Несколько мобильных операторов собираются блокировать рекламу Google, AOL, Yahoo и других в своих сетях, сообщает Financial Times со ссылкой на европейскую телекоммуникационную компанию. По словам источника они уже установили весь необходимый софт в своих дата-центрах и планируют запуск до конца 2015.
ПО было разработано в стенах израильского стартапа Shine, чьими акционерами являются Horizon Ventures, инвестиционный фонд самого богатого человека в Азии Ли Кашина. Софт не даёт загрузиться большинству рекламных объявлений на страницах и в веб-приложениях, хотя блокировка и не распространяется на рекламу в лентах Facebook и Twitter. CMO стартапа Рои Карти говорит, что к концу года рекламу смогут заблокировать десятки миллионов пользователей по всему миру. По его словам, если их количество продолжит расти, то «оно окажет разрушительное действие на всю рекламную индустрию».
Представитель европейского телекома подтвердил, что его компания, а также некоторые другие, собираются начать блокировать рекламу уже в этому году. Он утверждает, что блокировать рекламу будут по просьбе пользователей, однако есть и другой сценарий, который он называет «бомба». Телекомы начнут блокировать всю рекламу, уделяя особое внимание Google, с целью вынудить американского IT-гиганта делиться прибылью от рекламы. Представители Shine, в свою очередь, утверждают, что работают с несколькими компаниями, и среди них есть один оператор с почти 40 млн пользователей.
По прогнозам eMarketer в следующем году объём рынка мобильной рекламы составит $69 млрд, что в превышает более чем в три раза объём рынка двухлетней давности. При этом рекламный оборот Google составляет $60 млрд — компания получает доход от YouTube, Google Display Network и DoubleClick.
Разумеется, заблокировать Google без последствий не выйдет: наверняка последуют юридические разбирательства. С другой стороны, считает представитель телекома, достаточно заблокировать Google на день или хотя бы на час, чтобы усадить компанию за стол переговоров.
Любопытно, что движение рекламщиков и телекомов — взаимонаправленное. Verizon, крупнейший телеком США, приобрёл за $4,4 млрд AOL, которая в числе прочего оперирует и рекламой. Google же объявил о создании собственного оператора Project Fi чуть ранее.
Карти из Shine считает, что у потребителя есть право блокировать рекламу, даже если это подрывает бизнес модель веб-компаний. «Цифровые объявления вышли из-под контроля, они душат пользователя», — считает он. По его расчётам на рекламу уходит от 10% до 50% всех принятых пользователем данных.
Google считает, что такая тактика просто неразумна:
Люди платят за мобильный интернет, чтобы пользоваться приложениями, смотреть видео, отправлять почту и для многого другого. Многие из этих сервисов живут исключительно за счёт рекламы. Google и другие веб-компании вкладывают уйму денег в развитие этих сервисов и в их закулисную инфраструктуру.
Блокирование рекламы — сравнительно новое поле боя в интернете. Прецеденты с провайдерами случались и раньше: в 2003 году во Франции местный провайдер Free блокировал всю рекламу с помощью предоставляемых модемов. Правда, через неделю под давлением социалистического правительства и смешанных отзывов общественности ограничения были сняты.
С другой стороны показательный случай произошёл в феврале, когда Google, Microsoft и Amazon вместе решили платить создателям Adblock Plus, чтобы те показывали некоторую «ненадоедливую» рекламу даже с включённым плагином в браузере. Ситуация осложняется ещё и тем, что блокирующие плагины и их аналоги — заняли верхние строчки в топах популярных дополнений для браузеров.