Совместное использование ресурсов, как и построенная на этом принципе экономика, в последние годы получают всё более широкое распространение. Особенно сильна эта тенденция в частном секторе.
Тем временем городские администрации по всему миру и крупные компании, работающие в государственном секторе, столкнулись с тенденциями совсем иного рода: с сокращением бюджетов, технологическими инновациями и со всё более разнообразными потребностями самих горожан. Всё это требует пересмотра традиционного подхода к городскому планированию.
И несмотря на какие-то успехи частного сектора с точки зрения совместного потребления ресурсов и использования инфраструктуры, государственные структуры в этом отношении являются оплотом консерватизма. Причина кроется, в основном, в неосведомлённости чиновников относительно инноваций и преимуществ, предоставляемых экономикой совместного потребления.
Сегодня трудновато будет найти город, чья администрация заключила партнёрство с компаниями, чей бизнес построен на совместном потреблении. В подавляющем большинстве случаев городские преобразования базируются на традиционных моделях. И это можно понять: правила и традиции, на которые ориентируются большинство компаний, были выработаны в условиях реалий массового потребления и главенства частной собственности. В те времена просто не существовало многих современных технологий, поэтому они зачастую не соответствуют текущей нормативной базе. Более того, регуляторам приходится соблюдать баланс между желаниями населения, чиновников и основных игроков на рынке, чтобы поддерживать инновации и сохранять приемлемый уровень безопасности.
Тем не менее, чаще всего это приводит к существующему положению вещей, которое далеко от оптимального для городов в целом. Обычно помехой становятся основные задачи, стоящие перед муниципалитетами: инвестирование в местную экономику, развитие предпринимательства и повышение эффективности потребления ресурсов. Всё это приводит к различным конфликтам, которые зачастую решаются довольно неуклюже. В качестве примера можно привести произошедшую несколько месяцев назад историю с судебным решением относительно деятельности Airbnb в Нью-Йорке, в результате которой компания, путешественники и многие владельцы жилья оказались в состоянии неопределённости. Поэтому многие горожане сейчас сталкиваются с запретами на ведение бизнеса, связанного с совместным использованием — от сдачи комнаты в своей квартире до совместного использования арендованного автомобиля.
Но насколько было бы лучше, если бы чиновники городских администраций осознали, какие выгоды можно получить от применения моделей совместного использования, вместо выпуска судебных и законодательных запретов. Представим себе город, в котором жители могут эффективно и безопасно использовать совместно любое имущество, ресурсы и объекты инфраструктуры, — от помещений до автомобилей, профессиональных навыков и коммуникаций, — ради создания более комфортабельных, чистых и здоровых условий проживания.
Города, которые начнут внедрять у себя эту модель, создадут мощные и эффективные решения, которые позволят в лучшую сторону изменить такие аспекты городской жизни, как транспорт, рынок труда, образование, туризм, торговля продуктами питания и многие другие сферы.
Мэры станут править миром
Роль местных лидеров и местных подходов к решению различных вопросов будет возрастать. Признаки подобной тенденции уже можно наблюдать в различных мегаполисах мира. Конечно, далеко не во всех странах, но всё же. Возможно, к середине века главными властными фигурами будут не президенты и премьер-министры, а главы городов. Те, которые будут активно поддерживать преобразовательные процессы. Ситуация в каждом городе уникальна, но наиболее успешные города смогут вырабатывать подходы и схемы, которые другие смогут перенимать и адаптировать, подстраивать, масштабировать.
Посмотрите выступление Бенджамина Барбера на сцене TED Talks, в котором он убедительно рассказывает, почему именно мэрам городов следует править миром в будущем. Ту же точку зрения поддерживают проекты Recilient Cities (Фонд Рокфеллера) и Mayors Challenge (Bloomberg Philantropies).
Сегодня города лишь делают первые шаги в экономике совместного использования. И успехи у всех очень разные. В конце 2012 года мэр Сеула Парк Вон Сун (Park Won Soon) описал своё видение того, как столица Южной Кореи станет одним из лидеров среди Shareable Cities, «городов совместного использования». Там же он предложил исчерпывающий стратегический план, как этого добиться. Летом 2013 мэры 15 американских городов подписали резолюцию, в которой объявили о поддержке экономики совместного использования. Конечно, «обещать — не значит жениться», так что хорошо бы ещё подкрепить заявления делами.
Город как ресурсоэффективная социальная модель
Концепция совместного потребления подразумевает освоение неиспользуемых (недоиспользуемых) возможностей городской инфраструктуры и имущества. Когда что-то простаивает без толку или используется не целиком, то это приводит к недополученной прибыли и росту затрат. «Ресурсы» означает не просто деньги, машины и здания, в это понятие включены также наши навыки и умения, общественные места, крыши зданий, парковки и многое другое.
В любом городе какая-то доля ресурсов остаётся незадействованной, причём в любом виде ресурсов. Но в большинстве случаев это неочевидно, потому об этом мало кто задумывается. Например, об автомобилях, стоящих на стоянке по 23 часа в сутки. Об офисах, которые пустуют 70% времени. В том числе и о принадлежащих городу объектах и коммуникациях, которые практически никогда не используются на полную катушку. Но расходы на их содержание не становятся меньше.
Задействование неиспользуемых ресурсов не потребует больших инвестиций в инфраструктуру или перестройки имеющихся систем. Города могут экономить средства и получать дополнительную прибыль просто в результате боле полного и эффективного использования имеющегося имущества. Кроме того, это может привести к улучшению ситуации в не самых благополучных районах, активно вовлекая жителей в совместное использование, тем самым создавая и укрепляя социальные связи.
Городское планирование с человеческим лицом
На протяжении десятилетий главным девизом прогрессивных городов был «Новый урбанизм». Главными вдохновителями были архитекторы и другие причастные лица. Центральной установкой было создание пешеходных зон, придерживание принципов экостроительства и создания интегрированной инфраструктуры. В самом деле, пешеходные зоны и сертификация «Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании» (LEED) являются важными ингредиентами городского благополучия. Но их одних недостаточно для успешного развития городов. Причина тому — отсутствие вовлечённости самих жителей, недостаток человеческого фактора в хорошем смысле слова. Все эти решения не стимулируют взаимодействие членов сообщества, а значит и не облегчает задачу внедрения принципов совместного использования чего-либо.
Главное предназначение городов — обеспечить комфортное проживание. Необходимо активно создавать объекты и инфраструктуру небольшого масштаба, которые будут поощрять и воспитывать в нас расширение социальных связей. А именно от них зависит жизнеспособность моделей совместного использования, от коворкингов вместо традиционных офисов до заботы о соседских садах и огородах. «Города совместного использования» будут построены на прочных и тесных связях с другими жителями и материальным окружением.
Города будущего
Модели совместного использования доступны для поселений любого размера, от посёлков для мегаполисов. Это увеличит эффективность и гибкость работы городских служб, обеспечит устойчивый рост, будет способствовать развитию местной экономики, привлечению инвестиций и внедрению инноваций. Конечно, в каждом случае необходим свой, индивидуальный подход, как выше уже было отмечено. Но принципы и драйверы везде будут одни и те же: активное взаимодействие между жителями и задействование неиспользуемых ресурсов.
Но это простое и эффективное решение требует определённого сдвига в
Автор: AirbnbHabr