Граница между сном и бодрствованием есть, но она весьма зыбкая. Только вот человек еще не спал, думал о чем-то, планировал свои действия на завтрашний день — и вот он оказывается погружен в волшебный мир сновидений. Сны могут быть хорошими и плохими, тревожными или добрыми. Понятно, что вряд ли кому-то хочется видеть кошмары, зато многие из нас отдали бы многое, чтобы научиться управлять снами.
Американские ученые из MIT считают, что это можно сделать при помощи научных методов и современных технологий. Причем речь вовсе не о «трансерфинге реальности» или других эзотерических сказках, а о реальности. Управлять снами можно при помощи электронных устройств. Правда, пока что авторы проекта находятся лишь в самом начале своего пути. Один из инициаторов — аспирант MIT Адам Горовитц.
Вместе со своими коллегами из MIT Media Lab он разработал относительно необычное устройство, получившее название Dormio. Оно активизируется на границе перехода из бодрствования в сон. Dormio помогает управлять микроснами, а не полномасштабными сновидениями. Когда человек находится на границе бодрствования и сна, часто случаются звуковые и зрительные галлюцинации. Это уже не реальность, но еще и не крепкий сон. Так вот, ученые из MIT считают, что микросны — идеальный объект (если так можно сказать о снах) для изучения возможности управления сновидениями.
Горовитц с коллегами уже протестировали свое устройство, поняв, что можно увеличить продолжительность микроснов. Кроме того, им удалось управлять микроснами, люди видели на этой стадии сновидений то, о чем их просили думать экспериментаторы.
У границы реальности и сновидений есть научное название — гипнагогия. Согласно «Википедии», эта стадия характеризуется сознательным восприятием образов из бессознательного. Есть мнение, что смешение бессознательного с сознательным во время перехода из состояния бодрствования в сон — нормальное явление, которое происходит каждый раз, когда человек засыпает. В обычных условиях этот переход не запоминается, но в некоторых случаях человек может замечать границу. Чаще всего это происходит, если человек постоянно сосредоточен на себе и собственных проблемах.
В настоящее время это явление еще изучается, причем ученые до сих пор спорят о том, что можно считать сном. Считается ли этот переход сном или периодом бодрствования? Спор, в общем-то, похож на тот, что имеет место быть относительно смерти человека. Когда наступает смерть — когда сердце прекращает биться, когда прекращает работать
Как бы там ни было гипнагогию следует считать феноменом, который необходимо изучать. Большинство ученых согласно с мнением Владаса Норейка из Кебриджа. Он считает гипнагогию нормальным состоянием сознания человека, который находится на границе сновидений и бодрствования. Этот феномен является частью циркадного ритма.
Гипнагогия вызывает ряд вопросов у специалистов. Один из них — является ли человек более креативным в этот период, появляются ли у него новые идеи, которые можно использовать в обычной реальности? Кроме того, еще один вопрос — почему именно гипнагогия влечет за собой полноценный сон, какой вообще механизм перехода? Стадия эта интересна тем, что люди могут даже не осознавать уход в сон. Некоторые из нас на этом этапе вполне разумно отвечают на вопросы, хотя затем могут вообще не помнить, что их о чем-то спрашивали. Если вывести человека из гипнагогии в состояние бодрствования, вернуть в реальность, большинство будет помнить галлюцинации и даже в состоянии описать их.
Вот так выглядит Dormio, созданный специалистами из MIT
Гипнагогия, возможно, подарила человечеству ряд изобретений и произведений искусства. Томас Эдисон, Алан По, Набоков, Шелли, Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали, Ричард Вагнер, Менделеев говорили, что многие идеи приходили к ним как раз на грани сна и бодрствования. Возможно, когда стираются некоторые границы сознания и человек начинает получать информацию из подсознания, неосознанное, это приводит к появлению новых идей.
Некоторые изобретатели даже специально старались входит в состояние гипнагогии, черпая идеи из массы неосознанного. Пример — Томас Эдисон, который засыпал с подшипниками в руках. Когда начинался момент перехода из бодрствования в сон, руки расслаблялись, подшипники падали на пол и будили его. Во время «микросна» Эдисон видел многие идеи, странные галлюцинации, которые он запоминал и затем воспроизводил уже в реальности.
По словам Горовитца, он читал об известных людях, ученых, писателях, музыкантах. Некоторые их них красочно описывали стадию гипнагогии. Правда, пока что лучшей идеи, чем держать в руках стальные подшипники, никто не придумал. Но это совсем не то, ведь гипнагогию можно заставить работать в интересах человека и при помощи более современных методов.
Так что такое Dormio?
Так вот, Dormio, то устройство, о котором говорилось выше, как раз и служит для того, чтобы повысить эффективность техники Эдисона (не только он использовал нечто подобное, кстати).
У системы уже было два прототипа, сейчас разработчики приступили к созданию новой, третьей версии. Схема работы выглядит пока что следующим образом. Испытуемый надевает на руки перчатки и сжимает кисти в кулаки, что оказывает давление на сенсор, размещенный на перчатке. Кроме того, частью Dormio является электроэнцефалограф, сенсоры которого фиксируют электрическую активность
Пока что «машина сна», о которой идет речь, весьма несовершенная. Кроме того, она состоит из элементов, которые достаточно дорогие. Тот же энцефалограф весьма сложен для непосвященного пользователя, а расшифровать сигналы может лишь хороший специалист. Кроме того, положений сенсоров на перчатках всего два — «включено» и «выключено». Фактически, все это не сильно отличается от тех самых металлических шаров, которые использовал Эдисон.
Разработчики Dormio говорят, что в третьей версии системы она будет в состоянии отслеживать движение век и глазных яблок. Основная цель — сделать устройство максимально комфортным и неинвазивным, если так можно выразиться. Система уже была опробована на шести добровольцах из MIT. Участники исследования приходили в лабораторию каждый вечер после заката и ложились на кушетку для того, чтобы поспать. Как только они засыпали, Jibo произносил фразу вроде «нужно подумать о кролике» или «подумать о вилке». Как только Dormio фиксировал переход в сон, робот произносил еще одну фразу — «вы засыпаете».
Таким образом, разработчики старались не давать человеку входить в глубокий сон. Вместо этого доброволец находился между сном и явью, наблюдая все проявления гипнагогии, включая звуковые и видео галлюцинации. Робот также спрашивал, что видят добровольцы в этом состоянии и записывал их ответы.
Как оказалось, все добровольцы видели в этой стадии именно то, о чем их просил думать робот. А это означает, что Dormio работает, причем весьма неплохо. Система, по мнению разработчиков, должна стимулировать человека черпать идеи из подсознания, причем более эффективно, чем это делали наши предки. К примеру, во время экспериментов добровольцев просили придумать альтернативный способ работы с объектами, о которых говорилось выше — с тем же кроликом или вилкой.
И многие справлялись с этой задачей, причем после возвращения к бодрствованию испытуемые могли вспомнить и записать все (или почти все), что видели и слышали при переходе ко сну. Четыре добровольца сообщили, что идеи, полученные ими в период гипнагогии были действительно креативными.
«Идеи шли не от меня, они сами по себе пришли в мою голову. Я чувствовал, что как бы нахожусь в небытии, в пространстве, где все эти идеи существуют, и мне казалось это очень рациональным, что они находятся именно в этом месте», — прокомментировал испытания один из добровольцев.
Конечно, вилка или кролик — это не совсем то, над чем обычно размышляют ученые. Креативные идеи было бы отлично получать как бы из ниоткуда, но если речь заходит о чем-то более сложном, чем вилка, то могут возникнуть и проблемы. С другой стороны, если человек постоянно думает о каком-либо технологическом моменте (узел машины или участок кода), то, возможно, система вроде Dormio сможет ему помочь.
Для того, чтобы все это работало в режиме, близком к идеальному, необходимо, чтобы Dormio или система, подобная ей, были менее заметными для носителя. Как говорилось выше, сейчас разработчики находятся на этапе создания третьей по счету версии аппарата.
Одновременно с этим ученые изучают механизмы гипнагогии, с тем, чтобы получить более четкое представление о сути явления. Это сложный феномен, но если попробовать детально во всем разобраться, человечество сможет получить интересный инструмент для генерации идей разного рода. О гипнагогии знают уже многое, как о процессе, но о механизме возникновения процесса известно не так много, и сейчас специалисты пытаются заполнить этот пробел в научном знании.
В 2015 году у авторов проекта появился доброволец — профессор литературы. И вот он описывал гипнагогию, саму границу бодрствования и сна как «интенсивные лингвистические интрузии, включая слова из иностранных языков». Другими словами, для каждого человека его собственная стадия гипнагогии уникальна. Кто-то будет видеть галлюцинации в виде техники, кто-то — в виде букв и слов. Ну а кому-то подсознание преподнесет образ планеты или какого-то животного.
Как бы там ни было, но гипнагогия — весьма интересный феномен, и его изучение стоит продолжать. И это особенно актуально в свете возможности получить нечто полезное — идеи, интересные мысли, пускай даже фантазии. Правда, до момента практического использования гипнагогии пройдет не один и не два года, изучать все это потребуется еще долгое время.
Автор: Максим Агаджанов