После принятия технических требований по срокам хранения голосового и интернет-трафика операторы начали оценивать сумму дополнительных расходов по закону Яровой.
По оценке «Вымпелкома», в этом году дополнительные расходы оцениваются в 6 млрд рублей (примерно 17 рублей на одного абонента в месяц из расчёта 58,2 млн абонентов, считая с июня). На ближайшие пять лет расходы составят 45 млрд рублей, то есть примерно по 13 рублей на одного абонента в месяц.
Можно предполагать, что примерно на такую сумму в среднем должны повыситься тарифы для населения, чтобы компания могла сохранить рентабельность на прежнем уровне. Хотя нужно сделать скидку, что для определённых пользователей тарифы повысятся более значительно, чем для остальных. Например, расходы на хранение интернет-трафика у каждого оператора намного превышают расходы на хранение голосовых разговоров. Поэтому логично предположить, что в первую очередь должны повыситься тарифы для пользователей интернета и пакетных тарифов с включёнными мегабайтами.
Возможно, операторы найдут способы сократить издержки, чтобы повышение тарифов не стало таким значительным. Например, логично было бы установить максимальный объём потребляемого интернет-трафика на неограниченных тарифах — лимит на суточную и месячную передачу с помегабайтной оплатой за превышение трафика.
В России сотовая связь и интернет — одни из самых дешёвых в мире. Вероятно, по этой причине власти считают, что операторы могут установить оборудование за свой счёт, а повышение тарифов для пользователей не нанесёт серьёзного удара по их благосостоянию.
Согласно постановление № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи», операторы телефонной связи и услуг передачи данных для целей передачи голосовой информации хранят голосовой трафик и текстовые сообщения в полном объёме в течение 6 месяцев, а интернет-провайдеры с 1 июля 2018 года хранят трафик в нулевом объёме, а с 1 октября 2018 года — в полном объёме. Оператор должен хранить трафик на территории России. По согласованию с ФСБ допускается хранение трафика на «технических средствах накопления информации», принадлежащих другому оператору связи.
Ёмкость системы хранения должна равняться объёму трафика, переданному за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию технических средств накопления информации. Оператор обязан ежегодно увеличивать ёмкость системы хранения на 15% в течение пяти лет с даты ввода технических средств накопления в эксплуатацию. Удаление информации с накопителей осуществляется автоматически в соответствии с предусмотренными программным обеспечением алгоритмами и требованиями к применяемым средствам накопления информации исходя из максимального срока хранения трафика в течение 6 месяцев. Документ опубликован 19 апреля 2018 года.
После публикации технических требований «Ростелеком» заявил о нехватке на рынке сертифицированного оборудования «с учётом масштаба инфраструктуры Ростелекома», что делает затруднительным выполнение требований Правил.
Оператор «Мегафон» назвал требования «компромиссными» и сохранил прогноз по затратам на его выполнение на уровне 35-40 млрд руб в течение пяти лет (7 млрд руб. в 2018 году). Сравнимые затраты понесут другие крупные операторы. Таким образом, у них получается примерно такая же сумма дополнительных расходов на одного абонента: около 13 рублей в месяц.
В то же время производители сертифицированного оборудования для СОРМ рассчитывают на резкий рост спроса со стороны операторов. Например, «Мегафон» сейчас проводит тестирование сертифицированной систем для исполнения закона — совместной разработки компаний «Цитадель» и «Национальные технологии». Для проверки системы используется специально генерируемый тестовый трафик. Свой комплекс для реализации закона создала и компания «Норси-транс», также специализирующаяся на СОРМ.
Первые системы СОРМ готовы для исполнения закона Яровой появились на рынке в марте 2018 года. Например, в упомянутой разработке компаний «Цитадель» и «Национальные технологии» используется платформа хранения данных Yadro (блог компании на Хабре).
Автор: Анатолий Ализар