Заместитель председателя Верховного суда России Владимир Давыдов
Сегодня стало известно о постановлении пленума Верхновного суда РФ, уточнившего процедуру рассмотрения дел экстремистской направленности, включая репосты и лайки в социальных сетях. «Коммерсант» сообщает, что судьям теперь предлагается выяснять, был ли у обвиняемого прямой умысел на возбуждение ненависти и вражды. Кроме того, судьи должны оценивать, насколько размещение спорной информации было общественно опасна.
По мнению зампредседателя Верховного суда РФ, нынешняя судебная практика нуждается в корректировке. Пленум принял поправки в постановление пленума ВС РФ от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В целом, суть поправок можно пояснить одной из фраз речи Давыдова: «Факт размещения экстремистской информации, репоста или тем более какие-то лайки не могут стать основанием для возбуждения уголовного дела».
В постановлении говорилось также, что мониторинг правоприменения по делам с лайками и репостами ведется с 2016 года. В указанном году были выявлены некоторые проблемы и внесены соответствующие корректировки. Прошло два года, и теперь зампред считает, что пришло время вернуться к этому постановлению.
Согласно новым правилам, сразу же после возбуждения уголовного дела по статье 282 (возбуждение ненависти или вражды) фигурант может подать жалобу. В этом случае судьям предлагается тщательно проверять наличие не только повода, но и основания для возбуждения уголовного дела. К нему относится не только факт размещения информации, но и любые другие сведения, которые указывают на общественную опасность деяния и его мотив.
Кроме того, пленум ВС напомнил, что для квалификации преступления по указанной статье необходимо установить, что гражданин осознавал направленность своего деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имел цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека. Чтобы судьи хорошо понимали, на что требуется обращать внимание при уточнении умысла и цели, пленум ВС помог разобраться в этом, перечислив критерии.
В частности, судьям придется учитывать форму и содержание размещенной информации, контекст, комментарии автора и другое его выражение отношения, факт создания или репоста. Кроме того, изучать необходимо содержание всей страницы пользователя в интернете, сведения о деятельности пользователя как до, так и после размещения информации, включая попытки расширить аудиторию.
Один из приоритетов — изучение личности обвиняемого, включая данные о приверженности его к радикальной идеологии, участии в экстремистских сообществах, привлечении к административной или уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Более того, пленум ВС выделил необходимость оценивать характер и степень общественной опасности.
Если, к примеру, репост экстремистской информации был сделан пользователем интернета, у которого мало друзей в социальной сети либо же никто не отреагировал на размещенное сообщение, то судьи могут решить, что это деяние малозначительно и не представляет общественной опасности. К сожалению, точных критериев относительно числа друзей обвиняемого в соцсети или их реакции на репост нет. «Мы попытались уточнить универсальные критерии для того, чтобы отличить преступление от не преступления. Но в каждом деле будут свои обстоятельства», — заявил представитель ВС.
Что касается выводов экспертов, то они теряют свою силу — пленум постановил, что заключение эксперта не может иметь заранее установленной силы, а также не обладает преимуществом перед другими доказательствами.
Постановление пленума позволит уже осужденным за репосты и лайки подать заявление на пересмотр дел. Правда, это можно будет сделать только в том случае, если можно установить, что «устоявшееся судебное решение не отвечает критериям».
По данным Верховного суда РФ, в прошлом году за преступления экстремистской направленности осудили 783 человека. Из них около 580 — по ст. 282, большинство — за публикации в сети. Троих обвиняемых удалось оправдать, в отношении 86 человек дела были прекращены, к 13 гражданам применили меры медицинского характера. С 2011 года количество осужденных в России по так называемым «экстремистским» статьям Уголовного кодекса выросло в четыре раза. Среди прочих обвинений — призывы к насилию, возбуждение вражды и розни, организация экстремистского сообщества.
Что касается экспертов, то по их мнению, объективных причин для увеличения показателей нет. В МВД признают наличие ошибочных судебных решений по «экстремистским» статьям, однако заявляю, что к ответственности привлекаются в основном те, кто вредит и раскачивает ситуацию в стране.
Автор: marks