Преамбула
Сейчас выпускается много статей, пытающихся проанализировать рецепты создания успешной игры. Часто на первое место ставится «уникальность». Легко сказать, но сложно сделать, да и существует достаточно примеров, когда качественный клон проносился роковой стрелой в спину пионеров-создателей. Проблема клонов в том, что их сложно продвигать, особенно в журналистской среде. Последние вообще часто отказываются писать обзор, аргументируя тем, что игра не несет рынку ничего нового. В данной статье я хочу рассказать о нетривиальном, но более чем успешном опыте продвижения созданного нами же клона Angry Birds. Дело было несколько лет назад на j2me, но в данном случае идея важнее давности лет и платформы.
Стратегия
В 2010 году игра Angry Birds стала лидером-вдохновителем для разработчиков, каждую неделю в мир выходила новая вариация «злобных птичек». Мы пристально следили за планами Rovio по портированию игры на другие платформы и поняли, что если мы быстро перенесем их хитовый геймплей на Java телефоны, то сможем опередить их на этой тогда еще очень прибыльной платформе.
Проблемы
Тем не менее, мы понимали, что скорее всего, мы не одни такие умные, и какая-нибудь большая игровая студия, с которой нам будет трудно конкурировать, уже вовсю рисует свою версию игры для j2me. В дальнейшем так и вышло: один из лидиров мобильного рынка опередил нас с выпуском ровно на неделю.
Другой проблемой мы видели усталость рынка от аналогов Angry Birds: журналистам так надоели бесконечные клоны игры, что шансы опубликовать пресс-релиз хоть где-нибудь приближались к нулю. Нам нужно было хорошее конкурентное преимущество, какая-та свежая маркетинговая идея, и мы ее нашли.
Тактика
Клон всегда останется клоном, как его ни назови, но куда интереснее и перспективнее заниматься не прямым плагиатом, а делать пародию. В Angry Birds «плохими парнями» являются свиньи, а птички, в общем-то, положительные герои, просто решительно настроенные. Мы же решили показать миру их темную сторону. Тут же родилась идея кампании по продвижению игры: сеять анти-angry_birds настроения и показывать, что все зло в мире от знаменитых пернатых.
Маркетинговая кампания
За основу мы взяли стратегию вирусного маркетинга. Мы создали вымышленную организацию Wikibirds (аналог Wikileaks), которая осуждала всеобщую angry_birds –манию и была решительно и бескомпромиссно настроена.
Для привлечения внимания журналистов и потенциальных дистрибуторов игры использовались Facebook и Twitter, как наиболее популярные и современные средства для координации революций (как это происходило в то время, например, при волнениях в Египте, Тунисе и при массовых беспорядках в Лондоне).
Под видом организации за освобождение мира от «злых птиц» мы предложили ведущим game-журналистам поучаствовать в нашей борьбе, став нашими подписчиками в Twitter и войдя в нашу группу в Facebook. Анти- angry_birds настроения большинству журналистов пришлись по душе, и участие в ни в чём не обязывающей акции воспринялось ими как глоток свежего воздуха посреди огромной птицефермы. Фолловеров было не то, чтобы очень много, но большинство тех, кто нам был нужен, мы заинтересовали.
В социальных сетях мы регулярно публиковали картинки-шаржи на злых птичек. В каждой такой работе было зашифровано по одной букве, из которых, в конечном итоге, можно было составить название нашей игры. Также был опубликован видеоролик, высмеивающий Angry Birds, и, судя по тому, что через несколько дней он был удалён с портала Youtube с пометкой «по просьбе правообладателя», наши «старания» были замечены даже в Rovio. После завершения кампании так же были закрыты страницы Facebook и Twitter.
В день релиза всем нашим подписчикам было объявлено, что оружие против Angry Birds создано, и это наша игра.
Результаты
Результатом кампании стала публикация множества обзоров игры на российских и зарубежных порталах, где наша игра удостаивалась положительных оценок и лестных отзывов и даже попала в пятерку лучших игр мая 2011 по версии портала
KnowYourMobile. Партнеры с радостью брали игру на свои каналы, и даже конкурентный продукт от гиганта рынка, появившийся на j2me одновременно с нашим, не стал нам помехой в размещении на титулах off- и on-порталов.
Послесловие
Использование вирусного маркетинга для продвижения продуктов – вещь не новая и в чём-то даже обыденная, но это отличный инструмент для продвижения мобильных игр. На саму кампанию было потрачено минимум средств и сил: ей занималось всего два человека, которые уделяли на акцию лишь час в день, используя только Twitter, Facebook, Youtube и Photoshop. Мы воспользовались всеобщей истерией вокруг ресурса Wikileaks, злободневность темы отлично легла на вирусную составляющую нашей акции: информация о Wikibirds распространялась без нашего участия, мы лишь поддерживали и подогревали интерес публикациями смешных картинок и видео в социальных сетях.
На выходе мы получили отличный результат, как по освещению игры в электронных СМИ, так и по количеству продаж, оправдавший наши ожидания на все 100%. А данная акция в 2011 году получила первый приз в одном из конкурсов по маркетинговым мобильным кампаниям года.
Надеюсь, наш опыт вдохновит кого-нибудь на свои маркетинговые кампании. Удачи!
Автор: Ineshi