Ещё с момента анонсирования первого YotaPhone нам часто задают один и тот же вопрос: «Почему вы называете его российской разработкой, ведь он изготавливается и собирается на китайских заводах, а операционная система на нём американская?». Поэтому мы решили изложить свою позицию и видение в нашем блоге.
Разработано vs Произведено
Ещё лет 30 назад мир был устроен совсем иначе. Всевозможные товары обычно придумывались, разрабатывались и производились в одной стране. И потому надпись “Made in …” имела огромное значение, ведь по ней можно было очень многое сказать о возможном качестве и свойствах изделия. Хотя уже тогда набирал обороты процесс переноса производств в Азию.
Мир сегодня так устроен, что большинство товаров производятся в Китае, вне зависимости от принадлежности заводов или авторстве разработки. Эта страна по прежнему остаётся главной мировой мастерской. В результате сложилось своеобразное разделение труда: генерация идей, выработка концепций и решений, разработка и проектирование в подавляющем большинстве случаев осуществляются в каких угодно странах, но не в самом Китае.
Консерваторы придерживаются точки зрения, что если изделие физически изготовлено в какой-то стране, то и принадлежность у него соответствующая. Но если раньше это имело хоть какое-то логическое обоснование, поскольку весь производственный цикл (или основная часть) находился в какой-то одной стране. Но сегодня практически невозможно силами какой-то одной национальной экономики создавать конкурентоспособный высокотехнологичный массовый продукт. Для этого требуется международная кооперация. Именно поэтому сейчас так важны понятия «разработка», «сборка» и «производство». Как оценить автомобиль, который разработан инженерами в Германии, запчасти для него произведены в нескольких странах Европы и Азии, а собран в России или Мексике? Какую страну брать для надписи “Made in …”?
Следуя логике консерваторов, смартфоны Apple, Nokia и Blackberry следует называть китайскими, а не американскими, финскими и канадскими, ведь они собираются в Китае и почти целиком состоят из комплектующих, произведённых в этой стране. Но всё же вам не приходит в голову называть продукцию перечисленных фирм «китайскими смартфонами». И причина здесь очевидна — главенствующая роль принадлежит коллективам разработчиков, а не заводам-исполнителям. Это всё равно что назвать изобретателем устройства рабочего за станком на заводе, хотя автором является инженер-разработчик, по чьему проекту рабочий изготавливает нужные детали.
Современный рынок очень насыщен, и о высокотехнологичной продукции судят по внешней привлекательности, производительности и, в первую очередь, какую выгоду она с собой несёт, как расширяет возможности покупателей. И в подобных условиях становятся критически важными уменьшение сроков разработки и предсказуемость её протекания. Ведь промышленный дизайн, как и используемые в устройствах технологии, очень быстро устаревают. В результате без организации полноценной мировой кооперации становится практически невозможно создавать по-настоящему конкурентные гаджеты.
Как правило, в одной стране располагается основной центр разработки, в ряде других стран — дополнительные филиалы, а производство — в Китае. Это наиболее распространённая схема, при которой возможно создавать качественные и интересные продукты по конкурентной цене. И по такой схеме работает большинство других производителей.
К слову, в общей стоимости смартфона доля расходов именно на процесс сборки составляет всего лишь 5%. У консерваторов остаётся ещё один аргумент — а как же тот факт, что в Китае производятся все комплектующие, из которых изготавливается YotaPhone? Это совершенно не так. Например, всё ещё единственное среди смартфонов изогнутое защитное стекло Gorilla Glass от компании Corning производится в США. Процессор от компании Qualcomm произведён на Тайване, также как и второй дисплей на электронных чернилах от компании E-ink.
YotaPhone 2 состоит из 761 детали, из которых на платах смонтировано 607, остальное приходится на механические компоненты и предсобранные узлы. Под узлами подразумеваются оба дисплея YotaPhone 2, камеры, динамик, вибромотор и т.д. Если всех их разобрать на составляющие, то общее количество компонентов, из которых изготовлен YotaPhone, достигает примерно 1040 штук. И из этого количества в Китае произведено лишь порядка 200. Если добавить Тайвань, то получится 500-600, причём большинство приходится на механические компоненты.
Сборка и производство, конечно, важны, но не они играют определяющую роль в создании современного высокотехнологичного устройства. В полном соответствии с вышеупомянутой структурой международной кооперации, основной центр разработки Yota Devices располагается в России. Как и у всех производителей «А-брендов», у Yota Devices есть ряд дополнительных филиалов в разных странах мира, но вся основная интеллектуальная работа, — проектирование и отработка конструкции, создание ПО, — протекает в российском офисе. Именно здесь родилась концепция постоянно включённого второго дисплея на электронных чернилах, что защищено соответствующим патентом. Российские специалисты разработали уникальную для рынка внутреннюю архитектуру и аппаратное обеспечение смартфона с двумя экранами. Всего в процессе создания YotaPhone мы получили свыше 40 патентов, и ещё около 130 заявок находятся на рассмотрении.
Создание и управление международной кооперацией
Современный смартфон состоит из множества сложных компонентов, влияющих на надёжность и производительность устройства. Для создания высококачественного устройства требуется наладить кооперацию организаций из разных стран. Рабочие процессы между ними должны протекать без каких-либо затруднений, чтобы можно было сосредоточиться на создании продукта в целом, а не каких-то отдельных узлов, разрешении конфликтов и недопониманий.
Для каждой страны характерна своя инженерная культура (впрочем, как и «обычная»), и для бесперебойности процесса разработки необходимо глубокое понимание всех сложностей и особенностей, характерных для зон ответственности каждого звена в кооперации. Как преодолевать возникающие сложности в ходе совместной разработки в условиях очень сложного и непрерывного взаимодействия разных компаний? Необходим постоянный контроль деятельности всех участников, чтобы иметь возможность видеть полную картину процесса разработки, а не какие-то отдельные фрагменты. Эти непростые обязанности выполняют российские специалисты, которые постоянно контролируют все стадии создания устройств, от концепции до распространения продукции в более чем 20 странах мира.
Технические трудности и вызовы
С самого начала, создавая свой смартфон, мы руководствовались философией Always On, о которой писали некоторое время назад. Суть её заключается в том, что практически все современные гаджеты нельзя назвать постоянно включёнными. Да, технически они не выключены, но чтобы получить доступ к их функциям, обычно необходимо взять устройство в руку, включить экран (!), разблокировать, найти нужное приложение и запустить его. Все эти операции становятся не нужны при использовании второго дисплея на электронных чернилах, на котором постоянно отображается только та информация, которая нужна пользователю. И смартфон даже не надо брать в руки, достаточно лишь посмотреть на него.
Многие считают, что внедрить второй дисплей в смартфон, сохранив на должном уровне его толщину, дело пустяковое. Но это совершенно не так. Заданная толщина устройства предусматривала жёсткие требования ко многим компонентам, их толщина должна была быть минимальна насколько возможно.
В YotaPhone 2 применён AMOLED-дисплей от Samsung, которая разработала дисплейный модуль необходимой толщины, чуть ли не самый тонкий из имеющихся на рынке. Речь идёт о технологии OCTA (Oncell Capacitive Touch AMOLED), когда сенсорная плёнка интегрируется в верхний слой стекла, закрывающего матрицу. Кроме того, ради уменьшения толщины мы использовали дисплейный модуль без жёсткого каркаса, который у других производителей выполняет роль шасси устройства. Поэтому нам пришлось изыскивать другие способы обеспечения жёсткости конструкции. Все эти меры позволили сделать наш AMOLED-дисплей примерно на 0,5 мм тоньше традиционных LCD-дисплеев, наиболее часто используемых в смартфонах.
В дополнение мы провели перенастройку touch-контроллера (пятого поколения, одного из лучших на рынке, TMA568), чтобы обеспечить ещё большую чувствительность и точность позиционирования касаний.
Также именно в России разработано всевозможное программное обеспечение для YotaPhone, позволяющее реализовать множество сценариев использования второго дисплея. Мы создали специальные алгоритмы обработки изображения для чёрно-белых дисплеев, внедрили распознавание жеста разблокировки на для обоих экранов на уровне touch-контроллера.
***
Учитывая всё вышеописанное, у нас никогда не возникало сомнения относительно того, к какой стране следует отнести происхождение YotaPhone. Мы с полным основанием называем его российским смартфоном. И не потому, что мы так хотим, а потому что это полностью соответствует мировой практике крупнейших производителей.
Также мы рады сообщить, что уже доступен предзаказ на YotaPhone 2. Эта последняя неделя перед запуском расписана просто по минутам, да и весь прошедший год был для нас труден и наполнен заботами по созданию YotaPhone 2. В этот смартфон мы, без преувеличения, вложили всю душу. Его официальная презентация состоится 2 декабря этого года.
Мы будем держать вас в курсе событий.
Автор: YotaDevices