Чем сложнее становится оборудование, тем больше появляется возможностей для его поломок. Торговые весы — не исключение. Рассказываем на собственном опыте, как их приводят в негодность тараканы, ненадлежащий уход и неаккуратное обращение.
В торговых весах, как и в любых других сложных устройствах, почти вся компонентная база в той или иной степени ломается. Обычно количество и характер поломок напрямую связаны с тем, насколько качественно само оборудование и надёжны его комплектующие. Однако есть ряд общих факторов, которым подвержены практически все современные торговые весы.
Поломка №1: Тензодатчик
Чаще всего в торговых весах выходят из строя тензодатчики, преобразующие величину деформации в удобный для измерения сигнал (обычно электрический). В результате устройства начинают неправильно показывать вес товара — тот становится прыгающим или оказывается больше/меньше действительного.
Чаще всего тензодатчик выходит из строя по двум причинам:
- либо предельный вес, который могут выдержать весы, был превышен;
- либо на весы уронили вес близкий к предельному. В таком случае нагрузка на весовую платформу и, как следствие, тензодатчик оказывается столь же существенной, что и в первом случае.
Иногда такая проблема решается калибровкой тензодатчика, но нередко приходится прибегать к его ремонту, а чаще к замене.
Наша практика показывает, что обычно поломки тензодатчиков могут быть связаны с двумя причинами:
- производители стали использовать менее качественные комплектующие;
- погрешности логистических компаний (доставка ЗИПа нередко производится с нарушениями по вине транспортных перевозчиков).
Чаще всего это проблема недорогих весов восточных производителей, которые, в том числе, поступают в сервисную службу «Пилота».
Поломка №2: Материнская плата, порты и блоки питания
Сегодня торговые весы — это практически полноценные компьютеры со своими, свойственными для этой категории, компонентами. Один из них — материнская плата, которая нередко перестаёт работать.
Производители весов размещают на материнской плате разное количество элементов: кто-то много, кто-то мало. Вторая, на которой, например, находится только управляющий элемент и память, ломается, как правило, реже. А вот материнские платы, куда «заботливые» производители разместили Wi-Fi, элементы управления дисплеем, клавиатурой, интерфейсы, выходят из строя значительно чаще.
Нередко материнские платы страдают от продуктов жизнедеятельности тараканов, обитающих внутри весов. По этой причине, а также потому, что в устройство проникают жидкости, происходит замыкание на материнской плате. Чтобы этого не происходило, некоторые ритейлеры отдают предпочтение весам с высоким классом защиты от пыли и влаги.
В отличие от касс, которые подключены к источнику бесперебойного питания, весы работают от обычной незащищенной электросети магазина. В их блоках питания отсутствует серьёзная защита, поэтому материнская плата, как наиболее чувствительная электроника, в результате перепадов напряжения выбывает из строя в первую очередь. Эта же проблема приводит к поломке и тензодатчиков.
Аналогичная ситуация возникает и с портами: что Ethernet, что COM, что какие-то специфические порты часто приходят в негодность. Обычно, если они размещены на отдельной плате, то заменить их проще. Если порты спрятаны глубоко в весах и недоступны для покупателей и сотрудников магазина, то они служат дольше.
Блок питания может быть завязан на материнскую плату или располагаться отдельно. И, увы, от его качества напрямую зависит надёжность весов — нередки случаи, когда при его выходе из строя приходится менять практически всю начинку устройства.
Поломка №3: Механизм чекопечати
Проблема для весов с чекопечатью — это механизм чекопечати. В отличие от материнской платы, он имеет свой срок жизни, в том числе и физический. Помимо ремонта, механизм чекопечати требует и регулярной профилактики. Он часто забивается, особенно это актуально в том случае, если ритейлеры используют некачественные расходные материалы. В результате заявленный срок службы механизма чекопечати сокращается в разы. Бороться с этим можно единственным способом — регулярно проводить профилактику. Механизм чекопечати у хороших иностранных весов имеет ресурс 150 км чекопетающей ленты. Весы попроще (особенно отечественного производства) обладают меньшим ресурсом работы — 50 километров чекопечатающей ленты. Но если весам не проводить профилактику чекопечатующего механизма хотя бы раз в месяц (то есть на периодической основе не чистить механизм лентопротяжки и не удалять остатки этикеток на печатающей голове), то срок его службы иногда сокращался почти на 50%.
С элементами чекопечати связаны и механические поломки отсеков замены ленты этикеток. В старых моделях весов, разработанных для самообслуживания в небольших европейских продуктовых сетях, не предусматривали частого замены ленты. Защёлки на крышках отсеков, не рассчитанные на столь частое открывание и закрывание, делали из мягкого пластика. Поэтому они часто ломаются.
Поломка №4: Ненадлежащий уход
Тараканы — бич торгового оборудования. Когда наши специалисты вскрывают торговые весы для ремонта, то насекомые и продукты их жизнедеятельность обнаруживаются крайне часто. В результате умирает электроника, компоненты весов. Конечно, иногда в них можно найти и более экзотические посторонние вещи — например, одноразовые резиновые перчатки, в которых продавцы взвешивают товар. Особенно часто можно их увидеть в порционных весах в том случае, если блок для этикетки находится под крышкой и обладает большими размерами.
К слову, весы с повышенным классом пыле- и влагозащищенности защищены от подобных сюрпризов — обычно у них затруднён доступ к внутренней элементной базе.
В среднем, если не проводить регулярную профилактику весов, они могут попасть в зону риска поломки уже всего лишь через год после покупки.
Поломка №5: Кнопки и сенсорные экраны
Распространённая болезнь кнопочных весов — поломка клавиатур. У магазинов, которые используют кнопочные весы самообслуживания, чаше всего имеется достаточное количество ЗИП, и либо сами сотрудники предприятия, либо специалисты центра технического обслуживания (ЦТО) оперативно меняют вышедшие из строя кнопки. Как бы не казалось на первый взгляд, ремонт кнопочных весов — не самая лёгкая задача. Даже если из строя вышла только одна кнопка, магазину придётся закупить их минимум десять — чтобы добрать до минимальной партии, так как кнопки по одной штуке не продаются.
Если панель весов оснащена поляризационной плёнкой, то тут возникает другая неприятность: плёнка рвётся из-за неаккуратного обращения — продавцы часто пытаются тыкать в неё ногтями, ручками. В таком случае приходится полностью плёнку менять. Это актуальная проблема для небольших магазинов, где стоят только одни весы. Жизненный цикл поляризационной плёнки не превышает двух лет, а зачастую приходится её менять и вовсе ежегодно.
Подвержены поломкам и весы с сенсорными дисплеями. Они могут сломаться в результате сильного механического воздействия. Сложность ремонта здесь в том, что, если плёнку и кнопки способны поменять сотрудники магазина, то в случае сенсорных весов — их точно придётся вести в сервисный центр. Эта проблема решается подписанием сервисного договора с указанием сроков ремонта — подрядчик обычно держит под конкретного клиента подменный фонд и весы достаточно быстро возвращают в строй.
Поломка №6: Прикассовые сканер-весы
Экраны прикассовых сканер-весов остаются слабым звеном этих устройств, хотя и изготовлены из прочного и износостойкого стекла, а некоторые являются ударопрочными и делают их с рубиновым напылением. Со временем стекло стирается и хуже сканирует, ведь количество товаров, каждый день проходящих через них, просто колоссально. Но чаще всего они ломаются из-за некачественного закрепления экранов. Но это касается только сканера. Сами же весы, если их шлейфы качественно размещены, оказываются практически вечными.
Чаще всего прикассовые сканер-весы ломаются в том случае, если они были установлены кустарным способом — просто врезаны в поверхность стола кассира. Тогда в прорези попадают грязь, жидкости и даже части продуктов, которые могут проникнуть и в само устройство, что приводит к его выходу из строя.
Поломка №7: Срок жизни
У любого устройства есть срок жизни. И если он превышен, то оборудование попросту выходит из строя. Увы, часто российские ритейлеры не торопятся менять парк оборудования: поэтому весы вместо, например, 7 лет служат 10. Их переводят из одного магазина в другой, возвращают после многочисленных ремонтов. А за этим следуют только всё новые поломки.
Срок жизни весов существенно сокращается из-за батарейки на материнской плате, отвечающей за поддержку в рабочем состояния модулей памяти. Её хватает на 5-7 лет постоянной работы (она не перезаряжается). Если батарейка выходит из строя, то при выключении весов из сети электроэнергии, они полностью обнуляются и переходят в заводское состояние (сбрасываются все установленные сотрудниками магазина настройки). В результате этого также перестаёт отображаться любая информация на дисплее.
Автор: pilot-retail