Технически, The British Intelligence Officers Exam – это очередная промо-игра, приуроченная к выходу фильма и рекламирующая спонсорские продукты, однако помимо прочего, это ещё и самый аутентичный опыт пребывания в шкуре секретного агента, который мне встречался. И, что крайне редко встретишь в наши дни, это ещё и текстовый квест, визуально оформленный под работу в командной строке на удалённом компьютере – на экране то и дело мелькают статусы подключения к прокси-серверам или тестирование систем компьютера. На некоторых западных форумах даже встречались отзывы в духе «Я открыл вашу ссылку и тут же выключил, мне кажется, я взламываю Пентагон!!!», паникёров приходилось успокаивать и говорить, что это всего лишь игра.
Хотя, опять же, с учётом своей родословной – проект представили Hide & Seek, люди, организовавшие свою безумную выставку «нового игрового опыта» (если не в курсе, почитайте про The Hide & Seek Festival: Social Gaming UK – крайне интересное мероприятие) — это не так уж и удивительно, как может показаться на первый взгляд. Если вкратце, то TBIOE не даёт напрямую управлять персонажем, вместо этого вы разговариваете с полевыми агентами и помогаете им выполнить некоторое количество задач – например, скрыться с ценными данными от злодеев или выследить важного торговца оружием. В паре моментов, что меня отдельно поразило, даже приходится принимать достаточно серьёзные с точки зрения морали решения, над которыми я действительно задумывался. Самое приятное и удивительное в TBIOE заключается в том, что агенты не то, чтобы создают полную иллюзию общения с живым человеком, но очень убедительны в этом большую часть времени.
Большую часть времени игроку предстоит провести за чтением текста, однако временами агенты присылают различные картинки, будь то фотография бомбы или план здания.
А происходит это, как мне кажется из-за следующих мелких деталей. Агенты отвечают не моментально, складывается впечатление, что они действительно печатают ответ – что создаёт ощущение реального диалога. Временами они отпускают мрачные шутки, высказывают свои опасения и страх, в результате во многих моментах, например, когда таймер на био-бомбе ведёт обратный отсчёт, а мы лихорадочно перебираем варианты наших действий, очень легко забыть, что на самом деле общение происходит не с другим человеком, а с бездушной машиной.
Так что, не смотря на то, что агенты по большому счёту безлики — биография их неизвестна, не говоря уже об именах, я странным образом стал переживать за них. Когда один из них с моей помощью избежал верной смерти, а потом долго благодарил меня за спасение, я улыбался как идиот. Это был очень странный момент – как минимум потому, что я успешно убедил кого-то, что я действительно специалист по обезвреживанию взрывных устройств и мне можно целиком и полностью довериться в данном вопросе, хотя действовал, прямо скажем, наобум.
Игра доступна только на английском языке – учитывая достаточно мощный семантический анализатор, для перевода на другие языки пришлось бы переписывать добрую половину кода.
Или, например, после самого первого прохождения первой же миссии эта белокурая стерва из MI6, чью упругую задницу я только что спас от пятерых преследователей (про цвет волос и филейную часть в игре ничего не сказано, но тем и хороши текстовые квесты – воображение само дорисовывает картину), дежурно кивнула головой и выразила своё недовольство относительно смерти плохих парней – начальству будет некого допрашивать. Пришлось переигрывать и действовать чуть более изощрённым способом. Собственно, в такие моменты и понимаешь, насколько важны для игры подобные, казалось бы, мелочи.
Все не так уж идеально, конечно, временами случаются и неудачи, как правило, из-за несовершенства игрового движка. Так, я потерял агента потому что пытался перефразировать предыдущее предложение, смысл которого он не понял. За секунды до смерти мне написали: «Гм, а не могли бы вы предложить что-нибудь поскорее?». А я говорил тебе, что делать, придурок, ну и кто теперь помер?! Аррр!