Всем привет! Меня зовут Оля, и я психолог.
Imagine Cup – это технологический конкурс компании Microsoft, в котором команды, состоящие из студентов или аспирантов, представляют свои идеи и прототипы проектов. О нашем участии в IC я и расскажу.
Как психологи попадают на Imagine Cup
Мне повезло, мой парень – программист, и три года назад я узнала об IC именно от него и подумала: «А почему бы и не поучаствовать?» — это было что-то новое для меня, и я решилась.
Первый раз мы поучаствовали в IC в 2012. Я организовала две команды, в которых психологов было больше, чем программистов, но, не смотря ни на что, мы представили прототипы приложений для Windows Phone:
“BeMom” — познавательные игры для беременных, с помощью которых девушка узнает, что происходит с ней на каждой неделе беременности.
“KIWI” — приложение, которое подбирает актуальные афоризмы, анализируя странички в социальных сетях, и осуществляет психологическую помощь
Наши игры для беременных получили приз зрительских симпатий, а афоризмы – первое место в региональном финале в г. Томске – неплохое начало.
На фото – наши команды с парнями из Томска.
На тот момент мы мало представляли, зачем мы делаем эти проекты, мы просто хотели поучаствовать в интересном конкурсе. С одним проектом мы поехали на Российский финал IC в Москву, было весело, мы заблудились в ночном городе, поссорились друг с другом, помирились, выступили, познакомились с кучей интересных людей, опоздали на самолет и сутки прожили в аэропорту.
Но, как это часто бывает, после конкурса проект с афоризмами благополучно заглох.
А вот беременных мы не бросили, нам хотелось улучшить идею и сделать самые прикольные и познавательные игры для них. На одном мероприятии, как ни странно, в Иркутске, нашем родном городе, мы встретили Гайдара Магданурова и рассказали ему о своей идее. Он посоветовал нам элементарную вещь, о которой мы почему-то не подумали: СПРОСИТЬ беременных, что им нужно!
Так мы выяснили, что беременные – достаточно прагматичные люди, и их главная проблема – невозможность общаться с врачом в любое время суток.
В 2013 мы участвовали в Imagine Cup уже более осознанно, с проектом приложения, которое помогает решить эту проблему. Мы заняли 3 место в региональном финале во Владивостоке и уже подумывали о том, чтобы заняться этим серьезнее и сделать из нашего вялотекущего проекта стартап.
Мы даже съездили на Селигер с этим проектом и выяснили очередную элементарную вещь: чтобы проект стал стартапом, нужно узнать, будут ли люди за это ПЛАТИТЬ.
Мы ходили к беременным, показывали прототип, устраивали обсуждения, и оказалось, что, в принципе, общаться с врачом можно и бесплатно, и платить за это они не готовы. Бизнес-модель нужно было менять, но на тот момент мы не придумали ничего стоящего и временно заморозили работу над проектом.
Новая идея
Идея пришла сама – вместе с людьми, которым это было нужно.
Надо сказать, что кроме проекта BeMom, я уже довольно долгое время администрирую наше сообщество Тыжпсихолог!, это юмористический паблик в vk, у которого уже почти 40К подписчиков. Часто психологи просят разместить их объявления о поиске людей для исследований, но я не могу размещать такие объявления, потому что это не тот контент, который подписчики ждут от юмористического паблика. Однако, стало понятно, что есть проблема: психологи ищут людей для своих исследований и совершенно не знают, где их взять.
Я и сама пишу диплом, опять же, о беременных. Где я ищу людей для исследования? Прихожу в организацию, где их много, например, в перинатальный центр, и прошу, просто умоляю этих женщин пройти тесты, ведь «ну очень надо». Мне неловко, я трачу чужое время. А женщины – ладно, так уж и быть, соглашаются, но не все и не очень охотно.
А с другой стороны, существуют люди, которым интересна психология, они стремятся познавать себя, но не знакомы с психологами, которые могут им качественно в этом помочь. В результате, они ищут тесты в интернете и находят вот что:
Выглядит знакомо?
Кризис среднего возраста в 25 лет? Уровень
Или вот, еще хуже.
Интересно, а процент жира и процент мышц тоже психологические?
В общем, разного псевдопсихологического бреда в интернете очень много.
Так почему бы не наладить взаимовыгодное сотрудничество?
Так мы придумали идею, которой занимаемся сейчас.
FreudZone – это онлайн платформа которая помогает психологам-исследователям и любителям тестов встретиться и помочь друг другу.
Для психологов-исследователей это возможность находить людей для исследований, создавать тесты с помощью специального конструктора и автоматически обрабатывать результаты, ведь считать кучу тестов вручную не очень-то весело, а конструкторы опросов чаще всего не совсем подходят для психологических тестов.
Любителям тестов проект помогает познавать себя качественно, без психологического процента мышц и прочих ужасов интернета, получать обоснованные результаты и консультацию психолога в режиме онлайн, делиться результатами теста в социальных сетях.
Выглядит вроде бы как и нужно, и актуально, но у нас возникали вопросы: а вдруг людей все устраивает, может быть, они не хотят познавать себя качественно и достоверно? Может быть, им достаточно психологического возраста и веса?
Чтобы проверить, нужен ли наш проект кому-то кроме нас самих, мы провели эксперимент – создали паблик FreudZone, который на элементарном уровне решает задачу нашего сервиса – помогает встретиться психологам-исследователям и людям, которым интересно проходить психологические тесты.
Здесь психологи размещают объявления о своих исследованиях, а другие участники сообщества откликаются и проходят тесты. Людям интересно общаться друг с другом в таком формате, они готовы проходить серьезные тесты, чтобы получить достоверный результат и поговорить с психологом.
Вдохновленные, мы решили реализовать этот проект, а также, поучаствовать в Imagine Cup 2014 для того, чтобы получить полезные отзывы от экспертов и пропиарить проект на ранней стадии. В этот раз призовых мест мы не заняли.
Бизнес-модель
Но остался вопрос, из-за которого мы приостановили работу над предыдущим проектом: будут ли люди за это платить? Сейчас мы его исследуем, есть две идеи: модель подписки (например, расширенный пакет с матстатистикой за дополнительную плату) или рекламная модель. Надо сказать, что на Тыжпсихологе! рекламная модель работает: психологи готовы платить за анонсы их семинаров и тренингов, издательства — за рекламу их книг и т.д. Но только эксперименты покажут, как это будет на FreudZone.
Команда
За три года участия в Imagine Cup наша команда меняла свой состав, но одно оставалось неизменным – это две студентки-психолога. У нас мало опыта, но лично нам очень не хватает такого сервиса, который мы собираемся создать. Мы нашли двух сумасшедших программистов и юриста-дизайнера, вот такой компанией из пяти человек мы и работаем.
Техническая реализация
Наш проект – это веб-приложение. Первый его прототип, представленный на Imagine Cup, был написан на Clojure, современном диалекте Лиспа, поддерживающем платформу JVM. Нашему, на тот момент, единственному программисту очень хотелось попробовать Clojure, так как теоретически он предоставляет все возможности для простой и надёжной реализации приложения (достаточно стабильные библиотеки для Web Compojure и Enlive, а также, Clj-Redis и ClojureQL для работы с базами данных).
После Imagine Cup, мы строже подошли к планированию будущего нашего проекта и пришли к выводу, что, несмотря на все преимущества, нам стоит двинуться в сторону наиболее распространённых языков и вести дальнейшую разработку проекта на PHP и Javascript. В связке с основным движком собственной разработки планируем использовать php-шаблонизатор Twig. Серверную часть планируется разделить на две самостоятельные системы – веб-сервер с PHP, Twig, т.д. которые обеспечивают базовую функциональность сайта и сервер обработки данных, который производит ресурсоёмкие математически расчёты. Такие расчёты потребуются не только для обработки результатов теста стандартными средствами мат. статистики, но и методами машинного обучения (методами кластеризации, сокращения размерности), которые планируется предоставить в распоряжение пользователей.
Чтобы организовать высокопроизводительную систему, мы хотим использовать как классическую реляционную базу данных MySQL, так и NoSQL Redis для кэширования запросов пользователей и хранения других данных, к которым необходимо обеспечить наиболее быстрый доступ.
Ближайшее будущее
Мы планируем запустить FreudZone в начале сентября 2014 года. Чувствуя интерес и поддержку профессионального сообщества, мы решили пока не искать инвестиции, а в конце июня 2014 запустить краудфандинговую кампанию на boomstarter.
Отдельное спасибо
Благодарю организаторов Imagine Cup, для меня это не просто конкурс, это важный этап моей жизни, который многое в ней изменил. Именно благодаря Imagine Cup я почувствовала, что значит делать свой проект и заинтересовалась стартапами. Возможно, благодаря этому мне удастся что-то улучшить в этом мире.
Автор: 0lgaShulgina