Компания DJI известна многим любителям квадрокоптеров. Она выпускает универсальные модели устройств, которые способны на многое. Начинала компания с нуля в 2006 году, и за десять лет смогла вырасти до крупной международной корпорации, которой принадлежит сейчас около 70% рынка дронов.
Раньше такие устройства летали, куда их направлял владелец, но с течением времени чиновники разных стран наложили на полеты ряд территориальных ограничений, также ограничив максимально возможную скорость перемещения и в некоторых случаях — высоту. Например, нельзя запускать устройства около объектов национального значения (в США это Белый Дом и другие здания). Кроме того, с недавних пор почти вся зона Сирии, Ирака и некоторых других стран закрыта от полетов. Компания DJI накладывает программные ограничения на выпускаемые беспилотники, с тем, чтобы владельцы дронов не могли нарушать установленные правила.
Но понятно, что все это не нравится покупателям квадрокоптеров — ведь если устройство твое, то и распоряжаться им нужно в полной мере, ограничениями недовольны многие. Разработчики считают, что функция No Fly Zone (NFZ) позволяет уберечь своих клиентов от неприятностей. Но вот клиенты предпочитают беспокоиться о своей безопасности сами.
Для того, чтобы операторы дронов знали, где их устройство не будет работать, компания создала сайт, где указаны бесполетные зоны. Их достаточно много. В общем-то, любой аэропорт мира, хоть большой, хоть маленький — это зона запрета для полетов БПЛА, также управлять дроном нельзя на стадионах (если это не лицензированная система и оператор), военных базах и в национальных парках. Кроме того, во многих странах есть ограничение по высоте полета частных беспилотников.
Компания ввела эти ограничения не по собственной воле — дело в том, что из-за нарушений ее клиентов, которые ранее не обращали никакого внимания на статус зоны — полетная или нет, DJI неоднократно выносили предупреждения и штрафовали, так что компании пришлось добавить как ограничение скорости, так и No Fly Zone.
Это решение очень спорное, и, как говорилось выше, многие им недовольны. Поэтому сразу же после появления ограничений нашлись умельцы, которые стали искать способы их обойти. И эти решения стали пользоваться спросом, нашлись желающие платить. Одна из российских компаний, Coptersafe, стала зарабатывать на создании джейлбрейков различных моделей коптеров, причем модификации предлагаются разные — как программные, так и аппаратные.
Результат один — модифицированные коптеры могут летать с какой угодно скоростью (естественно, с учетом собственных технических возможностей) и в каком угодно регионе. Джейлбрейки от Coptersafe сохраняют работу GPS, который в этом случае не нужно отключать.
Создатели компании уверены в том, что владельцы дронов должны сами решать, что им делать со своими устройствами. «Это очень хорошо, что DJI беспокоится о безопасности», — говорит представитель Coptersafe. «Но я считаю, что эти ограничения должны устанавливаться на местном уровне».
Свои решения компания старается делать максимально простыми. И они действительно популярны, несмотря на то, что есть и другие способы снять запрет на полет в некоторых зонах. «Мы получаем положительные отзывы от своих клиентов. Они довольны, поскольку могут использовать дроны, купленные у DJI так, как считают нужным», — заявили в Coptersafe.
Некоторые операторы дронов, правда, сомневаются в том, что такое решение легально. Но проверка требует обращения к юристу, а юристы бесплатно не работают. Поэтому некоторые представители сообщества операторов дронов от DJI даже делают попытки организовать сбор средств на проверку легальности таких модификаций.
Что касается производителя коптеров, то руководство компании выступает против любых модификаций: «Мы против любых попыток отключить системы безопасности». Свое мнение представители DJI аргументируют тем, что такие модификации могут повлиять на работоспособность дрона, и никто не может сказать, правильно ли летательный аппарат будет работать после применения изменений и не случится ли в критический момент (например, при полете на аэродроме) технический сбой, который приведет к фатальным последствиям.
Опасения DJI не беспочвенны. Например, в 2015 году теннисный матч US Open был прерван из-за падения дрона. Тогда никто не пострадал, коптер упал в безлюдной части стадиона, но зрители и спортсмены испугались, решив, что это теракт. «Надо сказать, я была немного испугана. Я имею в виду, что из-за всего, что происходит сейчас в мире, я решила — это бомба. Это была моя первая мысль», — сообщила Флавия Пенетта, участница тех соревнований.
Власти Франции неоднократно заявляли о том, что над некоторыми АЭС, которых много в этой стране, частенько зависают дроны, которыми управляет неизвестный оператор/операторы.
Так что можно сказать, что правы как регуляторы, которые запрещают полеты в определенных зонах, так и владельцы коптеров, которые хотят использовать все возможности своих устройств без ограничений.
Автор: marks