Здравствуйте, меня зовут Настя. 12 лет ищу и нахожу сотрудников для ИТ и ИБ компаний. В последние несколько месяцев на Линкедине, Фейсбуке и тематических сайтах возникают беседы, от которых хочется злиться, ругаться и восклицать «Да что ж ты делаешь-то?!». Кандидаты пишут, что компании унижают их достоинство, когда собеседование проводит «ничего не понимающий эйчар». HR’ы негодуют — «Да он сам не ответил, почему канализационные люки круглые!». Тимлидам не нравится профессиональный уровень кандидатов. А срокам проектов не нравится, что они так быстро подходят к дедлайну. И все они почему-то забывают, что найм и трудоустройство — это процесс, который требует от всех участников терпения, доброжелательности и позитива.
Хочу написать о самых ужасных представителях российского рынка труда — ужасном рекрутере и ужасном кандидате, которых мы рассмотрим как два собирательных образа. Важно подчеркнуть, что я описываю далеко не типичные случаи, а самые крайние, клинические варианты. Пост написан на основании своего и чужого горького опыта, а также по мотивам постов и комментариев в социальных сетях и сайтах по трудоустройству.
Когда два таких вот товарища сталкиваются в сети или в реале, происходит нечто аналогичное аннигиляции — взаимное уничтожение и выброс энергии космических масштабов. Как мы увидим далее, это два брата близнеца, которые оказались по разные стороны баррикад.
Ужасный рекрутер
Разрешите представиться — Бог. Пребывает в уверенности, что вместе с должностью получил магические суперспособности, позволяющие видеть людей насквозь.
Цитата: «пока мы с кандидатом доходим до переговорной, я уже знаю, будет он у нас работать или нет». Со своим незаконченным заочным педагогическим образованием безапелляционно судит об уровне интеллекта системного архитектора. Пока руководитель борется с нехваткой ресурса, а команда перерабатывает, рекрутер экспериментирует над кандидатами, подсовывая им идиотские тесты «как в гугле» или составляет психологический профиль по ещё более идиотским методикам с сайтов «для психолухов». До элементарной вежливости снисходит редко, не перезванивает никогда. Это не лень и не отсутствие профессионализма — в силу эгоцентрической зацикленности на себе не задумывается об эмоциях и чувствах других людей. Пребывает в полной уверенности, что кандидаты обладают бесконечными запасами времени и терпения и готовы неделями выполнять его хотелки: первое собеседование с hr, 2-ое с руководителем, 3-е с директором, потом тест, а потом ещё тест, а потом финальное, а потом детектор лжи для бедолаг, прошедших все круги ада. Не владеет методиками проведения интервью, не учится, задаёт одни и те же, давно превратившиеся в мемы и обстёбанные на всех форумах вопросы из серии «кем вы себя видите через 5 лет?!!» Зато обладает потрясающими способностями делать далеко идущие выводы из скупых ответов кандидатов «ну… э… я не знаю…». Ставит безапелляционные и категоричные диагнозы. Резюме такого рекрутера — это череда небольших кадровых агентств с опытом работы по несколько месяцев в каждом. Либо не пыльное существование in-house под прикрытием могущественного родственника. Из всех остальных мест он изгоняется, потому что хронически не в состоянии выполнить план по набору персонала.
Ужасный кандидат
Данный товарищ в силу инфантильного и эгоцентричного склада характера рассматривает окружающий мир как некую абстрактную мамочку, которая ему по факту должна. Цитата: «рекрутеры — это сотрудники, в обязанности которых входит мое трудоустройство». Дружище, твоё трудоустройство — это твоя ответственность и больше ничья, а обязанность рекрутера — сделать так, чтобы в компании работали квалифицированные сотрудники. Ничтоже сумняшеся отправляет резюме с годом опыта работы на позицию ведущего разработчика, не думая о том, что придется конкурировать с людьми, обладающими большим опытом и реальными достижениями в этой области. Очень обижается на отказ и абсолютно не в состоянии понять его причины, ну и что что половину технологий не знаю, а вы обучите меня! Если ужасный рекрутер никогда не перезванивает по итогам интервью, то ужасный кандидат динамит собеседования и выходы на работу. Если hr-у удаётся ему дозвониться, отвечает что-то вроде «ачётакова? не пришёл — значит мне не интересно».
Определяется по часто употребляемому слову «должны». Его должны взять на работу, ему должны предоставить обучение, ему должны регулярно повышать заработную плату. Цитата: «через полгода вы должны будете прибавить мне зарплату. Почему? Потому что я разберусь в ваших процессах». Рекрутер у такого кандидата отвечает за всё: расположение офиса, цвет заработной платы, характер потенциального руководителя и погоду в день собеседования. За его пробелы в знаниях отвечают технические специалисты, присутствовавшие на собеседовании. Не то спросили, не так вопросы задавали, оскорбили предложением написать код, дали неправильное тестовое задание. Предложение повысить уровень знаний рождает лютый баттхёрт и шквал аргументов, почему это никак нельзя сделать: долго, дорого, некогда, он пока не определился, что хочет изучать и т.д. и т.п. Каждое не пройденное собеседование, каждый отказ воспринимает как подтверждение некоего существующего заговора работодателей против «всех хороших людей». Пишет разгромные посты в соцсетях, пишет на сайты антиджоба и жалуется, жалуется, жалуется. Или матерится, в зависимости от темперамента и склада характера.
В чем сходство этих двух типажей?
Неадекватно завышенная самооценка. Человек не тестирует реальность, не понимает, что его ожидания неоправданно завышены, его стоимость на рынке ниже, чем он хотел бы, его значимость низка, выбирает не только он, также выбирают его.
Иллюзии, мешающие адекватной самооценке. После факапа, у всех, как правило, возникают горькие мысли: если я такой крутой, как так получилось, что ничего не получилось? А дальше иллюзии услужливо начинают камуфлировать печальную действительность. «Собеседование провалено, я не ответил на большую часть вопросов» говорит голос разума. «Кому нужна эта теория, все есть в википедии» — отвечают иллюзии. «Кандидат ушёл к конкурентам, пока я тянул резину» — пытается достучаться разум до рекрутера, месяц динамившего кандидата с повторным собеседованием. «У меня огромная нагрузка, стресс и невыполнимый план, я просто не успел» — поют иллюзии.
Внешняя ответственность. Внимание человека сконцентрировано не на том, что может сделать он, а на том, что якобы должны предоставить ему другие. Успехи и неудачи приписываются преимущественно внешним факторам, виноват всегда кто-то.
Что делать, если ужасный рекрутер — это ты?
- Уважай своих кандидатов. Если мы говорим о рынке труда в отрасли ИТ, большая часть из них умнее, талантливее, профессиональнее, чем ты.
- Вот прямо сейчас! напиши всем, кто ждёт твой ответ по итогам встречи. Отказ в E-staff отправляется одной кнопкой.
- Учись. Прекрати спрашивать, кем себя человек видит через 5 лет, этот вопрос всех достал.
Что делать если ужасный кандидат — это ты?
- Сними розовые очки и посмотрись в зеркало без них. Попроси продвинутого коллегу честно охарактеризовать твой профессиональный уровень. Главное — не поссорьтесь. Адекватная оценка будет полезна всем.
- Выучи уже Exchange, или что тебе необходимо, чтобы найти работу. Открой Лутца, стряхни пыль с Бертрана Мейера, ведь ты же его зачем-то купил?
- Прекрати жаловаться в соцсетях. Даже если твой пост наберёт 1000 лайков, какой в этом толк, если у тебя по-прежнему нет работы.
- Прекрати считать, что все кругом виноваты: hr, тимлид и заговор работодателей. Хуже всего от этой позиции тебе самому.
Вывод. Что делать если повстречался такой ужасный представитель рынка труда?
- Отойти на безопасное состояние, не тратить свои нервы
- Не реагировать на его комментарии, не принимать близко к сердцу его «профессиональную» оценку. Она ничего не значит и никому не интересна.
Автор: Ana2121