Добрый день, уважаемыее.
Не так давно был опубликован пост Первый настоящий российский смартфон? в котором рассказывалось о смартфоне, разработанном российской фирмой по словам директора фирмы контрактного производства электроники Сергея Зорина.
Пост вызвал много противоречивых комментариев, часть которых сводилась к тому, что назвать смартфон «российским» нельзя, если хоть что-то из него сделано в Китае, в том числе и электронные компоненты.
Я же, в целом, был довольно положительно настроен и поучаствовал в дискуссии в комментариях, высказавшись, что главное в электронном устройстве — это разработка, поэтому, если электрическая схема была разработана у нас, плата устройства протрассирована у нас, корпус также спроектировали в России, то смартфон однозначно российский, потому что большинство фирм сейчас так и поступает, либо размещая свои заводы в Китае и Тайване, либо вовсе фаблесс — то есть, только разрабатывая, и отдавая на производство сторонним фирмам.
Спустя некоторое время я вспомнил, что когда-то заводил аккаунт в LJ, а в посте — приведена ссылка на блог Сергея Зорина, и решил узнать у него лично чуть более подробно относительно того, где и что было разработано, потому что исходная его фраза «разрабатывали вместе с китайцами, причем существенную часть проекта делали здесь» была довольно неопределенной.
Однако, его ответы оказались куда более резкими и куда менее конкретными, чем я предполагал.
Возможно, я в самом деле ошибся в вопросах? Судите сами:
Вот ссылка на ветвь дискуссии в LJ: http://zorins.livejournal.com/51597.html?thread=7105933.
Как мне кажется, я задал вполне конкретные вопросы, на которые существуют вполне конкретные ответы:
1) Чьей разработки электрическая принципиальная схема устройства? (ваша фирма или Китай?)
2) Кто трассировал печатную плату?
3) Кто проектировал корпус?
4) Ну и так, чисто для справки — сколько слоев печатная плата у вас?
На что, к моему удивлению, получил обвинение в некомпетентности и слова о том, что я даже не смогу понять ответы.
После некоторой большей настойчивости, Сергей все же ответил следующее:
>Для того, чтобы объяснить как устроено современное проектирование сложных устройств, нужно прочесть довольно объемную лекцию. Вы понимаете как устроено лицензирование у чипмейкеров, что такое референс дизайн, и сколько компаний обычно участвует в проектировании? Ваши вопросы с 1 по 3 бессмысленны. Наши разработчики участвовали и в проектировании плат и в корпусе и в софте, но кроме наших там еще хренова куча подрядчиков была. На 4 отвечу более однозначно. У нас 3 платы: 2,4 и 6 слоёв.
Сам я занимаюсь разработкой электронных устройств, но, безусловно — не в масштабах потребительской электронники (у нас очень малые серии, а зачастую — штучное производство, так как производимые устройства более специального назначения).
Однако, я не вижу объективной причины, по которой вопрос о том, кто занимался трассировкой плат — бессмысленный, и почему нельзя более подробно сказать, кто разводил каждую из этих трех плат — инженеры из фирмы Сергея, подрядчики из России, или же аутсорсеры из Китая.
Возможно, я не прав? Хотелось бы услышать комментарий тех, кто связан с более массовым производством электроники.
Автор: Ariman