В далёком 1999 году компания Sony выпустила первую модель уникального робота-собаки AIBO (Artificial Intelligence Robot) — автономного робота, который «испытывает» эмоции в зависимости от обстановки и обучается в течение «жизни». С тех пор новые модели выходили каждый год до 2005-го, после чего их производство прекратили из-за нерентабельности.
Хотя AIBO позиционировался как домашний «развлекательный робот», его стали широко использовать в университетской среде для образования, а также в робототехнике. Роботы AIBO попали во множество фильмов, музыкальных и рекламных клипов — и вошли в поп-культуру как символ футуристической технологии. В 2006 году AIBO поместили в Зал славы роботов Университета Карнеги — Меллон как «самый сложный продукт, когда-либо предлагавшийся на потребительском рынке роботов».
И вот легенда возвращается. Sony объявила о начале продаж новой модели AIBO (номер модели ERS-1000).
Робот с эмоциями
Разработчики AIBO обращают внимание, в первую очередь, на дизайн и эмоции, которые будет вызывать робот у своего хозяина (или хозяйки). Он умеет с любовью смотреть в глаза, реагирует на поглаживания и почёсывания мордочки, а глаза по-разному моргают, прикрываются «веками», в зависимости от тех чувств, которые он испытывает в данный момент. Сами глаза изготовлены из OLED-дисплеев, а изображение просто рисуется на экране.
Как сообщается, робот обладает любопытством и любит физический контакт.
Согласно описанию на официальном сайте, AIBO «может формировать эмоциональную связь с членами семьи, обеспечивая их любовью, привязанностью и радостью от воспитания и выращивания компаньона». Компактные силовые приводы позволяют роботу двигаться по 22 степеням свободы. Правда, слишком долго играть с ним не получится: время работы от аккумулятора заявлено на два часа, а время зарядки — три часа.
Как и раньше, AIBO обучаем, то есть его поведение меняется со временем. Постепенно он всё лучше узнаёт своего хозяина — понимает, как его порадовать, и адаптирует свои действия. То есть собака как бы растёт: щенок постепенно взрослеет.
Официальный сайт пишет, что со временем темперамент робота изменится, в соответствии с привычками и темпераментом хозяина. Он «может стать или слепо преданным партнёром, или диким, озорным компаньоном, или чем угодно между этими крайностями». Вдобавок, он способен освоить новые трюки, контактируя с сородичами через облачный сервис и обучаясь самостоятельно.
Встроенная нейросеть
Как и раньше, у AIBO есть набор датчиков, в том числе датчики температуры, расстояния, ускорения, датчик вибрации, видеокамера, микрофоны и динамик. Но сейчас информация с этих сенсоров используется как входные данные для встроенной нейронной сети. Эта нейросеть обрабатывает поступающие изображения и звуки. Не совсем понятно, осуществляется ли обработка локально или удалённо. Дело в том, что AIBO связывается с облачным
Вместе с обучением новым трюкам AIBO изучает окружающий мир. Он узнаёт характеристики разных объектов в доме, чего стоит избегать и даже учит кратчайшие маршруты между разными местами. Естественно, со временем он узнаёт разных людей и характеры — и соответствующим образом изменяет своё поведение.
Доступ к настройкам собаки осуществляется через приложение My Aibo. Отсюда же хозяин может просматривать фотографии, сделанные псом, и скачивать для него дополнительные «трюки» из каталога. Возможно, что в будущем каталог трюков станут даже пополнять сами пользователи, если они сумеют научить собаку чему-то необычному — и захотят поделиться этими трюками с остальными. Например, приносить пиво из холодильника или лаять на кошек. К сожалению, AIBO теперь продаётся с обязательной подпиской минимум на три года за 2980 иен в месяц (около $26). За эти деньги собака получает Wi-Fi и LTE и облачный бэкап. Может быть, в этот раз попытка Sony монетизировать робота окажется более удачной.
Приём предварительных заказов на робота в Японии уже начался, а поставки обещают с 11 января 2018 года. Стоимость домашнего компаньона — 198 000 иен, то есть около $1700, не считая подписки. Цена кажется высокой, но сколько вы готовы заплатить за настоящего друга? Кстати, 18 лет назад AIBO вышел на рынок по ещё более высокой цене 250 000 иен — первая ограниченная партия из 3000 штук для в Японии и 2000 для США разошлась за 20 минут после начала продаж в интернете.
Автор: Анатолий Ализар