Поздравляем всех работников телеком-сферы и IT-сферы с днём сисадмина! В этом месяце у нас был ещё один профессиональный праздник — исполнилось 20 лет с момента первого звонка в сети «ВымпелКом».
История примечательна тем, что 20 лет назад пришлось делать реверс-инжиниринг американского модуля, в реальность которого сами американцы не верили. Ниже в топике — пара фотографий оборудования тех лет и воспоминания участника событий в 1992 году.
Суворов Г.М. и Николаев И.Н. у первого стенда для настройки. Впоследствии был заменён на один небольшой прибор фирмы «Маркони инструментс». В руках первые Моторолы.
Как выглядела первая базовая станция?
Оборудование БС состояло из двух шкафов – радиошкафа фирмы PLEXSYS и шкафа источника питания с аккумуляторной батареей. Радиошкаф состоял из 8 чисто аналоговых каналов, то есть соответственно мог обслуживать одновременно 8 абонентов. Шкаф подключался к коммутатору MSC одним ИКМ потоком.
Каждый канал состоял в свою очередь из платы радиоинтерфейса, трансивера и усилителя мощности. На выходе каждого усилителя находился резонатор, которые все вместе образовывали фильтр-сумматор, причём при смене частотного плана – каждый резонатор настраивался вручную. Кроме этого хватало различных других регуляторов, настройка которых осуществлялась вручную по приборам. Использования такой экзотичной в то время вещи как ноутбук при настройке не было предусмотрено.
Радиошкаф подключался к трём OMNI антеннам – двум приёмным и одной передающей. Поскольку вся аппаратура была расположена достаточно высоко — на 32 этаже — обеспечивалась достаточно приемлемая зона покрытия.
Трансивер фирмы PLEXSYS
Трансивер и резонаторы фильтра-сумматора
Валерий Трепаков (участник событий) про первый звонок
… Как уже было сказано ранее, первая базовая станция сотовой сети «Евронет» (ныне – «Билайн») была установлена в здании Министерства иностранных дел (MOFA по терминологии американцев). Коммутатор мобильной системы базовой станции производства фирмы Plexsys был подключен к коммутатору 244 АТС МИДа (для звонков по СССР) и к международной АТС типа S12 компании «Комбелга». В течение примерно двух недель после монтажа станции мы не могли решить проблему сопрягаемости цифрового коммутатора сотовой системы с городскими АТС, которые в то время были в лучшем случае координатно-шаговыми или «квазицифровыми» (был такой термин!). Помню, когда в конце 1991 года американские специалисты из компании «Cellular inс.» посетили ряд наших АТС, они впали в состояние шока: «Как это может работать?..». Основная проблема заключалась в том, что временные характеристики (длительность импульса вызова и набора номера) тогдашних наших АТС не соответствовали международным стандартам. Алексанр Башмаков, начальник АТС МИДа, в конце июня 1992 года передал всю информацию по сигнализации Миусского телефонного узла, к которому была подключена МИДовская 244 АТС главному инженеру фирмы Plexsys Джиму Дэвису (этот талантливый инженер впоследствии ушел из Plexsys со всей инженерной командой и основал компанию CellCore) и Володе Волынскому (по моему мнению, одному из лучших хакеров того времени), сотруднику отдела Зимина в РТИ.
Через две недели американская команда вновь прибыла в Москву, а Володя Волынский, «расколов» американскую программу общения мобильного коммутатора с «внешним миром», записал необходимую, по его мнению, программу в «чип памяти» (пользуюсь терминологией современных компьютерщиков) и завернул эту микросхему в фольгу, как конфету.
Запуск
Володя Волынский подходит к Джиму и, протягивая свою «конфетку», говорит:
«Попробуй это, может быть, ЭТО поможет?»
Джим (спрашивает у меня): «Это кто и что он мне хочет дать?»
Отвечаю: «Это лучший компьютерщик РТИ, и он «расколол» твою программу для коммутатора. Здесь его вариант решения нашей проблемы».
Джим: «Я уважаю русских специалистов, но не считай и меня мудаком» (пардон, это очень мягкий перевод того, что сказал южанин из США). Повертев в руках «конфетку», Джим сел за компьютер, положив ее, однако, рядом на столе и сказав «Let all of them fuck away. All of them. Keep your mobile on. I will call you…» Мы все вышли из машинного зала, не совсем четко выполнив команду «fuck away». Многие хотели остаться. В коридоре АТС, где в уголке на короткой кушетке притулилась жена Джима, несмотря на запрет, мы курили, практически не прекращая, пока Джим в течение примерно полутора часов «колдовал» за компьютером. Дмитрий Борисович Зимин через каждые пять минут спрашивал, где можно глотнуть кофейку, но тут же махал рукой и, говоря «хрен с ним, с этим кофеем», подрагивающими от волнения руками прикуривал новую сигарету от едва наполовину истлевшей старой.»
Первый звонок (рассказывает Д. Зимин)
«…Примерно 14.00.
…Вдруг зазвонил сотовый телефон, который я держал в руке, ибо это был Motorola-Classic, который в США назывался «кирпичом», и его невозможно было запихнуть в карман пиджака (кстати, жутко надежный – им можно забивать гвозди). Нажав “send” и услышав голос Джима Дэвиса, спросил, как идут дела… Он ответил, что звонит не с сотового телефона, а с городского, который стоит рядом с компьютером. «И что, я тоже могу позвонить кому-нибудь в город?» – спросил я. «Попробуй», – ответил Джим. Я набрал номер телефона моей мамы…
Дмитрий Борисович Зимин. Основатель и Почетный президент «ВымпелКома»
Что дальше?
Дальше – всё заработало. После запуска первой БС были получены лицензии и организована первая сеть «ВымпелКома» на 200 абонентов. Это по меркам тех лет очень много: ведь сотовый телефон тогда стоил как хороший автомобиль, и выдавался под расписку, обязующую вернуть его по первому требованию компании.
Оборудование БС
Оборудование фиксированной связи. Также установлено в здании МИДа.
Слева направо: Николаев И.Н., Суворов Г.М., Вайсман Ю.И. у второй базовой станции PLEXSYS ( полностью идентичной первой ), справа шкаф источника питания, изготовленного силами ОАО Вымпелком
Больше деталей
История развития первых сотовых сетей и другие технические и организационные подробности хорошо описаны в книге Д. Зимина «От 2 до 72. Книжка с картинками», откуда, собственно, и приведены цитаты выше. Фактов со вкусом отечественной специфики там очень много, вот, например, ещё замечательная выдержка из другой части:
…А 16 августа 1994 года у нас украли базовую станцию. Базовая станция – это такой шкафчик, набитый радиоаппаратурой. Одному не поднять. Украли вместе с аккумуляторами и антенной. Ночью.
Автор: EkaterinaLebedeva