Год назад мы писали о сколковской IT-компании «Ансистемс», которая задолжала 158 млн рублей своим сотрудникам. Тогда нам удалось поднять информационную волну. Об этом трудовом конфликте писали Ведомости, CNews и упоминали некоторые YouTube-блогеры. Нам также удалось организовать работников. Их обращения в Следственный комитет привели к возбуждению уголовного дела на генерального директора «Ансистемс» по статье 145.1 УК РФ за невыплату зарплаты свыше двух месяцев. Признаемся, мы надеялись, что руководство предпочтёт уголовному делу выплату долгов, но мы ошиблись и теперь понимаем, почему. 12 апреля 2024 года суд признал виновным генерального директора «Ансистемс» Чернавина Петра Владимировича в совершении преступления и назначил наказание… в виде штрафа 350 тыс. рублей. Как развивался трудовой конфликт, что у нас получилось, а что нет, и что может ждать сотрудников дальше, читайте в нашей статье.
TL;DR
Аккредитованная IT-компания «Ансистемс» уже больше года не выплачивает зарплату 250 сотрудникам. Долг на данный момент составляет 158 млн рублей. Нам удалось предать трудовой конфликт огласке: о нём писали в «Ведомостях», CNews и упоминали YouTube-блогеры. Мы помогли около 20 бывшим сотрудникам выиграть суд. Совместными усилиями с работниками мы смогли снять мораторий на проверку «Ансистемс». В результате прокуратура представляла в суде интересы остальных пострадавших сотрудников и выиграла иски. Удалось привлечь генерального директора «Ансистемс» Чернавина Петра Владимировича к уголовной ответственности. Правда, за невыплату зарплаты свыше двух месяцев его оштрафовали всего на 350 тысяч рублей. После возбуждения уголовного дела он, а также все учредители компании, один из которых сын бизнесмена Ралифа Сафина и брат певицы Алсу, друг за другом обанкротились в течение нескольких месяцев. «Ансистемс» сейчас тоже в процессе банкротства. Все эти действия руководства привели к срыву государственных контрактов. Например, Правительству РФ пришлось переносить внедрение IT-решений для Генпрокуратуры на 2027 год. Подробности об этом ниже. Самое главное: после всего, что было сделано, долги по зарплате всё ещё не выплачены, и ситуация рискует зайти в тупик.
Если же вам интересно узнать про трудовой конфликт во всех подробностях, которые известны нам, то приглашаем к чтению.
Хватит кошмарить бизнес
«Свободу бизнесу! Если не будет свободы бизнеса, ничего не будет — возьму плакат и пойду к правительству с плакатом».
Валентина Ивановна Матвиенко (c)
Сперва немного важного правового контекста. Всем айтишникам нужно знать, что с 24 марта 2022 года в России действует мораторий на проверки аккредитованных ИТ-компаний. Это означает, что если ваш работодатель — аккредитованная компания, то на вашу жалобу на него в государственную инспекцию труда (ГИТ) и прокуратуру вам ответят отпиской, смысл которой передаётся картинкой ниже.
То есть компания может нарушать трудовой кодекс, и ничего ей от ГИТ и прокуратуры не будет. Суды признают незаконным отказ в проведении проверок, но ситуацию это не спасает. С момента введения моратория практически все обращения заканчиваются стандартными отписками.
В исключительных случаях, как с «Ансистемс», невероятными усилиями удаётся добиться преодоление моратория для прокуратуры. В результате прокурор даже будет представлять ваши интересы в суде и, возможно, выиграет иск. Только это — совсем не гарантия получения долгов по зарплате.
На июнь 2024 года основные инстанции, которые могут помочь в отстаивании своих прав и не ограничены мораторием, — это суд и Следственный комитет (СК).
СК занимается уголовными деяниями. Бессмысленно жаловаться туда на принуждение к увольнению. К тому же работникам нужно хотя бы на минимальном уровне разбираться в уголовном праве. Как много ваших коллег знают, что полная невыплата зарплаты свыше 2-х месяцев — это статья 145.1 УК РФ?
С судом тоже не всё так просто. Во-первых, нужно быть юридически подкованным, если отстаивать свои права самостоятельно. Либо потратиться на юристов, чтобы те представляли интересы в суде. Во-вторых, суды могут длиться годами. Даже при идеальном развитии событий, когда не будет никаких апелляций, суд может длиться 2-3 месяца. Всё это время вы будете сидеть без зарплаты. Или, например, с записью в трудовой книжке об увольнении по статье, если работодатель уволил вас по надуманным причинам.
Действующие лица
Пройдёмся по действующим лицам трудового конфликта со стороны бизнеса.
«Ансистемс» — аккредитованная в Минцифры IT-компания и резидент фонда «Сколково». Как сообщают «Ведомости», среди её клиентов Генеральная прокуратура, Департамент информационных технологий Москвы, «Газпром нефть», Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы. Иначе говоря, государственные и окологосударственные учреждения. Например, для Генпрокуратуры «Ансистемс» дорабатывала государственную автоматизированную систему правовой статистики (ГАС ПС). Качество предоставляемых «Ансистемс» услуг можно оценить на примере внедрения системы «Безопасный город» на Сахалине тут и тут.
Чернавин Пётр Владимирович — генеральный директор «Ансистемс».
Чернецова Анна Олеговна — финансовый директор «Ансистемс».
Сафин Руслан Ралифович — учредитель с долей в 20%. Сын бизнесмена Ралифа Сафина и брат певицы Алсу. Предприниматель, член Совета Федерации Федерального Собрания от Республики Алтай до 2014 года. На выборах президента Башкирии в декабре 2003 года занял 3-е место, набрав 23,03% голосов.
Александров Олег Алексеевич — учредитель с долей в 60%.
Смирнова Ирина Александровна — учредитель с долей в 20%.
Хронология трудового конфликта
Июнь 2022 года – 19 мая 2023 года.
По информации от сотрудников, первые задержки зарплаты начались ещё в июне–июле 2022 года. К 1 января 2023 года задолженность по зарплате уже составляла почти 52 млн рублей. Это известно из материалов уголовного дела на Чернавина. К 1 июня 2023 года долг вырос до 158 млн рублей. Проблемы у компании начались задолго до того, как нам стало известно о трудовом конфликте.
Из тех же материалов уголовного дела известно, что в действительности у компании были деньги для зарплат. Например, с 1 января по 30 июня 2023 года со счетов «Ансистемс» было списано 515 млн рублей, из которых лишь 63 млн рублей пошли на выплату зарплат. Иначе говоря, бизнес договорился с другим бизнесом, а на работников наплевать. Они терпят, молчат и верят руководству.
Из текста приговора может сложиться впечатление, что во всём виноват генеральный директор Чернавин. Мы же считаем, что он лишь один из соучастников. Достаточно вспомнить, как остальной менеджмент компании рассказывал, что долги не получается выплатить из-за отсутствия выручки или из-за проблем с банками.
19 мая 2023 года. Спустя почти год после первых задержек зарплаты коллектив профсоюза узнаёт о трудовом конфликте. В течение суток мы собрали около 20 сотрудников в приватном чате и оперативно составили стратегию действий. Как всегда, начали с простого письма директору. По имеющейся на тот момент информации мы оценивали долг по зарплате в 10–15 млн рублей.
29 мая 2023 года. После отправки писем мы дали руководству неделю на реакцию, но её не последовало. Поэтому 29 мая публикуется статья об этом трудовом конфликте. В тот же день с нами связываются из CNews. Получив контакты сотрудников, захотевших дать интервью, CNews тоже публикуют статью. Информация об этом доходит до руководства и до остальных работников. Впоследствии ещё около 20 сотрудников присоединяются к чату. Финансовый директор Чернецова Анна также прикидывается сотрудником и добавляется в чат. После оценки ситуации спешно удаляется.
Июнь 2023 года. Конфликт продолжается. Компания не выплачивает долги. Мы координируем обращения сотрудников в прокуратуру и подачу исков в суд. Помогаем составить жалобы и иски. Объясняем, почему в жалобе нужно попросить направить сведения в Следственный комитет. Тогда мы предполагали, что руководство не захочет уголовного преследования и погасит задолженность. Статья 145.1 УК РФ позволяет полностью освободить от уголовной ответственности, если в течение 2-х месяцев со дня возбуждения дела в полном объёме погасить задолженность по зарплате.
Июль 2023 года. Сведения доходят до СК, возбуждено уголовное дело на генерального директора Чернавина. Сейчас из материалов уголовного дела и дела о его банкротстве известно, что примерно в это же время Чернавин подписал брачный контракт с женой, а затем развёлся. По условиям брачного контракта квартира, машиноместо и автомобиль перешли к жене.
Август 2023 года. Видя, что ситуация не двигается, мы решаем предать огласке информацию об уголовном деле и связываемся с «Ведомостями». Они публикуют об этом статью, а за ними и CNews. Информация доходит аж до депутата Госдумы. С нами связывается его представитель и просит контакты сотрудников. Мы передаём контакты согласившихся пообщаться. В результате был направлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру. Та в одностороннем порядке разрывает с «Ансистемс» контракт на доработку ГАС ПС. Федеральная антимонопольная служба включает компанию и руководство в реестр недобросовестных поставщиков. В это время акционер компании Александров закрывает ИП и подаёт заявление в Арбитражный суд о признании самого себя банкротом.
Сентябрь 2023 года. Смирнова тоже закрывает ИП. Генпрокуратура наконец-то снимает мораторий на проверку «Ансистемс» и подаёт иски в суд, представляя интересы сотрудников, которые ранее писали жалобы.
Октябрь 2023 года. Смирнова подаёт заявление в Арбитражный суд о признании самой себя банкротом. То же самое делает Сафин. В этот же месяц «Сбер» подаёт заявление в суд о признании «Ансистемс» банкротом. Чернавин закрывает ИП. Микрокредитная организация подаёт заявление в суд о признании Чернавина банкротом. «Ансистемс» начинает процедуру сокращения. Мы делаем об этом публикацию.
Ноябрь 2023 года. Последние сотрудники из полутора десятка человек, которым мы помогли разработать стратегию защиты в суде, выиграли свои судебные дела. Мы делаем об этом публикацию. В то же время CNews публикуют статью о массовом банкротстве учредителей и руководства «Ансистемс». Чуть позднее они же публикуют статью о расторжении ГКУ «Информационный город» госконтракта с компанией «Ансистемс». Правительство РФ переносит ввод в эксплуатацию ГАС ПС на 2027 год из-за неисполнения обязательств по контракту со стороны «Ансистемс».
Декабрь 2023 года. Уволены сотрудники, чьи должности были сокращены. Сафина признают банкротом. По данным, известным на сегодняшний момент, его долги составляют 735 млн рублей. Смирнову тоже признают банкротом. Её долги составляют 373 млн рублей. И Чернавина также признают банкротом.
Январь 2024 года. Арбитражный суд в отношении «Ансистемс» вводит процедуру наблюдения — один из этапов банкротства. С этого момента счета компании заморожены, и взыскать деньги через приставов уже не получится. Мы делаем об этом публикацию.
Февраль 2024 года. Александрова признают банкротом. По данным, известным на сегодняшний момент, его долги составляют 362 млн рублей. Бывшая супруга Чернавина предпринимает попытку продать отошедшую ей по условиям брачного контракта квартиру за 45 млн рублей на ЦИАН. Это замечает финансовый управляющий Чернавина. В результате суд накладывает арест на квартиру, машиноместо и автомобиль.
Март 2023 года. У Сафина в деле о банкротстве проходит инвентаризация имущества.
Апрель 2024 года. Генерального директора «Ансистемс» признают виновным в совершении уголовного преступления и назначают штраф в 350 тыс. рублей.
Май 2024 года. У Смирновой отбирают кредитный Mercedes.
Итоги и перспективы
С момента нашей первой публикации про «Ансистемс» прошёл уже год. Нам и работникам удалось сделать следующее:
1. Предать огласке ситуацию. Страна должна знать своих героев.
2. Отстоять права в суде. Многие работали в «Ансистемс» удалённо, живя за сотни и тысячи километров от Москвы. Почти 20 работников действовали по нашим инструкциям и выиграли суды против «Ансистемс» в удалённом режиме, тратя деньги лишь на отправку заказных писем.
3. Снять мораторий на проверки. В результате прокуратура начала работать и выиграла суды против «Ансистемс», представляя интересы сотрудников, которые ранее писали жалобы.
4. Привлечь к ответственности генерального директора Чернавина.
В то же время у нас не получилось:
1. Создать хотя бы временный, но устойчивый коллектив, готовый самостоятельно бороться за свои права. Вероятно, сыграла роль усталость от всей ситуации. Для некоторых трудовой конфликт длится уже почти 2 года. Кроме того, на это влияет общая инертность всех наёмных работников в России, предпочитающих потерпеть ещё чуть-чуть в надежде, что что-то изменится.
2. Самое главное — работники всё ещё не получили свою зарплату, и возможностей её взыскать в полном объёме с каждым днём становится всё меньше.
Отдельно отметим работу государственных учреждений:
1. ГИТ так и не отреагировала на трудовой конфликт. Лишь присылала отписки на жалобы работников.
2. Минцифры не отреагировало на трудовой конфликт. При этом известно, что после разрыва контракта с «Ансистемс» Правительство РФ привлекло Минцифры к доработке ГАС ПС совместно с Генпрокуратурой.
3. Фонд «Сколково» не отреагировал на трудовой конфликт.
Сейчас «Ансистемс» в стадии наблюдения. По её итогам арбитражный управляющий должен принять решение: финансово оздоровить компанию, то есть возобновить её работу, либо начать конкурсное производство, то есть непосредственно банкротство. Нам кажется, что компания вряд ли возобновит работу.
Из уголовного дела Чернавина известно, что у «Ансистемс» в имуществе есть более 100 участков земли средней стоимостью около 1 млн рублей. Кстати, для чего? А суммарная стоимость всего имущества составляет около 126 млн рублей. То есть этого не хватает даже на полное погашение долгов по зарплатам.
Автор: Профсоюз