Сервис зацикленных видео COUB – одна из первых площадок, которая начала использовать наши технологии для персонализации сайта. Основатель сервиса Михаил Табунов рассказал, как устроен COUB и почему не надо делать свою рекомендательную систему, когда есть Relap.io.
О чем говорили:
- Как COUB перестал делать свою рекомендательную систему и почему не советует делать ее остальным.
- Как делать спецпроекты на 1 миллион охвата на сайте, где контент генерируют пользователи.
- Люди делятся тем, что создают. Как юзеры взяли на себя продвижение COUB.
- Почему новые сервисы для планирования не могут победить Exel.
- Где искать идеи и кого читать.
Relap.io сейчас формирует весь блок рекомендаций под коубами. Почему вы не сделали свою рекомендательную систему?
На самом деле мы её сделали, и даже было несколько версий. Когда решили сравнить конверсию с Relap, то оказалось, что Relap дает в два раза больше переходов по рекомендациям. Мы пробовали несколько алгоритмов: ставили похожие по тегам коубы, самый «горячий» контент и контент, который похож по содержимому. В результате у нашего алгоритма было максимум 25% конверсии, а у Relap доходило до 50%.
В целом, хороший рекомендательный алгоритм довольно сложно сделать. Непонятно, какие есть лучшие практики. Если разрабатывать самостоятельно, то приходится набивать все шишки с нуля. Не у каждого проекта найдутся на это ресурсы.
Вот как выглядят рекомендации Relap у нас на сайте:
Как зарабатывает Coub?
Мы, как и другие медиапроекты, зарабатываем на рекламе. Есть несколько основных рекламных форматов, начиная со спецпроектов на сайте и заканчивая медийной рекламой в плеере.
Какой рекламный формат приносит больше денег?
Трудно сказать, потому что есть большая сезонность. В конце года лидируют спецпроекты, в остальном медийная реклама.
Спецпроекты вы как делаете? Ведь контент на сайте создают сами пользователи?
Спецпроекты почти всегда завязаны на нашу виральность и сгенерированный пользователями контент. Самая популярная механика — когда из видео бренда наши пользователи делают коубы. Из рекламы, трейлеров к фильмам, чего угодно. Пользователь заходит в видеоредактор, видит брендинг, на котором кратко описано, что нужно делать, участвует и выигрывает приз. Такой проект за неделю может собрать больше миллиона просмотров коубов.
Если у бренда видео нет, то мы придумываем что-то ещё. Например, для Samsung Galaxy A мы делали проект, где основной задачей было рассказать о том, что Samsung выпустила первый телефон в металлическом корпусе. Пользователи делали коубы на тему металла. Металла, как музыки, как материала, без разницы.
Вообще, спецпроект — это, в первую очередь, про вовлечение нашей креативной аудитории. Поэтому проекты могут быть анонсированы кучей разных способов, от брендинга редактора до overlay в embed и почтовых рассылок. Охват анонсирования может достигать нескольких миллионов пользователей в день.
Люди, которые делают коубы постоянно — ядро аудитории. Как вы его обозначаете и измеряете?
По количеству человек, которые сделали хотя бы один коуб за прошедший месяц. Это приблизительно 40−50 тысяч человек. А вся аудитория Coub — 50−55 млн.
А по возрасту, кто больше всего к вам приходит?
Самая большая группа у нас — 25−34 года. За ними идет 18−24 года. В основном мужчины.
Как вы привлекаете новую аудиторию и продвигаете сервис?
Весь проект работает на виральности. Пользователи делают виральный контент, который становится массовым и тем самым приводит ещё больше пользователей. Поэтому сейчас наши основные силы по продвижению сосредоточены на развитии комьюнити, которое этот контент делает. Мы делаем процесс создания коубов проще и даём больше инструментов для видеомонтажа. Пользователи это любят и создают всё больше.
Разрабатывали ли вы какие-то механики или интерфейсные решения, которые подталкивают пользователя создать коуб самому?
Создание контента для пользователя — это очень большой напряг. Мы всеми силами его пытаемся упростить, чтобы людям было комфортно пробовать. Вообще, у нас два основных барьера перед созданием контента:
- Из чего делать коуб.
- Как его отредактировать так, чтобы было круто.
Поиск видео мы упростили по максимуму. Если ты не хочешь ничего искать, то можешь просто взять чужой коб, чуть-чуть его изменить и сделать свой. Идеальный мемогенератор. С редактированием видео всё сложнее, потому что, как ни крути, в этом тебе надо потратить время, чтобы разобраться. Тут, опять же, разные улучшения редактора могут помочь пользователю разобраться, как это всё работает.
Вообще, конвертировать пользователя, который только потребляет контент, в создающего — дело очень хлопотное и муторное. Если человек загорится и вольётся в комьюнити — то он сконвертируется, если нет — то сделает один-два коуба и бросит.
Откуда больше всего аудитории приходит?
Конечно, из соцсетей. В основном из «ВКонтакте» и немного из Facebook. Ещё много приходит из равзлекательных блогов, типа Pikabu, Yaplakal и Fiski.net.
Какой твой самый любимый коуб?
Коуба нет, зато есть любимый раздел. Random. Туда попадает лучшее из лучшего, в случайном порядке. Залипнуть можно гарантированно, вот ссылка.
А ты сам делаешь коубы?
Я руковожу разработкой и проверяю все фичи, которые идут в релиз. Поэтому у меня куча отладочного контента. Это уже стало своеобразным мемом на сайте. Например, последний отладочный коуб набрал 28 лайков.
Из смешного, я сделал крутой коуб первого января. Встал с утра, выпил водки, съел бутерброд с икрой и родил вот этого монстра.
Вы как-то целенаправленно распространяете коубы в соцсетях?
Мы ведём только официальные страницы во «Вконтакте», Facebook и Twitter. В остальном дистрибуция происходит автоматически, за счёт виральности.
Часто ещё бывает, что люди, которые делают коубы, сами их и публикуют. Кто-то ведёт сообщества во «ВКонтакте», кто-то пишет статьи. Есть человек, который на «Серебряном дожде» работает SMM-менеджером и фигачит коубы. Супервиральные видео расходятся очень быстро, — за два дня может быть 4 млн просмотров.
Вы их не пушите, не вливаете деньги?
Нет. Группа растет органически. Уже за миллион перевалила.
У вас есть человек, который занимается соцсетями?
Да, есть, но он не только соцсетями занимается. У нас есть редакция, которая отвечает за контент в целом: они находят хорошие коубы и ставят в правильные места на сайте, чтобы нашим пользователям было что посмотреть.
Из скольки человек состоит редакция?
Два штатных сотрудника и два-три фрилансера, которые им помогают.
Какими сервисами пользуетесь в работе для общения и задач?
Для тасктрекинга мы используем Jira и Trello. Всё что касается разработки — в Jira, остальное в Trello. Что касается общения, то где-то с год назад мы мощно подсели на Slack. Я сначала упрямился, но до сих пор радуюсь. Он позволяет выстроить эффективную коммуникацию в команде, и это сильно экономит всем время. Поток почты сократился раза в три.
Ещё хочу сказать кое-что всем, кто присматривается или только перешёл на Slack. Он просто создан для интеграции со всякими остальными сервисами. Возьмем Jira, к примеру. Гораздо проще написать сообщением таск и отправить, чем открывать Jira, искать кнопку Create Issue и разбираться, куда чего писать. Я написал специального бота, с помощью которого ты можешь из любой дискуссии в Slack записать задачу.
Управлять чем-то через мессенджер оказалось так удобно, что через этого же бота я автоматизировал релиз-процесс. Есть специальный канал #ops, туда пишешь: bot deploy prod — и автоматически раскатывается новый релиз. Туда же пишутся все события из мониторинга. Сразу видно, если что-то сломалось. Плюс вся история тоже там хранится.
За какими сервисами наблюдаете, у кого перенимаете опыт и идеи?
Я подписан на много блогов в Feedly (RSS-ридер) и стараюсь регулярно всё читать по четвергам. Это занимает два-три часа, зато я в курсе всего важного. Хорошие мысли заношу в табличку под названием Ideas.
Еще стараюсь читать по книжке в неделю, там вообще клад.
Почему для идей табличка, а не какой-нибудь Trello?
В Trello неудобно работать, когда у тебя в колонке 300 задач. А у меня в одном списке там где-то около 500. И я регулярно с ним что-то делаю: обновляю, дополняю, и так далее.
Кого читаешь в RSS?
У меня четыре папки:
- Стартап-новости. Из Америки, Азии, Австралии и Европы. Блогов 10−20 всего. Обычно если появляется какой-то крутой проект с прорывными идеями, то где-то о нём точно напишут.
- Блоги венчурных фондов. Очень интересно читать аналитические отчеты, например о KPCB. Обычно у фондов много экспертизы и ресурсов, чтобы делать хорошие исследования.
- Про технологии. Там у меня Hacker News, MIT Technology Review и ещё несколько.
- Про бизнес в целом. Тут вообще помойка из блогов всяких бизнес-консультантов и сайтов типа psfk.com (которые публикуют по одной идее в день). Они пишут про всякие до тупизны прикольные идеи. Типа квадрокоптеров для селфи.
В Feedly вообще есть собственный каталог фидов, и обычно они ставят туда только проверенное. Всем рекомендую посмотреть.
Что ты из книг посоветуешь про менеджмент?
Каких-то мегакрутых книг по менеджменту не существует, как мне кажется. Они все очень занудные и скучные.
По теории менеджмента всем советую Питера Друкера. Это американский бизнес-консультант, один из первых, кто начал подходить к менеджменту научно. Там он пишет о том, кто вообще такой менеджер, что он должен делать каждый день и как должен принимать решения. В целом, почитать стоит, но это очень занудно.
По производственному менеджменту очень рекомендую две книжки:
- «Бережливое производство». Очень крутая книга про несколько крупных заводов. Их проблемы, организацию процессов и в целом производственную культуру.
- «Цель». В очень красивом виде изложены основные идеи бережливого производства.
Читать очень интересно. Как минимум потому что они основаны на реальных предприятиях, с реальными проблемами и людьми.
Автор: Surfingbird