, напротив, помолодела – здесь доля авторов старше 45 лет снизилась с 29% до 16%.
Самой приятной новостью стал результат исследования эмоционального состояния активных авторов социальных медиа. Несмотря на стереотип о том, что в социальных медиа России царит негативная атмосфера, на практике выяснилось, что абсолютно во всех социальных сетях преобладают позитивные сообщения.
Исследование «Социальные сети в России, лето 2014»в формате презентации можно скачать на SlideShare здесь.
[1] ФОМ, февраль 2014
[2] TNS Web Indeх, февраль 2013
[3] Процент активных авторов — количество авторов, деленное на количество жителей региона. Учитывались уникальные авторы, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение за месяц
[4] Методология: были проанализированы русскоязычные сообщения, выражающие эмоции авторов от первого лица в настоящем времени. Так, позитивные сообщения идентифицировались выражениями типа «я люблю», «обожаю», а негативные — «я ненавижу», «меня раздражает» и пр. Сумма позитивных и негативных эмоций в каждой социальной сети принята за 100%. Для определения сообщений соответствующих вышеперечисленным критериям за указанный период времени было проанализировано 420 млн. сообщений от 35 млн. авторов.
Автор: CvetKomm