На днях стало известно, что ассоциация разработчиков программных продуктов «отечественный софт» выступает против включения в реестр российского ПО локализованного иностранного софта. Об этом говорится в письме исполнительного директора АРПП Рената Лашина президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина.
Последний заявил, что вопрос обсуждался с участием немецкой компании SAP, французской Schneider Electric, американских Oracle и Cisco. Также Ренат Лашин заявил, что включение локализованного иностранного программного обеспечения в реестр противоречит идее создания самого реестра, а также нормативной базе и правилам безопасности.
Он считает, что локализация софта не сделает его российским, а вот другие страны сохранят возможность оказывать влияние на экономику и безопасность России.
В пресс-службе РСПП сообщили, что письмо действительно получено. Сейчас позиция ассоциации обсуждается, 25 июня пройдет совещание с участием Минкомсвязи.
Игроки рынка заявляют о том, что государственные корпорации предлагали локализовать иностранный софт для включения его в реестр на заседании комитета РСПП по цифровой экономике в конце апреля. В этой встрече принимали участие представители «Газпром нефти», «Роснано», «Роскосмоса», «Ростеха», «Росатома», РЖД и ВТБ. «Локализация зарубежного софта и допуск его в реестр решит для госкорпораций проблему навязанного им импортозамещения»,— сообщил источник «Коммерсанта».
Он считает, что локализация программного обеспечения — чувствительный вопрос, который требует серьезной проработки. Другие собеседники издания также подтвердили мысль, озвученную выше.
«Мы готовы к активному диалогу на тему локализации, высказали свое видение в рамках рабочей группы РСПП,— подтвердил гендиректор SAP CIS Андрей Филатов.— Думаю, что можно успешно использовать опыт локализации в автомобильной промышленности, где уже пройден огромный путь и, самое важное, разработана балльная система оценки, учитывающая многие факторы».
В настоящее время законодательство требует от государственных органов закупать лишь софт, который внесен в специальный реестр. В основном это программное обеспечение отечественных производителей. Если российская версия софта по какой-либо причине не подходит государственной организации, она должна обосновать закупку иностранной альтернативы.
Сейчас федеральные органы исполнительной власти тратят на лицензионное ПО и техподдержку 15-16% общих бюджетов на информационные технологии, что в количественном отношении составляет 18-19 млрд рублей в год. Доля отечественного софта при этом растет, хотя зарубежные компании вроде Microsoft, SAP, Siemens сохраняется в своих сегментах.
Закупки софта российскими государственными компаниями составляют около 140 миллиардов рублей в год. В то же время совокупный доход отечественных IT-компаний на внутреннем рынке не дотягивает и до 30 млрд рублей, о чем заявил директор центра компетенций по импортозамещению Илья Массух. Он говорит, что определить реальную долю отечественного софта сложно. Проблема в том, что если государственные компании и закупают зарубежное программное обеспечение, то всеми силами стараются это скрыть.
В реальности использование зарубежного софта составляет от 90%. Естественно, при таком объеме использования иностранного ПО оно как-то закупается, несмотря на положения закона об импортозамещении. То есть компании не только используют зарубежное ПО, но и тратят деньги, выделенные на импортозамещение, на иностранный софт.
Автор: marks